ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 121 от 23.04.2014 Октябрьского районного суда (Челябинская область)

  Копия        Дело № 2-150/2014       

      РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 апреля 2014 года                       село Октябрьское

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе    председательствующего судьи          Приходько В.А.,

 при секретаре         Востряковой Е.Н.,

 с участием помощника прокурора      Дроженко И.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика Никольского сельского поселения ФИО1, гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельского поселения, администрации Октябрьского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению жителей домов села <данные изъяты> централизованным водоснабжением,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Никольского сельского поселения о признании бездействия, выразившееся в не обеспечении жителей села <данные изъяты> централизованным холодным водоснабжением. В обоснование иска указав, что с 2010 года централизованное водоснабжение жителей <адрес> прекращено по причине технической неисправности водопроводной трассы, однако администрацией сельского поселения не принимаются необходимые меры для снабжения жителей села водой, водопровод в селе не функционирует.

 В судебном заседании помощник прокурора Дроженко И.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.

 Представитель ответчика администрации Никольского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании с иском согласилась частично, пояснив, что меры принимались, согласна с требованиями прокурора о том, что жители села должны быть обеспечены централизованным водоснабжением, но для этого требуется срок не менее 6 месяцев.

 Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

 Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы надзорных жалоб №71ж-2014, №121ж-2013, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в пределах села <данные изъяты> Никольского поселения имеется водопровод, протяженностью 8077 м., который введен в эксплуатацию в 1989 году, и находится на балансе администрации Никольского сельского поселения, включен в реестр муниципальной собственности Октябрьского района, что подтверждается сообщением и.о.главы поселения (том 1 л.д.8), председателя комитета по управлению имуществом (том 1 л.д.125), постановлением главы района (том 1 л.д.126), актом приема-передачи имущества (том 1 л.д.126 об).

 В селе <данные изъяты> зарегистрированы 534 человека, фактически проживают 406 человек, что следует из справки поселения (том 1 л.д.131).

 Из пояснений представителя поселения в судебном заседании следует, что практически к каждому дому жителями села от общего водопровода подведен водопровод для бесперебойной подачи воды. Указанное обстоятельство следует и из коллективного обращения граждан (том 1 л.д.246).

 До конца 2010 года водоснабжение <адрес> осуществлялось на основании договора с Октябрьским филиалом ФГУ «Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Челябинской области» на подачу и потребление воды из Октябрьского группового водопровода (ОГВ) (том 1 л.д.11-16, 178-183).

 С 2009 года вода для жителей села <данные изъяты> из группового водопровода поступает с перебоями из-за порывов водопроводной трассы <адрес>, с 2009 года водоснабжение села <данные изъяты> из ОГВ не осуществлялось, договоры не заключались, что следует из писем главы поселения (том 1 л.д.8, 129).

 В 2011 году силами ООО «Русский стандарт» на основании контракта (том 1 л.д.56-58) производился частичный ремонт участков водопровода в <адрес>, в частности на <адрес>, что также следует из актов о приемке выполненных работ, счетов-фактур, расчетов, ведомостей, справок (том 1 л.д.59-84, 190-223). Из пояснений в судебном заседании представителя поселения следует, что в 2011 году произведен частичный ремонт водопровода в пределах села <данные изъяты>, в дальнейшем проведение ремонта водопровода необходимо производить на остальных улицах, развязках и колодцах.

 С ноября 2011 года водоснабжение населения села <данные изъяты> осуществляется путем подвоза воды силами МУП «Октябрьский жилкомцентр» на основании договоров (том 1 л.д.17, 187-189), что также следует из ответа главы района (том 1 л.д.55).

 Из письменных пояснений представителя ФГБУ Управление «Челябмелиоводхоз» следует, что водоснабжение села <данные изъяты> было прекращено в июне 2010 года в результате выхода из строя поселковой разводящей сети, находящейся на балансе муниципалитета, договор на подачу воды был прекращен поселением в одностороннем порядке, в 2011 году также не был заключен в связи с продолжающимся ремонтом водопровода в селе, о чем ФГБУ был уведомлен только в июле 2011 года. Только в 2012 году глава поселения к ним обратилась к ним с просьбой подачи воды из ОГВ. Однако в результате снижения объемом подачи воды, физического износа ОГВ, из-за того, что за данный период времени происходили многочисленные порывы воды, была полностью утеряна технологическая возможность подачи воды в <адрес>. Финансирование на содержание и эксплуатацию комплекса ОГВ для Октябрьского района из федерального бюджета прекращено в 2004 году. Муниципалитеты систематически нарушают договорные обязательства по оплате услуг водоснабжения, в связи с чем образовалась задолженность, все основные фонды ОГВ исчерпали срок эксплуатации в полном объеме. В адрес администрации района неоднократно в течении 2011-2014 г.г. предлагалось принять ОГВ в муниципальную собственность, ФГБУ неоднократно обращалось на все уровни исполнительной власти в РФ и контролирующие органы, но результатов не последовало (том 1 л.д.167-169).

