ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1278/2022 от 29.03.2022 Видновского городского суда (Московская область)

Дело № 1278/2022

50RS0002-01-2021-012159-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Видновский городской суд ФИО8<адрес> в составе председательствующего судьи Лаврухиной М.И., при секретаре Ивановой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Мособлгаз» к ФИО5 о нечинении препятствий в газификации и по встречному исковому заявлению ФИО5 к АО «Мособлгаз», ФИО1, ФИО6, ФИО2 о взыскании фактически понесенных расходов,

УСТАНОВИЛ

Истец Акционерное общество «Мособлгаз» обратился в суд с иском, с учетом уточнений к ответчику ФИО5, о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, г.о. Ленинский, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес><адрес>ФИО8<адрес>, в целях исполнения ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года», путем выдачи согласия на подключение. В случае неисполнения ФИО5 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес><адрес>ФИО8<адрес>, от ФИО5 считать полученным.

Ответчик по первоначальному иску ФИО5 обратился в рамках настоящего дела с встречным иском, так же с учетом уточнений, к АО «Мособлгаз», ФИО1, ФИО6, ФИО2 о взыскании фактически понесенных расходов в сумме <данные изъяты> рублей в равных долях.

В обоснование исковых требований АО «Мособлгаз» указывает, что осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения ФИО8<адрес>. В своём Послании ФИО4ДД.ММ.ГГГГ Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до <данные изъяты> года», утверждённой Постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления ФИО3<адрес>ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ФИО3ФИО8<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до <данные изъяты> года»). АО «Мособлгаз» является исполнителем ФИО3 социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики ФИО8<адрес>. Постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов ФИО8<адрес>» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания ФИО4, утверждённого Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, ФИО3<адрес> определило региональным оператором газификации ФИО8<адрес> АО «Мособлгаз». Таким образом, ФИО3<адрес> во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 ФИО3 социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов ФИО8<адрес> осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

Ответчику ФИО5 на праве собственности принадлежит газопровод низкого давления протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый , расположенный в <адрес>ФИО8<адрес> (далее – газопровод-источник).

<адрес>ФИО8<адрес> включено в ФИО3 социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации – источник газоснабжения находится в границах населенного пункта. На догазификацию данного населенного пункта выданы Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ-. Согласно ФИО3 социальной газификации в <адрес> подлежит газификации 11 не газифицированных жилых домов, 3 из которых согласно схеме газоснабжения населенного пункта <адрес> подключаются от газопровода, принадлежащего ответчику.

В связи с этим жители <адрес> получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.

Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, к газопроводу низкого давления, проложенному по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, принадлежащего ответчику по первоначальному иску, предусмотрено схемой газоснабжения. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Постановление ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения ФИО8<адрес>» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения ФИО8<адрес>.

Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <адрес>.

АО «Мособлгаз» обратилось к Ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации ФИО3 социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <адрес>ФИО8<адрес>.

В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права Ответчиков подключением от газопровода-источника не будут нарушены. Однако Ответчиком отказано АО «Мособлгаз» в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику.

Отказ ответчика по первоначальному иску противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со статьей 2 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод-источник ответчика по первоначальному иску не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе ФИО8<адрес> и является ее частью.

В соответствии со ст. 27 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В связи с этим, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов. Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации. В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В обосновании встречных исковых требований ФИО5 указал, что является собственником газопровода протяженностью <данные изъяты> п.м., кадастровый , расположенного по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, <адрес>. На строительство газопровода АО «Мособлгаз» были выданы технические условия, для строительства газопровода были привлечены подрядные организации на основании договора подряда на строительно-монтажные работы от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость строительства газопровода составила <данные изъяты> рублей. На данную сумму ФИО5 предоставлены квитанции. В качестве правовых оснований ФИО12 ссылается на положения статьей 15, 210, 218, 304 ГК РФ и просит взыскать с ответчиков в равных долях <данные изъяты> руб., составляющих <данные изъяты> процентов от стоимости понесенных расходов на строительство газопровода.

В судебное заседание представители истца АО «Мособлгаз» - ФИО13, ФИО14 явились, настаивали на удовлетворении заявленных требований указав, пояснили, что отсутствие согласия ответчика не позволяет АО «Мособлгаз» выполнить догазификацию <адрес> и осуществить мероприятия по социальной газификации указанного населённого пункта.

Ответчик ФИО5 в настоящее судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.

Представитель ответчика по первоначальному иску ФИО15 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения АО «Мособлгаз» требований, ссылаясь на необходимость компенсации денежных средств на строительство газопровода, являющегося источником для газификации жилых домов третьих лиц по первоначальному иску, в связи с этим ФИО5 предъявлен встречный иск (с учетом уточненных исковых требований) к АО «Мособлгаз», ФИО1, ФИО6, ФИО2 о взыскании фактически понесенных расходов в сумме <данные изъяты> рублей в равных долях.

