Гражданское дело № –1239/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2017 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
с участием прокурора ФИО2
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к ООО «Санторин» о возложении обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Санторин» о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресам: <адрес>, пом.3.
В обоснование исковых требований приведено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего организацию и проведение азартных игр. Установлено, что ООО "Санторин" зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет букмекерскую деятельность. Ответчик имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от ДД.ММ.ГГГГ N 16, выданную Федеральной налоговой службой. Согласно приложению к лицензии, ООО «Санторин» осуществляет по адресам: Тамбов, <адрес>; Тамбов, <адрес>, пом.3.
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерская контора - игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. В статье 2 указанного Закона предусмотрено, что правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 5 данного Закона деятельность по организации и проведению игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до ДД.ММ.ГГГГ решение о запрете начиная с ДД.ММ.ГГГГ на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В силу части 8 той же статьи принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 151-3 "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр" запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр на территории <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, наличие у общества указанной лицензии само по себе не является достаточным основанием для занятия такого рода деятельностью на территории <адрес>, поскольку не преодолевает запрет, установленный областным законом, изданным в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации частью 7 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N33-KT15-22.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
ООО «Санторин» надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте слушания дела в судебное заседание своего представителя не направил. В представленных возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь, что в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 3, п. 9 ст. 4, ст.14 Закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ч. 2, 3 ст.3, ч. 2, 4 ст. 9, пп.31 ч.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах является законной деятельностью, разрешена на всей территории Российской Федерации на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, действующей бессрочно.
ООО «Санторин» является юридическим -лицом, зарегистрированном в соответствии с законодательством РФ, осуществляющим предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в соответствии с законодательством РФ, Уставом Общества и на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной уполномоченным федеральным органом ФНС России. Места осуществления лицензируемого вида деятельности определены вышеназванной лицензией, в перечень которой включены адреса: <адрес>; <адрес>, пом.3. Указанные обстоятельства прокуратурой не оспариваются. Каких-либо нарушений лицензионных требований, или осуществление обществом иной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр, запрещенных законодательством, материалы дела не содержат. Следовательно, деятельность ООО «Санторин» является законной и осуществляется в соответствии положениями Закона № 244-ФЗ на основании действующей лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданной Федеральной налоговой службой.
Считает необоснованной ссылку истца на наличие законодательного запрета на осуществление любой деятельности по организации и проведению азартных игр на территории <адрес> и <адрес>, установленного <адрес> от 02.03.20107 г. № «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр», поскольку нормы регионального Закона противоречат в названной части Федеральному законодательству, имеющему более высокую юридическую силу относительно закона субъекта РФ. Кроме того, установленный законом субъекта РФ запрет на деятельность игорных заведений вне игорных зон не может распространяться на букмекерские конторы и тотализаторы, поскольку федеральным законом букмекерские конторы и тотализаторы исключены из общего правила о запрете в России деятельности игорных заведений вне игорных зон, деятельность букмекерских контор и тотализаторов разрешена федеральным законом на всей территории РФ при условии получения лицензии.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства исходя из установленных фактических обстоятельств дела, не находит оснований к удовлетворению исковых требований.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также ограничения осуществления данной деятельности установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 4 ст.5 игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Создание игорных зон согласно ч.2 ст.9 Закона предусмотрено на территориях <адрес>.
<адрес>, в том числе <адрес>, не входит в перечень субъектов Российской Федерации, установленный ч.2 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 244- ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в которых создаются игорные зоны.
Деятельность игорных заведений; не имеющих предусмотренного законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009г.
На основании ст.13 Федерального закона №244-ФЗ на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр требуется разрешение, которое дает право организатору азартных игр осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.
В ст. 14 данного Закона установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой. Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. В букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.
Таким образом, вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с пп. 104 п.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
В п. 9 ст. 4 Закона № 244-ФЗ понятие «лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» определено как документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием вида оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора, количества и места нахождения филиалов, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Пунктом 2 указанного Положения определено, что под деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается осуществление - лицензируемого вида деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон. Лицензионные требования к лицензиату определены пунктом 4 данного Положения.
Согласно пункту 3 Положения лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. При этом согласно ч.4 указанной статьи лицензия действует бессрочно.