 Обстоятельства обращений ФГБУ на период с 2008 года по настоящее время в администрацию района, Министерство сельского хозяйства, Правительство Челябинской области, Министерство строительства, ОАО «Челябэнергосбыт» с предложениями о решении проблемы подачи воды на территорию Октябрьского района, следуют из представленных писем (том 1 л.д.170-177, 185). Доказательств того, что по данным сообщениям принимались соответствующие меры, не представлено.

 Из писем поселения следует, что в 2012 году глава поселения обращалась к руководителю ФГБУ «Челябмелиоводхоз» к понуждению к действенным мерам о восстановлении водоснабжения в населенных пунктах поселения (том.1 л.д.128, том 2 л.д.3). Из ответа ФГБУ следует, что отсутствует догоовр на подачу воды (л.д.4 том 2). Других доказательств того, что по данному письму принимались соответствующие меры, не представлено.

 Согласно представленных смет администрации Никольского сельского поселения расходы на 2011-2014 года в них включены расходы на коммунальные услуги, в том числе на обеспечение бесперебойного холодного водоснабжения, ремонт водопровода в 2011 году (том 1 л.д.134-166).

 В течение 2013 года глава администрации Октябрьского муниципального района обращался к Министру сельского хозяйства с просьбой о рассмотрении вопроса о включении мероприятий по капитальному ремонту Октябрьского группового трубопровода в областную программу «Социальное развитие села» (том 1 л.д.111), выделении денежных средств для восстановления утраченного водоснабжения (том 1 л.д.117), обращался с заявлением в Управление антимонопольной службы о бездействии ФГБУ «Челябмелиоводхоз» в непринятии мер по устранению аварии на водопроводе (том 1 л.д.113-115, надзорное производство №121ж-2014), по данному поводу проводилась проверка прокурором Октябрьского района (том 1 л.д.116).

 Из письма главы администрации Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он ходатайствовал перед депутатом Государственной Думы о передаче ОГВ из федеральной в муниципальную собственность (том 1 л.д.112).

 Из акта проверки счетной палаты Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Никольское сельское поселение в течение года не получает централизованное водоснабжение (л.д.6-8 том 2).

 По результатам проверки счетной палатой в администрации района разработан план меропрпятий по устранению недостатков ( л.д.10-11 том 2), где в принимаемых мерах по обеспечению Николького сельского поселения водой указаны обращение главы поселения в адрес ФГБУ и обращение главы района с письмом в Министерство сельского хозяйства о включении мероприятий по капитальному ремонту водопровода в план «Социальное развитие села».

 Кроме того, в апреле 2013 года состоялось совещание по вопросу организации водоснабжения в населенных пунктах с участием главы района и представителей Министерств области, на котором было принято решение о необходимости принятия мер по обеспечению водой в селе <данные изъяты>, в связи с прекращением ФГБУ подачи воды.

 Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что с 2008 года между ФГБУ Управление «Челябмелиоводхоз», администрацией района, администрацией поселения, Правительством, Министерствами Челябинской области, периодически возникала переписка, в которой указывалось видение решения проблемы с водоснабжением на территории <адрес>, в том числе в селе <данные изъяты>, указывалось на необходимостть решения данной проблемы. Однако за такой длительный промежуток времени, каких либо существенных кардинальных мер, предложений по изменению сложившейся ситуации, источниках финансирования ремонта водопровода, которая могла решаться на совместных совещаниях, выделением денежных средств, разработкой проектно-сметной документации, и другими, не принималось. Представленная суду переписка, в течении нескольких лет предъявление друг другу претензий по возложению тех или иных мер, оставшиеся без ответа друг другу, однократное письмо главы поселения в адрес ФГБУ, не указывает на то, что администрацией сельского поселения, принимались надлежащие меры по обеспечению водоснабжения жителей села <данные изъяты>. Включение мероприятий по ремонту ОГВ в планы «Развития села», «Чистая вода», в том числе до 2013 года, до 2020 года не являются надлежим исполнением обязанностей главы поселения по обеспечению граждан централизованным водоснабжением, решение данной проблемы не может быть плановым, оно является по убеждению суда, первоочередным. За три года в результате переписки, проведения одного совещания, разработкой плана, каких-либо изменений в положительную сторону по обспечению села <данные изъяты> централизованным водоснабжением, не произошло и не происходит в настоящее время. Жители села оставались и остаются до настоящего времени не обеспеченными водой надлежащим образом, права граждан-жителей села <данные изъяты>, продолжают нарушаться, они остаются социально незащищенными и не обеспеченными нормальными условиями существования.

