Дело № 2-663/2020, № 12RS0002-01-2020-001299-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 20 ноября 2020 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Яковлевой А.Ю., с участием заместителя прокурора Шабердиной Л.Н., от Шелангерского сельского поселения главы поселения ФИО1, главы администрации ФИО2, от Собрания депутатов Шелангерского сельского поселения, Конкурсной комиссии по доверенностям от <дата>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Звениговского района Республики Марий Эл в интересах Шелангерского сельского поселения, неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района, главе Шелангерского сельского поселения ФИО1, главе администрации Шелангерского сельского поселения ФИО2 об обязании расторгнуть контракт, заключенный с главой Шелангерской сельской администрации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Звениговского района Республики Марий Эл в интересах Шелангерского сельского поселения, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать Собрание депутатов Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района в лице главы Шелангерского сельского поселения ФИО1 расторгнуть на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, абз. 4 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ контракт с главой Шелангерской сельской администрации ФИО2 В обоснование требования указано, что контракт с ФИО2 на замещение должности главы администрации Шелангерского сельского поселения заключен с нарушением предусмотренных законодательством правил его заключения. ФИО2 не соответствует установленным квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу работы по специальности. Муниципальными правовыми актами для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Шелангерское сельское поселение» высшей группы должностей муниципальной службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, а также стаж муниципальной службы не менее 5 лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее 6 лет. ФИО2 упомянутым требованиям не соответствует. Решением Собрания депутатов Шелангерского сельского поселения от <дата>№ФИО2 назначен на должность главы Шелангерской сельской администрации, главой Шелангерского сельского поселения ФИО1<дата> с ФИО2 заключен контракт. В пересмотре результатов конкурса на замещение должности главы Шелангерское сельской администрации прокурору отказано. Установив факт поступления на муниципальную службу лица, не несоответствующего квалификационным требованиям, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы», а также муниципальных нормативных правовых актов, прокурор обратился в суд.
Заместитель прокурора Шабрдина Л.Н. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала.
Ответчики глава Шелангерского сельского поселения ФИО1, Собрание депутатов Шелангерского сельского поселения в лице представителя ФИО3, глава администрации Шелангерского сельского поселения ФИО2, третье лицо конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Шелангерского сельского поселения в лице представителя ФИО3 против удовлетворения требований возражали. Указывали, что в целях обеспечения деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления объявлялись конкурсы на замещение вакантной должности, три из которых не состоялись. ФИО2 был рекомендован Собранию депутатов Шелангерского сельского поселения на должность, он был назначен на должность главы администрации, с ним заключен контракт на срок полномочий, определяемый Уставом муниципального образования. При этом как члены конкурсной комиссии, так и депутаты Собрания депутатов поселения исходили из интересов населения, учли наличие у него диплома бакалавра по направлению подготовки: электроэнергетика и электротехника, диплом о среднем профессиональном образовании, стаж работы по специальности, направлению подготовки: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, стаж в качестве водителя в различных организациях 5 лет 6 месяцев 24 дня на момент проведения конкурса. ФИО2 было рекомендовано продолжить обучение в высшем учебном заведении по программе магистратура или специалитет. Именно Собрание депутатов как избранный населением орган принимает решение о том, кто вправе занять должность и поручает главе муниципального образования подписать контракт. Только представительный орган вправе принять решение о расторжении контракта с главой администрации, а не какой-либо иной орган или должностное лицо. Требования прокурора предполагают расторжение контракта с ФИО2 без решения Собрания депутатов вопреки действующему правовому регулированию. Органы власти самостоятельны, а потому требования прокурора нарушают установленный Конституцией РФ принцип разделения властей. Установленный ч. 10 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ перечень оснований досрочного прекращения полномочий является исчерпывающим, и такого основания как нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора не содержит. Решение о расторжении контракта невозможно без принятия решения о назначении главы администрации поселения незаконным, сроки оспаривания которого прокурором пропущены.
ФИО2 объяснял, что в настоящее время получает образование в ПГТУ по направлению «государственное и муниципальное управление», прошел курсы в ООО «Группа Содружество» «государственное и муниципальное управление» и считает себя соответствующим предъявленым к замещению должности главы администрации Шелангерское сельское поселение требованиям.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).
Согласно части первой статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Поступление на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы, стажу работы, необходимому для исполнения должностных обязанностей, которые установлены муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и законом субъекта Российской Федерации, определяющим типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, является нарушением правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, и влечет прекращение трудового договора с муниципальным служащим.
Согласно федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
Положения ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Согласно п. 9 ч. 3 ст. 23, п. 2 ч. 5 ст. 29 Устава Шелангерского сельского поселения принятие решения о заключении контракта с главой администрации поселения отнесено к полномочиям Собрания депутатов, заключение контракта с главой администрации поселения –к полномочиям главы поселения.
