ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1204-П от 15.12.2011 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Тольятти                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 г. Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Форофонтовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора г. Тольятти об оспаривании постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство»,

УСТАНОВИЛ:

  Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство».

В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Гладкова И.А. заявленные требования поддержала, пояснив, что указанным постановлением расходы по недополученным доходам управляющих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов в связи с приведением размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области отнесены к расходным обязательствам г.о. Тольятти.

Исполнение данного расходного обязательства осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете г.о. Тольятти в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту городского хозяйства.

Указанное постановление принято во исполнение Постановления Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области».

Постановлением Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года утвержден Порядок Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области.

Данный порядок предусматривает, что формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги производится за счет средств местных бюджетов. Разница возмещается в виде субсидий ТСЖ, кооперативам органом местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.

Однако, ст. 31 Бюджетного кодекса РФ определяет принцип самостоятельности бюджетов, а именно: право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

В данном случае размер подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги приведен в соответствие с предельными индексами, установленными Правительством Самарской области.

Межбюджетные трансферты, субсидии или субвенции на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, ТС, жилищных кооперативов в связи с приведением размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами не предусмотрены.

Кроме того, постановлением Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года возложение на городские округа обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъекта РФ в рамках своей компетенции признано нарушением Бюджетного кодекса РФ в части принципа самостоятельности бюджетов, а также ст. 133 Конституции РФ, которая предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Таким образом, оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти принято с нарушением требований действующего законодательства.

Ввиду вышеизложенного просит признать оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.

Представитель мэрии г.о. Тольятти Панкратова О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что согласно преамбуле оспариваемого прокурором постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» постановление принято в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области».

Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 принято в соответствии с частью 6.1 ст. 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой федерального закона при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями ст. 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» уполномоченными органами местного самоуправления производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким порядком и является Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608, в соответствии с которым (пункты 4.1, 4.2) формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. В целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ораны местного самоуправления муниципальных образований принимают решение о введении ограничения на применяемый для расчета платы граждан тариф по одному или нескольким видам коммунальных услуг (пункт 3.2). При этом пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в том числе в случае выдачи министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области предписания органу местного самоуправления муниципального образования о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (пункт 2.1). Таким образом, принятие данного решения органом местного самоуправления является обязанностью и случае не исполнения уполномоченное Министерство Самарской области выдает органу местного самоуправления предписание.

Согласно указанного Порядка разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.

Постановления Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Самарской области, не отменено, и следовательно должно исполняться органом местного самоуправления.

Правительство Самарской области в ответе на обращение г.о. Тольятти по вопросу применения постановления Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года указывает, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года № 2-П идет речь о потерях теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие принятия регулирующим органом субъекта Российской Федерации тарифных решений, влекущих возникновение разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом, утвержденным субъектом Российской Федерации для потребителей ниже экономически обоснованного. При этом, разъясняется, что в Постановлении Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года идет речь о выпадающих доходах управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, возникающие в связи с принятием органом местного самоуправления решений о введении ограничения на применяемый для расчета платы граждан тариф по коммунальным услугам в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами.

Таким образом, межтарифная разница (между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для потребителей) и выпадающие доходы организаций осуществляющих управление многоквартирными домами, имеют разное экономическое обоснование.

На основании изложенного мэрия г.о. Тольятти полагает, что отсутствуют основания для признания противоречащим федеральному законодательству постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1, и просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Судом установлено, что 20.04.2011 года мэрией г.о. Тольятти принято постановление № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство». Указанное постановление опубликовано в газете «Городские ведомости» № 42 (1252) от 23.04.2011 года.

Прокурор полагает, что данное постановление противоречит действующему федеральному законодательству, а именно: ст. 133 Конституции РФ, Бюджетному кодексу РФ, ссылаясь при этом на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года № 2-П.

Суд считает, что доводы прокурора о несоответствии спариваемого постановления мэрии г.о. Тольятти федеральному законодательству не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти № 1204-п/1 от 20.04.2011 года принято в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области».

Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 принято в соответствии с частью 6.1 ст. 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 6.1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) установлено, что при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.

Указанное Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 является действующим нормативным правовым актом, изданным органом власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий; данное постановление никем не оспорено в судебном порядке.

Вышеуказанное напротив свидетельствует о том, что постановление мэрии г.о. Тольятти № 1204-п/1 от 20.04.2011 года, изданное во исполнение указанного Постановления Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года, издано в соответствии с нормами федерального законодательства.

Ссылка прокурора на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года № 2-П в данном случае несостоятельна, поскольку в указанном постановлении Конституционный суд РФ делает вывод о том, что положение п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы- оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.

Согласно п. 4 указанного Постановления Конституционного Суда РФ такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 ст. 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочие органа местного самоуправления по пересмотру подлежащей внесению платы за коммунальные услуги основывается не только на вопросе местного значения- организация электро, тепло, водо и газо снабжения, как в случае, рассмотренном Конституционным судом. Данное полномочие органа местного самоуправления по пересмотру подлежащей внесению платы прямо установлена Федеральным законом от 26.12.2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», регулирующим правоотношения в этой сфере.

Кроме того, в пункте 1 указанного Постановления Конституционного Суда РФ предусмотрено, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения является предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного.

В пункте 6 Постановления Конституционного суда сделан вывод о том, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 12, 130 (часть 1), 132 и 133, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств

Конституционный Суд РФ отмечает, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствие реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Компенсация финансовых затрат, вытекающая из пересмотра, подлежащей внесению платы гражданами за коммунальные услуги, осуществляемая органом местного самоуправления, имеет иную правовую и экономическую природу нежели межтарифная разница.

Расходное обязательство, установленное постановлением мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» обусловлено полномочием установленным Федеральным законом от 26.12.2005 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» по пересмотру подлежащей внесению гражданами платы за коммунальные услуги. Пересмотр был осуществлен постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.01.2011 года № 145-п/1 «О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению». Следовательно затраты у управляющих организаций возникают не из решений субъекта Российской Федерации, устанавливающих тарифы, а из решений органа местного самоуправления, принимающего постановление о пересмотре, подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги.

Ввиду вышеизложенного, суд не находит оснований для признания противоречащим действующему законодательству постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство».

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 252-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора г. Тольятти о признании не соответствующим действующему федеральному законодательству постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство», отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в десятидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 21.12.2011 года.

Председательствующий: