дело № 12-1-51/2021
УИД № 12RS0016-01-2021-000414-20
РЕШЕНИЕ
г. Козьмодемьянск 26 апреля 2021 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Айплатов Н.М.,
с участием представителя заявителя администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО2,
рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл ФИО3 о наложении административного штрафа по делу № 0036/01 от 25 февраля 2021 г., которым
администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл ФИО3 от 25 февраля 2021 года администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (далее - Администрация Горномарийского района) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, врио главы администрации ФИО4 обратилась с жалобой в Горномарийский районный суд, при этом указала, что решение суда администрацией не исполнено в полном объеме по уважительной причине. Собственником полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного в 350 м северо-восточнее <адрес> Республики Марий Эл является администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск». В настоящее время разработана проектно-сметная документация на рекультивацию полигона бытовых и промышленных отходов. Данный объект рекультивации был включен в приоритетный региональный проект «Сохранение и предотвращение реки Волги» в рамках основного направления стратегического развития Республики Марий Эл «Экология», утвержденный главой Республики Марий Эл ФИО и согласованный заместителем министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО5, где указаны сроки реализации объекта рекультивации. Протоколом Совета при Главе Республики Марий Эл по стратегическому развитию проектной деятельности и реализации национальных проектов и программ был утвержден доработанный паспорт региональной программы по направлению «Экология», федеральный проект «Чистая страна». Начало действия данной программы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выделение денежных средств для рекультивации полигона бытовых и промышленных отходов было запланировано на 2020 год в сумме 9783 тыс. руб. Исполнителем указанной программы и соответственно заказчиком проектно-сметной документации на рекультивацию полигона ТБО, расположенного у <адрес> является администрация городского округа «Город Козьмодемьянск». В соответствии с письмом и.о. министра ФИО1 министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидий из Федерального бюджета на реализацию мероприятий «Рекультивация полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного в 350 метрах от <адрес> Республики Марий Эл» отказано с предложением о проведении повторной государственной экологической экспертизы. Исполнения решения суда связано с длительным исполнением необходимых мероприятий, получения администрацией муниципального образования «Городской округ «Город «Козьмодемьянск» дополнительного положительного заключения государственной экспертизы, доведения лимитов бюджетных обязательств, заключения муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона. Просит постановление должностного лица от 25 февраля 2021 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель администрации МО «Горномарийский муниципальный район» ФИО2 поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объеме. Просила постановление должностного лица от 25 февраля 2021 года отменить, производство по делу прекратить. Пояснила, что 21 января 2021г. протоколом совещания при заместителя министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ №1 предложено Администрациям МО «Горномарийский муниципальный район», «Городской округ «Город Козьмодемьянск» проработать вопрос целесообразности проведения рекультивации полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного в 350м от <адрес> РМЭ за счет средств муниципального бюджета, либо с привлечением средств федерального бюджета; при принятии решения о необходимости привлечения средств из федерального бюджета доработать проектно –сметную документацию. В настоящее время предложений о выделении денежных средств за счет местного бюджета не подавалось, данный вопрос будет рассматриваться по итогам исполнения бюджета за 1 полугодие 2021г. Сведениями об обращении к администрации «ГО «Город Козьмодемьянск» с предложениями исполнить решения суда не располагает.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В ч. 1 и 2 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть. 2 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из материалов дела и судом установлено, на исполнении Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл находится исполнительное производство № 21259/15/12021-ИП, возбужденное 12 августа 2014 года на основании исполнительного листа Горномарийского районного суда Республики Марий Эл об обязании должника Администрации Горномарийского района принять меры по ликвидации несанкционированных прилегающих к полигону ТБО, расположенному в 350 м северо-восточнее <адрес> муниципального района Республики Марий Эл, объектов размещения бытовых отходов в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по разработке проекта и рекультивации земельного участка с кадастровым номером № расположенного в 350 м северо-восточнее <адрес> муниципального района Республики Марий Эл.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с Администрации Горномарийского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации Горномарийского района судебным приставом-исполнителем вручено постановление о совершении должником обязательных действий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должник обязан исполнить решение суда по исполнительному производству №-ИП, провести мероприятия по разработке проекта и рекультивации земельного участка с кадастровым номером 12:02:080101:4, расположенного в 350 м северо-восточнее <адрес> муниципального района Республики Марий Эл в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок Администрацией Горномарийского района требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; исполнительным листом от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, выданным Горномарийским районным судом Республики Марий Эл; постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о совершении должником обязательных действий, а также иными доказательствами.