 Кроме того, администрацией сельского поселения, не принимались иные меропрития по обеспечению жителей села водой, при этом на территории поселения в других населенных пунктах <адрес>, жители обеспечены водой, которая подается из скважин.

 Согласно гидрогеологического исследования, проведенного только в марте 2014 года, и не администрацией поселения, около села Ваганово обнаружена скважина, из которой возможно подавать воду, установив очистные сооружения (том 1 л.д.224-245).

 Иных действий, направленных на решение ситуации по организации и обеспечению бесперебойного водоснабжения надлежащего качества жилых домов, расположенных в селе Ваганово администрацией Никольского сельского поселения не предпринималось, с момента подачи воды ФГБУ.

 В соответствии со ст.37 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с п.4 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

 На основании п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Никольского сельского поселения к компетенции администрации относятся организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом (том 1 л.д.19-53).

 Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

 В п.6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

 Пунктом 9 Правил определено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

 В силу ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

 Таким образом, обязанность по организации надлежащего водоснабжения населения села <данные изъяты> должна быть возложена на администрацию Никольского сельского поселения.

 Однако, судом установлено, что в течение последних четырех лет водоснабжение в жилые дома жителей села <данные изъяты>, организовано ненадлежащим образом. Так, внутри села ремонт водопровода в 2011 году произведен не в полном объеме, с 2011 года его ремонт вообще не производился. Проблема, возникшая с ранее действующим вопропроводом, по которому до 2011 году, подавалась вода в село, надлежащим образом не решалась, наличие письма в 2012 году в адрес водоснабжающей организации, не является надлежащим исполнением администрацией обязанностей по обеспечению водой жителей села. На протяжении длительного времени не принимались администрацией поселения и иные меры по обеспечению жителей села водой. Факт ненадлежащей подачи воды жителям села следует и из коллективного обращения граждан в прокуратуру района, по результатам которой была проведена проверка и прокурор обратился в суд в интересах граждан с исковыми требованиями, что подтверждается коллективным заявлением граждан (том 1 л.д.246) и материалами надзорного производства №71ж-2014 г.

 Указанные факты свидетельствует о том, что администрация Никольского сельского поселения не предпринимает меры для выполнения обязательств по обеспечению водоснабжения, возложенных на него Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и предусмотренных Уставом администрации сельского поселения.

 Поскольку обязанность по организации надлежащего водоснабжения населения муниципального образования возложена на администрацию Никольского сельского поселения, надлежащих действий по устранению причин отсутствия водоснабжения ответчиком не предпринято, в чем суд усматривает виновное поведение указанного ответчика, суд признает установленным факт ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него законом, и считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Никольского сельского поселения по не обеспечению бесперебойного водоснабжения надлежащего качества жилых домов в <адрес> и возложить на администрацию Никольского сельского поселения указанную обязанность.

 Обстоятельства того, что в настоящее время жители села пользуются водой, которую им доставляет МУП «Октябрьский жилкомцентр» в емкостях с последующим заполнением емкостей, находящихся в пользовании жителей села, суд принять во внимание не может, так как в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам муниципалитетом должно быть обеспечено круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

 Суд, учитывая характер спорных правоотношений, фактические обстоятельства по делу, необходимые затраты, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу об установлении срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. С указанными сроками согласился и представитель ответчика. Оснований для установления срока для исполнения решения суда в меньшем размере у суда отсутствуют.

 Ё Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Октябрьского района удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Никольского сельского поселения по не обеспечению бесперебойного водоснабжения надлежащего качества жилых домов, расположенных в <адрес>.

 Возложить на администрацию Никольского сельского поселения обязанность обеспечить бесперебойное водоснабжение надлежащего качества жилых домов, расположенных в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

 На решение судьи может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд в течение месяца.

 Председательствующий: подпись

 Копия верна

 Судья           В.А. Приходько