ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 122 от 07.11.2011 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        №-122/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 ноября 2011 г. г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Украинской Т.И.,

при секретаре Косаревой Н.Е.,

с участием прокурора Сухоноса А.Г.,

представителя Губернатора Приморского края ФИО1,

представителя управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим в части распоряжения Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 г. № 106-рг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года» в редакции распоряжения от 3 ноября 2011 г. № 142-рг,

У С Т А Н О В И Л:

Распоряжением Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 г. № 106-рг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года» утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года. Распоряжение опубликовано в «Приморской газете» от 5 августа 2011 г. № 59 (561).

И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании данного распоряжения противоречащим закону и недействующим со дня принятия в части утверждения лимита добычи кабарги и соболя в возрасте до одного года, квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях. В обоснование заявления указал, в нарушение частей 3, 7 и 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях без указания квот добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья Приморского края, определенных в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, в заявлении указано, что лимит добычи кабарги и соболя в возрасте до одного года утвержден оспариваемым распоряжением без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что противоречит части 4 статьи 24 Федерального закона № 209-ФЗ.

Производство по делу в части оспаривания прокурором распоряжения № 106-рг от 29 июля 2011 г. в части утверждения лимита добычи кабарги и соболя в возрасте до одного года прекращено в связи с внесением 3 ноября 2011 г. распоряжением № 142-рг в данное распоряжение изменений, исключающих добычу указанных охотничьих ресурсов в возрасте до одного года.

В судебном заседании прокурор заявление об оспаривании распоряжения в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных угодьях поддержал. Пояснил, что по смыслу частей 3 и 7 Федерального закона № 209-ФЗ в распоряжении должны быть указаны квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.

Представитель Губернатора Приморского края ФИО1 с заявлением прокурора не согласилась. Пояснила, что полномочия по утверждению квоты добычи охотничьих ресурсов отнесены в соответствии со статьями 33 и 34 Федерального закона № 209-ФЗ к компетенции специально уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края, а именно управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, а не Губернатора края. Данный вывод вытекает из системного толкования нормативных правовых актов, касающихся определения лимитов добычи охотничьих ресурсов и определения квот, а именно указанного Федерального закона № 209-ФЗ и принятых в соответствии с ним приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 228 от 29 июня 2010 г. «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения изменений и требований к его содержанию», № 138 от 30 апреля 2010 г. «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», № 345 от 6 сентября 2010 г. «Об утверждении положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам».

Просит в удовлетворении заявления отказать.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица начальник управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края ФИО2 с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что распоряжение № 106-рг соответствует закону. Лимит добычи охотничьих ресурсов утвержден высшим должностным лицом Приморского края в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона указаны объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, их возраст. Лимит добычи согласно этой же ч. 7 ст. 24 детализирован для каждого охотничьего угодья, а именно в отношении закрепленных охотничьих угодий и общедоступных. Лимит добычи охотничьих ресурсов определен в соответствии с заявками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заявку на установление квоты подают юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не охотничьи угодья. Заявка подается на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В соответствии с приказом Минприроды России от 29 июня 2010 г. № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» специально уполномоченный орган определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов как сумму квот охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях. Полномочий по утверждению квот добычи охотничьих ресурсов в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подавших заявки на установление квот, у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации нет.

Кроме того, представитель заинтересованного лица пояснила, что территориальное планирование охотничьих угодий в настоящее время в Приморском крае не проведено. Вся территория края представляет собой охотничье угодье, за исключением населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий и некоторых других районов, где охота запрещена. Поэтому в оспариваемом прокурором распоряжении Губернатора указаны только виды охотугодий: закрепленные и общедоступные.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно пунктам «в», «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в редакции от 18 июля 2011 г.) «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.

С 1 апреля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 24 которого регулируются вопросы определения лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи. Частью 3 данной статьи установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

Частью 7 этой же статьи предусмотрено, что в документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.

Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 Закона № 209-ФЗ).

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 29 июня 2010 г. издан приказ № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию». Данный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 16 августа 2010 г.

В соответствии с пунктом 9 Приложения 1 к данному приказу «Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений» для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации: до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи; до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; до 15 апреля на основании заявок, поданных на добычу охотничьих ресурсов в целях осуществления научно-исследовательской и т.п. деятельности на территориях, являющихся средой обитаниях охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, определяет объем добычи охотничьих ресурсов на этих территориях; определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу; после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (далее - проект).