Ответчики по встречному иску и третьи лица по первоначальному иску ФИО1, ФИО6, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили письменные пояснения по заявленным требованиям.

Представители третьих лиц - Министерства энергетики ФИО8<адрес>, Администрации Ленинского городского округа ФИО8<адрес> в судебное заседание не явились, предоставили письменные отзывы в соответствии с которыми они поддерживают первоначальный иск и возражают против удовлетворения встречного искового заявления.

Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьёй 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно абзацу 2 статьи 4 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ Президент Российской Федерации ФИО16 в своём Послании ФИО4 поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации в срок до <данные изъяты> года без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до 2030 года», утверждённой Постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления ФИО3<адрес>ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ФИО3ФИО8<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до 2030 года»).

Из представленных суду документов видно, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения ФИО8<адрес> и является исполнителем ФИО3 социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики ФИО8<адрес>.

Постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов ФИО8<адрес>» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания ФИО4, утверждённого Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, ФИО3<адрес> определило региональным оператором газификации ФИО8<адрес> АО «Мособлгаз».

Таким образом, судом установлено, что ФИО3<адрес> во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 ФИО3 социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов ФИО8<адрес> осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила подключения), "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

В соответствии с п. 48 Правил подключения, основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Судом установлено, что в собственности ответчика по первоначальному иску ФИО17 находится сооружение трубопроводного транспорта – газопровод низкого давления протяженностью 493 м, кадастровый , расположенный в <адрес>ФИО8<адрес> (далее – газопровод-источник).

Как видно из материалов гражданского дела <адрес> с/п <адрес>ФИО8<адрес> включено в ФИО3 социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации – источник газоснабжения находится в границах населенного пункта. На догазификацию данного населенного пункта АО «Мособлгаз» выданы Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ-. Согласно ФИО3 социальной газификации в <адрес> подлежит газификации 11 не газифицированных жилых домов, 3 из которых согласно схеме газоснабжения населенного пункта <адрес>, <адрес>, <адрес>, ФИО8<адрес> подключаются от газопровода, принадлежащего ответчику.

В материалы гражданского дела представлены копия договора о предоставлении комплексной услуги по газификации, заключенного с ФИО1, предметом которого является выполнение комплекса работ и услуг по газификации и газоснабжению объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного в <адрес><адрес>, <адрес>, ФИО8<адрес>. Также предоставлены заявки от ФИО6,, ФИО2 на догазификацию их объектов капитального строительства.

Как установлено судом, согласно ФИО3 социальной газификации в <адрес>, <адрес>, <адрес>ФИО8<адрес> подлежит газификации 11 негазифицированных жилых домов, собственники которых получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Схемой газоснабжения газоснабжение три жилых дома, принадлежащим ответчикам по встречному иску – ФИО1, ФИО6, ФИО2 предусмотрено к газопроводу низкого давления, который находится в собственности ответчика ФИО5

Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Постановление ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения ФИО8<адрес>» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения ФИО8<адрес>.

Газопровод-источник - сооружение трубопроводного транспорта - газопровод низкого давления протяженностью 493 м, кадастровый , расположенный в <адрес>ФИО8<адрес>, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <адрес>, <адрес>, <адрес>ФИО8<адрес>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Мособлгаз» направило в адрес ответчика ФИО5 по почте заказным письмом, в котором обратилось с запросом согласования подключения к газопроводу низкого давления протяжённостью 493 м. (кадастровый ), расположенного в <адрес>ФИО8<адрес>, в рамках реализации ФИО3 социальной газификации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <адрес>, с/п Молоковское, <адрес>ФИО8<адрес>.

Ответчик ФИО5 письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в выдаче согласие на подключение и указал, что подключение должно осуществляться на возмездной основе.

Таким образом, из представленных истцом доказательств следует, что ответчик ФИО5 препятствует в подключении жилых домов ответчиков по встречному иску к принадлежащему ему газопроводу.

Как видно из материалов гражданского дела, пропускная способность газопровода низкого давления протяжённостью <данные изъяты>, с кадастровым номером , расположенным в <адрес>ФИО8<адрес>, и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчика ФИО5 подключением от газопровода не будут нарушены.

Суд считает, что препятствие ФИО5 в подключении к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со статьёй 2 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод низкого давления протяжённостью 493 метра, с кадастровым номером , расположенный в <адрес>ФИО8<адрес> ответчика ФИО5 не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединён непосредственно к газораспределительной системе ФИО8<адрес> и является её частью.