В соответствии с п.п. 31 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию.
Из приведенных положений следует, что по федеральному законодательству на всей территории Российской Федерации разрешена деятельность по проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, которые расположены вне игорных зон, при наличии у лица, осуществляющего такую деятельность, лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Санторин» зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по <адрес> за ОГРН <***>.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Санторин» поставлено на учет по месту своего нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Санкт-Петербургу.
Федеральной налоговой службой России ООО «Санторин» выдана лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия - бессрочно. Согласно названной лицензии ответчик имеет право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в местах, указанных в приложении.
Адрес места осуществления деятельности: <адрес>, пом.3, был включен в приложение к лицензии № на основании решения ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-14-2/144@.
Адрес места осуществления деятельности: <адрес>, был включен в приложение к лицензии № на основании решения ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-14-2/23 @.
Инспекцией ФНС России по <адрес> ООО «Санторин» поставлено на учет по месту нахождения обособленных подразделений: <адрес>, пом.3 <адрес>.
Из свидетельств о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного ООО «Санторин» ИФНС по <адрес>, следует, что на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес зарегистрированы объекты налогообложения налогом на игорный бизнес: два пункта приема ставок букмекерских контор, место нахождения объектов - <адрес>, пом.3
Таким образом, ответчик имеет право на осуществление лицензируемого вида деятельности по указанным выше адресам.
Доказательства, подтверждающие осуществление ООО «Санторин» деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в пунктах приема ставок по адресам: <адрес>, пом.3 <адрес>, с нарушением лицензионных требований, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресам: <адрес>, пом.3, удовлетворению не подлежат, поскольку установлено, что такая деятельность является законной и осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ на основании действующей лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданной Федеральной налоговой службой России.
Ссылка прокурора на наличие оснований для признания незаконной деятельности ответчика по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах ввиду нарушения <адрес> от 02.03.2007г. № не может быть принята судом во внимание по следующим основаниям.
Из пункта 9 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» следует, что предусмотренные этим федеральным законом игорные зоны должны быть созданы до ДД.ММ.ГГГГ. Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям этого федерального закона.
В п.7 ст.16 этого же Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до ДД.ММ.ГГГГ решение о запрете начиная с ДД.ММ.ГГГГ на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Таким образом, по федеральному закону общий запрет на деятельность игорных заведений вне игорных зон (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) вводится в действие всей территории России с ДД.ММ.ГГГГ, субъекты Российской Федерации вправе были запретить такую деятельность на своей территории с более раннего срока - с ДД.ММ.ГГГГ.
Установленный законом субъекта РФ запрет на деятельность игорных заведений вне игорных зон не может распространяться на букмекерские конторы и тотализаторы, поскольку федеральным законом букмекерские конторы и тотализаторы исключены из общего правила о запрете в России деятельности игорных заведений вне игорных зон, деятельность букмекерских контор и тотализаторов разрешена федеральным законом на всей территории РФ при условии получения лицензии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ принимая решение о досрочном введении указанного запрета в пределах своей территории, субъект Российской Федерации реализует прямое уполномочие федерального законодателя на определение порядка введения в действие ограничений в сфере игорной деятельности, которые получили свою содержательную регламентацию непосредственно в федеральном законе, а потому не может выходить за пределы этого уполномочия и, в частности, устанавливать такие обеспечительно-охранительные механизмы соблюдения данного запрета, которые не предусмотрены нормами федерального законодательства (Определение от ДД.ММ.ГГГГг. N841-О-П).
При этом суд отмечает, что при принятии Закона № законодатель имел возможность указать на запрет организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, что сделано не было.
Ссылка представителя истца на определение Верховного Суда РФ №-КГ15-22 от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку единичное определение по конкретному делу не устанавливает правоприменительную практику относительно правоотношений с установленными по настоящему делу иными фактическими обстоятельствами.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Иных доводов в обоснование заявленных исковых требований, кроме доводов о нарушении ответчиком <адрес> при организации и проведении азартных игр в букмекерских конторах, прокурором не заявлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что ответчик осуществляет незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр на территории субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ООО «Санторин» о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресам: <адрес>, пом.3, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Е.В. Попова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Попова