Минприроды России осуществляет согласование проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 31 июля представляет для утверждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (пункты 10, 12, 13 Приложения 1).

Содержание документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов определено Приложением 2 к приказу Минприроды России № 288 от 29 июня 2010 г., в соответствии с пунктом 3 которого основная часть документа содержит сведения об утверждаемом лимите, квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания определенного вида охотничьих ресурсов, в отношении которого устанавливается лимит добычи, с указанием, при необходимости, количества особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку) на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что в документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов должны содержаться сведения о квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья. Данный документ утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Согласно статьям 8, 34 Устава Приморского края высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.

Таким образом, по смыслу закона, в распоряжении Губернатора Приморского края об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов должны быть указаны, помимо утверждаемого лимита, квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья, т.е. все охотничьи угодья (с разбивкой на закрепленные и общедоступные) должны быть названы в распоряжении с указанием в отношении каждого из них квот и объемов добычи охотничьих ресурсов.

Распоряжением Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 г. № 106-рг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 г. до 1 августа 2012 года» в редакции распоряжения от 3 ноября 2011 г. № 142-рг утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов (олень благородный (изюбрь), косуля, кабарга, лось, рысь, соболь). В приложении к оспариваемому распоряжению указан общий лимит добычи по краю (включая в возрасте до 1 года) и, в том числе, квота добычи охотничьих ресурсов. В свою очередь, квота добычи охотничьих ресурсов распределена по двум графам: «в закрепленных охотничьих угодьях» и «в общедоступных охотничьих угодьях».

Сведения о квотах и объемах добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствуют, что свидетельствует о его противоречии федеральному закону, а именно частям 3 и 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Довод представителей Губернатора и заинтересованного лица о том, что под каждым охотничьим угодьем следует понимать только их виды, установленные статьей 7 Закона (закрепленные и общедоступные), не может быть признан правомерным, поскольку противоречит буквальному содержанию части 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.

То обстоятельство, что в Приморском крае до настоящего времени не осуществлено территориальное охотустройство и отсутствует схема охотничьих угодий, не может свидетельствовать о законности распоряжения Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 г. № 106-рг в редакции распоряжения от 3 ноября 2011 г. № 142-рг в оспариваемой прокурором части. Доводы прокурора о том, что сведения о закрепленных охотничьих угодьях могут быть получены из охотхозяйственного реестра, заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также охотхозяйственных соглашений, а об общедоступных охотничьих угодьях – из охотхозяйственного реестра, представляются обоснованными.

Довод начальника управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края ФИО2 со ссылкой на статьи 33 и 34 Федерального закона № 209-ФЗ о том, что установление лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи относится к компетенции управления как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не Губернатора края, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления. В компетенцию Губернатора Приморского края как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации входит утверждение лимитов добычи охотничьих ресурсов. Пунктом 13 и 14 статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ определены понятия лимита и квоты добычи охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов – объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов – часть лимита охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья. Поскольку лимит добычи охотничьих ресурсов представляет собой сумму квот, определенных в отношении каждого охотничьего угодья, в компетенцию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации входит и утверждение квот добычи охотничьих ресурсов, определенных в отношении каждого охотничьего угодья.

На основании изложенного суд приходит к выводу о противоречии распоряжения Губернатора Приморского края от 29 июля 2009 г. № 106-рг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года» в редакции распоряжения от 3 ноября 2011 г. № 142-рг в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях федеральному закону.

Распоряжение в указанной части признается недействующим с момента его принятия. Довод представителя Губернатора о том, что данный нормативный правовой акт применялся и на его основании были заключены охотхозяйственные соглашения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и выдавались разрешения на добычу охотничьих ресурсов, суд не может принять во внимание. При отсутствии в распоряжении сведений о квотах добычи охотничьих ресурсов, определенных в отношении каждого охотничьего угодья, оно не могло применяться для выдачи указанных документов. В этих целях использовались соответствующие приказы или иные нормативные акты управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края.

Руководствуясь статьей 323 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление и.о. прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать недействующим распоряжение Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 г. № 106-рг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года» в редакции распоряжения от 3 ноября 2011 г. № 142-рг в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях со дня его издания.

Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Приморская газета».

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Приморский краевой суд.

Судья Т.И. Украинская