Исходя из положений части 2 статьи 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Согласно ст. 8 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Марий Эл в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Марий Эл установлены в приложении № к настоящему закону.
Согласно пунктам 1 и 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения высших должностей муниципальной службы – не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Решением Собрания депутатов МО «Шелангерское сельское поселение» от <дата>№ утверждены аналогичные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Шелангерское сельское поселение», согласно п. 1 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы высшей группы должностей муниципальной службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Согласно п. 4 Квалификационных требований для замещения высшей должности муниципальной службы необходим стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее четырех лет.
Решением Собрания депутатов Шелангерского сельского поселения от <дата>№ утвержден порядок проведения конкурса на замещение должности главы Шелангерской сельской администрации, в числе требований, предъявляемых к кандидатам на должность главы администрации предъявлено требование о наличии стажа муниципальной службы (государственной) службы не менее 5 лет или стажа по специальности не менее 6 лет.
Кандидатом на замещение должности главы Шелангерской сельской администрации ФИО2 представлен документ о высшем образовании по программе бакалавриата ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» по специальности электроэнергетика и электротехника, выданный <дата>. ФИО2 имеет также среднее профессиональное образование по направлению подготовки «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», по квалификации «техник» (диплом ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», который ранее в числе документов на рассмотрение комиссии не представлялся.
Решением Собрания депутатов Шелангерского сельского поселения от <дата>№ФИО2 назначен на должность главы Шелангерской сельской администрации. <дата> главой Шелангерского сельского поселения ФИО1 с ФИО2, заключен контракт.
Представление прокурора Звениговского района о пересмотре результатов конкурса на замещение должности главы Шелангерской сельской администрации Собранием депутатов Шелангерского сельского поселения отклонено, о чем принято решение № от <дата>. При этом Собранием депутатов установлено наличие у ФИО2 стажа по специальности общей продолжительностью 5 лет 6 месяцев 24 дня и стажа муниципальной службы продолжительностью 2 года за счет периода службы в армии.
Судом установлено, что ФИО2 высшего профессионального образования не ниже уровня специалитета либо магистратуры на дату поступления на муниципальную службу не имел, как установленного условиями проведенного конкурса на замещение должности главы Шелангерской сельской администрации стажа муниципальной службы или стажа работы по полученной им специальности (пункт 2.1 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Шелангерской сельской администрации).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В силу данных положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также закона субъекта Российской Федерации и муниципального нормативного правового акта наличие высшего профессионального образования не ниже уровня специалитета или магистратуры, стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности являются обязательными для замещения высших должностей муниципальной службы в администрации поселения.
Таким образом, поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» и муниципальных правовых актов, а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», принятого в его развитие Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы», в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 ТК РФ, приходит к выводу о том, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы.
ФИО2 был назначен на высшую должность муниципальной службы в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к уровню образования и стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы. Обучение в настоящий момент в Поволжском государственном технологическом университете и получение высшего образования уровня магистратуры не свидетельствуют о соответствии его предъявляемым к замещению должности главы администрации поселения требованиям. Наличие стажа не менее 6 лет по направлению подготовки «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» также не установлено.
Как установлено судом, на дату разрешения спора ФИО2 не имеет высшего образования уровня не ниже специалитета, магистратуры, в администрации Шелангерского сельского поселения какие-либо вакансии отсутствуют.
Позиция ответчиков о том, что ФИО2 как получающий высшее профессиональное образование уровня магистратуры и обладающий достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на главу Шелангерской сельской администрации полномочия, может замещать высшую должность, в том числе по тому основанию, что он был назначен на нее представительным органом местного самоуправления, и только к компетенции этого органа отнесены вопросы по прекращению контракта, пусть и заключенного в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований, по мнению суда, является ошибочной, не основанной на законе. Закон обязателен для органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. Установив нарушения требований законодательства при назначении ФИО2 на должность главы Шелангерской сельской администрации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, не затрагивая при этом конституционного принципа разделения властей и не допуская вмешательство в деятельность органов местного самоуправления в той мере, в которой она требованиям закона соответствует.
С учетом приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что жители Шелангерского сельского поселения имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными служащими, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложению на Собрание депутатов Шелангерского сельского поселения обязанность расторгнуть контракт с ФИО2 по пункту 11 части первой статьи 77, статье 84 ТК РФ (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на Собрание депутатов Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района в лице главы Шелангерского сельского поселения обязанность расторгнуть контракт с главой администрации Шелангерского сельского поселения ФИО2 на основании пункта 11 части 1 ст. 77, абзаца 4 части 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года.