В соответствии со статьёй 27 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учётом особенностей, предусмотренных этой статьёй.

Таким образом, суд считает, что ответчик ФИО5, препятствуя к подключению к принадлежащему ему на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в <адрес>, злоупотребляет своими правами и нарушает действующее законодательство.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд приходит к мнению, что ответчиком ФИО5 не представлено обоснованных возражений и доводов, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчика, возникновения для него негативных последствий и нарушении его прав при проведении социальной газификации <адрес>ФИО8<адрес>.

Отказывая в согласии на подключении к газопроводу, ответчик ФИО5 препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации <адрес>ФИО8<адрес>.

В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, неэффективному использованию земельных участков в населённом пункте.

Выполнение истцом АО «Мособлгаз» возложенных на него ФИО3<адрес> во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика в <адрес>ФИО8<адрес> без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению ФИО3<адрес> по доведению уровня газоснабжения населения в ФИО8<адрес> до 98 процентов.

Учитывая изложенное суд находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования Акционерного общества «Мособлгаз» к ФИО5 о нечинении препятствий в газификации, обязании ФИО5 не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, г.о. Ленинский, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес> г.о. Ленинский ФИО8<адрес>, в целях исполнения ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение. А в случае неисполнения ФИО5 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, г.о. Ленинский, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером 50:21:0000000:36316, расположенного в <адрес><адрес>ФИО8<адрес>, от ФИО5 считать полученным.

При этом встречные исковые требования ФИО5 к АО «Мособлгаз», ФИО1, ФИО6, ФИО2 о взыскании фактически понесенных расходов в сумме 845 310 рублей в равных долях не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу специального назначения данного имущества к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.

Законодательство о газоснабжении РФ определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и регулирует правоотношения по созданию и эксплуатации газораспределительных сетей. Развитием и эксплуатацией газораспределительных сетей на соответствующей территории занимаются газораспределительные организации на основании лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, выданной Ростехнадзором (абз. 2 статьи 7 и статья 17 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).

В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

В соответствии с абз. 2 статьи 7 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система, состоящая из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьям 21 и 23 Закона о газоснабжении и пунктов 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных Постановлением ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Основные положения 1021) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет государственное регулирование оптовых и розничных цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и т.д. (пункт 7 Основных положений 1021).

Согласно пункту 10 Основных положений 1021 регулирование оптовых и розничных цен, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и т.д. осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В силу пунктов 22, 36.1 Методических указаний (Приказ ФСТ России от 15.12.2009 -э/7) при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям учитываются расходы газораспределительных организаций, связанные со строительством этих объектов газораспределительными организациями и их эксплуатацией.

Правовое регулирование сферы газоснабжения не предусматривает возврат денежных средств затраченных на строительство газопроводов лицам, не являющимися газораспределительными организациями.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оснований для взыскания с АО "Мособлгаз" в пользу Истца убытков судом не установлено, поскольку каких-либо противоправных действий и вины ответчика в причинении истцу убытков, судом не установлено, а поэтому на АО "Мособлгаз" в данном случае не может быть возложена какая-либо материальная ответственность по возмещению истцу ущерба.

Принимая решение о газификации, ФИО5 знал положения законодательства РФ о механизме компенсации расходов на строительство и эксплуатацию газопровода и тем не менее выступил заказчиком строительства газопровода как физическое лицо в бытовых целях для газоснабжения собственного жилого дома.

Исходя из положений законодательства, ФИО5, осуществляя строительство газопровода для личных нужд, не мог рассчитывать на компенсацию денежных средств от использования газопровода в обход законодательства о государственном регулировании ценообразования в сфере газоснабжения.

В силу вышеуказанного, учитывая специфику объекта прав, требование о взыскании компенсации затрат на строительство газопровода противоречит нормам законодательства по государственному регулированию ценообразования в сфере газоснабжения.

Также законодательство РФ не предусматривает компенсационных мер для правообладателей газопроводов (основных абонентов) при технологическом присоединении новых потребителей.

В соответствии со ст. 23.2 Закона о газоснабжении плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Пункт 46 Методических указаний не предусматривает в составе размера расходов газораспределительной организации на выполнение мероприятий в рамках догазификации компенсацию затрат правообладателей газопроводов-источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов-источников.

Таким образом, правовые основания для компенсации расходов на строительство газопроводов основным абонентам отсутствуют.

Согласно статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право собственности ФИО5 на газопровод подключением объектов капитального строительства трех соответчиков не нарушается, поскольку он остается собственником газопровода и будущее подключение новых потребителей не влечет причинение ущерба для него, а также не налагает какие либо-ограничения на распоряжение данным газопроводом.