Указанные доказательства являются допустимыми, достоверными и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено невыполнение администрацией Горномарийского муниципального района содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в полном объеме в срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы жалобы о принятии администрацией Горномарийского муниципального района всех мер для исполнения решения суда и требования судебного пристава-исполнителя, отсутствии у Администрации реальной возможности провести рекультивацию земельного участка, являются несостоятельными.
Представленные <адрес> ответ и.о. министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ от ДД.ММ.ГГГГг. в адрес мэра <адрес>, согласно которому отказано в предоставлении субсидий из федерального бюджета; протокол совещания при заместителя министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ № по вопросу рекультивации полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного в 350м от <адрес> РМЭ в рамках регионального проекта «Чистая страна» (далее Протокол №), не свидетельствуют о принятии администрацией Горномарийского муниципального района РМЭ мер по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГг. и исполнению требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГг. о проведении мероприятий по разработке проекта и рекультивации земельного участка с кадастровым номером № расположенного в 350 м северо-восточнее <адрес> Республики Марий Эл.
Как следует из вышеуказанного протокола № Администрациям МО «Горномарийский муниципальный район», «Городской округ «Город Козьмодемьянск» предложено проработать вопрос целесообразности проведения рекультивации полигона бытовых и промышленных отходов, расположенного в 350м от <адрес> РМЭ за счет средств муниципального бюджета, либо с привлечением средств федерального бюджета; при принятии решения о необходимости привлечения средств из федерального бюджета доработать проектно –сметную документацию. Однако, сведений о принятии решения о выделении средств местного бюджета, об обращении с предложением о выделении средств представительный орган или финансовый орган Горномарийского муниципального района в суд не представлено, как не представлено сведений о принятии решения о необходимости привлечения средств из федерального бюджета.
Администрацией Горномарийского муниципального района РМЭ, являясь собственником земельного участка, на котором расположен полигон ТБО, принадлежащий администрации «ГО «Город Козьмодемьянск», каких-либо мер к понуждению собственника полигона к исполнению решения суда и требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГг. не предпринято, таких сведений в материалах дела не имеется, в суд не представлено.
Таким образом, прихожу к выводу о неисполнении администрацией Горномарийского муниципального района требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГг. о принятии мер по ликвидации несанкционированных, прилегающих к полигону ТБО, расположенному в 350 м северо-восточнее <адрес> РМЭ, объектов размещения бытовых отходов и проведении мероприятий по разработке проекта и рекультивации земельного участка с кадастровым № в срок до ДД.ММ.ГГГГг..
Заявление администрации Горномарийского муниципального района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда Горномарийским районным судом ДД.ММ.ГГГГг. оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении и постановления должностного лица описание события административного правонарушения не содержит сведений о наложении Администрации Горномарийского муниципального района административного штрафа, предшествовавшего неисполнению должником требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. Такие сведения о привлечении юридического лица к административной ответственности не содержится и в представленных материалах дела.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о фактическом вменении в вину администрации Горномарийского муниципального района РМЭ совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Таким образом, суд считает необходимым переквалифицировать бездействие администрации Горномарийского муниципального района с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом –исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершённого правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Части 1 и 2 ст.17.15 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, а санкция части 1 указанной статьи не ухудшает положение лица привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом судья считает необходимым переквалифицировать действие (бездействие) администрации Горномарийского муниципального района с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ на ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, что не приведет к нарушению прав юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При назначении наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, его имущественное, финансовое положение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями п. 2 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу администрации Горномарийского муниципального района удовлетворить частично.
постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл № 0038/01 от 25 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, изменить, действия (бездействие) администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» переквалифицировать с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ на ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000(тридцать тысячи) рублей.
В остальной части постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл от 25 февраля 2021 г. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.М. Айплатов
Решение01.05.2021