ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12002-01-2022-001064-89 от 27.06.2022 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-435/2022, № 12RS002-01-2022-001064-89Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 27 июня 2022 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Васягиной А.В., с участием помощника прокурора Трофимовой А.В., от ответчика представителя по доверенности от <дата>Федоровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности провести открытый конкурс на право осуществления перевозок,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском администрации Звениговского муниципального района, в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршруту К-Ш В обоснование иска указал, что отсутствие транспортного сообщения между этими населенными пунктами является нарушением пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ущемляет права граждан, в том числе, на право на передвижение, право на социальную среду, поскольку препятствует посещению объектов социально-бытового, административного делового, культурно-развлекательного назначения, нарушает принципы организации местного самоуправления, призванного решать вопросы обеспечения жизнедеятельности граждан.

Старший помощник прокурора Трофимова А.В. в судебном заседании поддержала заявленное требование. Указала, что по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Казанкова С.И. была проведена проверка исполнения требований законодательства в части осуществления перевозок в деятельности администрации Звениговского муниципального района. После признания в январе 2022 года конкурса на право осуществления деятельности перевозок по маршруту К-Ш несостоявшимся, орган местного самоуправления мер к организации перевозок по указанному маршруту не предпринимает. Между тем, обратившиеся с жалобами лица приводили доводы о том, что, несмотря на наличие проходящих через К-Ш иных маршрутов реально воспользоваться ими не всегда представляется возможным, маршрутки не останавливаются ввиду отсутствия свободных мест в транспортном средстве. Поскольку маршрут не исключен из реестра маршрутов регулярных перевозок на территории <адрес>, то ответчик обязать обеспечить регулярные перевозки по нему, организовав повторно конкурс.

Ответчик администрация Звениговского муниципального района в лице представителя Федоровой М.В. против удовлетворения требования возражал по тем основаниям, что проводимая в ходе совещаний и иных мероприятий работа с потенциальными перевозчиками приводит к выводу о том, что отсутствие желающих подать заявки на участие в конкурсе на осуществление перевозок по маршруту К-Ш вызвано низким уровнем пассажиропотока, стоимости проезда, дублированием муниципальных маршрутов иными межмуниципальными, межрегиональными маршрутами, рост количества автовладельцев. Предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено право организатора открытого конкурса на принятие решения о повторном проведении конкурса, а не обязанность.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Казанкова С.И. в связи с заявлениями граждан по факту отсутствия перевозки общественным транспортом граждан, проживающих в населенных пунктах <адрес>, прокуратурой района была проведена проверка законодательства соблюдения администрацией Звениговского муниципального района, законодательства, регламентирующего полномочия района в указанной сфере деятельности, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией <адрес> повторный конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Звениговского муниципального района не проведен.

<адрес> по факту нарушения вышеуказанной нормы закона <дата> внесено представление об устранении нарушений закона Главе Звениговского муниципального района, однако мер, направленных на обеспечение перевозки по указанному маршруту администрацией района не принято.

Судом по материалам дела установлено, что ответчиком утвержден реестр маршрутов регулярных перевозок на территории <адрес> (в редакции постановления администрации <дата>), где в пункте 9 указан маршрут К-Ш

Пассажирские перевозки по указанному маршруту осуществлялись ИП С.Р.В. который <дата> обратился с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по этому маршруту. <дата> объявлен конкурс на право осуществления деятельности перевозок по маршруту К-Ш признанный <дата> несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок.

С момента признания конкурса несостоявшимся до настоящего времени какие-либо действенные меры, направленные на обеспечение предприняты не были. Транспортное обслуживание по указанному маршруту не осуществляется.

В силу пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления.

Положения статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии с Уставом муниципального образования Звениговский муниципальный район создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями в границах района отнесено к полномочиям администрации Звениговского муниципального района, как исполнительно-распорядительного органа.

Пунктом 7 статьи 24 Закона № 220-Ф3 установлено, что в случае признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в нем не подано ни одной заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

Руководствуясь положениями пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11, 14, 17, 19 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При этом суд исходит из того, что регулярные перевозки по указанному муниципальному маршруту не осуществлялись с конца 2021 года, в связи с чем транспортная доступность к населенным пунктам К-Ш в настоящее время не обеспечена.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей населенных пунктов К.г. и Ш.г с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.

Доводы ответчика о непринятии им решения о проведении повторного конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по указанному муниципальному маршруту, ввиду отсутствия заинтересованности со стороны перевозчиков, не подтверждают исполнения возложенной на него обязанности по организации транспортного обслуживания населения в спорной части, принятия им всех возможных мер. Наличие межмуниципальных маршрутов, проходящих через населенные пункты К-Г (Красногорский-Йошкар-Ола, Йошкар-Ола-Морки-Шоруньжа) как видно из обращения граждан к депутату Государственной власти, при наличии в реестре самостоятельного муниципального маршрута, не обеспечивает потребность граждан, транспортная доступность населения ограничена. Судом отмечается, что исполнение возложенной на ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия поданных заявок на участие в конкурсе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения организовать проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту «Красногорский-Шелангер».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022 года

Решение21.07.2022