Технические условия на строительство газопровода, принадлежащего ФИО5, были выданы с учетом перспективы подключения жилых домов <адрес>.

ФИО5 не представлено доказательств того, что подключение объектов капитального строительства, являющихся жилыми домами к газопроводу-источнику, являющегося собственностью ответчика, принесет для него негативные последствия. Гидравлическим расчетом, представленным в материалы дела, подтверждается наличие пропускной способности газопровода ФИО5 для подключения новых потребителей.

В соответствии со статьей 27 Закона о газоснабжении и пункта 48 Правила подключения, основной абонент обязан дать безусловное согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Таким образом, право собственности ФИО5 на газопровод подключением иных объектов капитального строительства не нарушаются.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 15 предусматривает возможность требовать полного возмещения убытков, причиненных лицу, чье право нарушено.

Обязанность возместить вред - мера гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, который включает, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину (постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О, постановления от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О).

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ следует, что в предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: 1) факт нарушения права истца; 2) вина ответчика в нарушении права истца; 3) факта причинения убытков и их размера; 4) причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.

Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.

Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, задекларированных в статье 4 ФИО4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее Закон о газоснабжении) является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В своем Послании ФИО4ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до <данные изъяты> года без привлечения денежных средств граждан.

Выполнение данных мероприятий предусмотрено ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до <данные изъяты>» (далее – ФИО3 социальной газификации), утвержденной Постановлением ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

АО «Мособлгаз», как исполнитель, осуществляет догазификацию домовладений населения ФИО8<адрес> на основании поручения ФИО4 РФ и ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до 2030 года».

Положениями статьи 27 Закона о газоснабжении и пункта 48 Правил подключения 1547 на ФИО5, как на основного абонента, возложена обязанность по даче безусловного согласия на подключение объектов капитального строительства к газопроводу, принадлежащему ему на праве собственности.

В действиях АО «Мособлгаз» и соответчиков отсутствует состав правонарушения по убыткам, доказательства подтверждающие и обосновывающие размер убытков, расчет убытков применительно к каждому ответчику истцом не представлен, соответственно и требование о взыскании фактически понесенных расходов в сумме 845 310 рублей в равных долях с ответчиков нельзя признать доказанным. Требования ФИО5 не основаны на нормах права и являются не обоснованными.

Таким образом, отсутствуют доказательства факта причинения убытков, а также фактического несения ФИО5 расходов действиями АО «Мособлгаз» и соответчиками.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований АО "Мособлгаз" к ответчику ФИО5, о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, г.о. Ленинский, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес> г.о. Ленинский ФИО8<адрес>, в целях исполнения ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до <данные изъяты> года», путем выдачи согласия на подключение. В случае неисполнения ФИО5 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес><адрес>ФИО8<адрес>, от ФИО5 считать полученным.

При этом встречные исковые требования ФИО5 к АО «Мособлгаз», ФИО1, ФИО6, ФИО2 о взыскании фактически понесенных расходов в сумме <данные изъяты> рублей в равных долях, оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Истом заявлено обратить решение Видновского городского суда ФИО8<адрес> по иску АО "Мособлгаз" к ответчику ФИО5, о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес><адрес>ФИО8<адрес>, в целях исполнения ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до <данные изъяты> года», путем выдачи согласия на подключение, к немедленному исполнению.

Вместе с тем, оснований для применения ст. 212 ГПК РФ в виде обращения решения к немедленному исполнению судом не установлено, поскольку истцом не представлено суду достоверных и достаточных доказательств наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для истца или исполнение может оказаться невозможным.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно платежному поручению N 9484 от 28.10.2021г., при обращении в суд истцом оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 12).

Поскольку исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму госпошлины в размере <данные изъяты> руб. Предусмотренных законом оснований для освобождения от уплаты госпошлины, судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Акционерного общества "Мособлгаз" к ФИО5 о нечинении препятствий в газификации, удовлетворить.

Обязать ФИО5 не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес> городской округ Ленинский ФИО8<адрес>, в целях исполнения ФИО3<адрес> «Развитие газификации в ФИО8<адрес> до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение.

В случае неисполнения ФИО5 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: ФИО8<адрес>, <адрес>, <адрес>, к газопроводу низкого давления с кадастровым номером , расположенного в <адрес><адрес>ФИО8<адрес>, от ФИО5 считать полученным.

Во встречном иске ФИО5 к АО «Мособлгаз», ФИО1, ФИО6, ФИО2 о взыскании фактически понесенных расходов в сумме <данные изъяты> рублей в равных долях, отказать.

Взыскать с ФИО5, в пользу АО «Мособлгаз» расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО8 областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Лаврухина М.