ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/1-31/20 от 13.03.2020 Смидовичского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 12/1 - 31/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Смидович 13 марта 2020 года

Судья Смидовичского районного суда Еврейской автономной области Береснева О.Р., рассмотрев жалобу товарищества собственников жилья «Возрождение» на постановление начальника Государственной жилищной инспекции ЕАО Попович Е.В. от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – товарищества собственников жилья «Возрождение»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственной жилищной инспекции ЕАО Попович Е.В. от 18 декабря 2019 года юридическое лицо – товарищество собственников жилья «Возрождение» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ «Возрождение» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что товарищество сообщило административному органу, что требования об организации аварийно-диспетчерского обслуживания выполнены путем организации работы председателя и штатными работниками товарищества (электрик, слесарь-сантехник). Так, слесарь-сантехник осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем и контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей. Кроме того, на границе раздела установлены приборы учета с дистанционной передачей данных, которые фиксируют как количество, так и качество предоставляемого коммунального ресурса. Председатель осуществляет круглосуточную регистрацию и контроль выполнения заявок собственников помещений по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств товарищества путем приема звонков по телефону, а также путем подачи соответствующего сообщения в группу «НАШ ДОМ», в которую включены все собственники помещений в доме, ведется аудиозапись и все полученные сообщения регистрируются в Книге учета обращений и заявок. Слесарем-сантехником и электриком обрабатываются все поступившие заявки, связанные с исполнением обязательств товарищества, вопросы, связанные с обязательствами ресурсоснабжающей организации передаются такой организации. В связи с чем функции аварийно-диспетчерской службы ТСЖ «Возрождение» выполнены. Контроль загазованности подполий и коллекторов и громкоговорящая (двусторонняя) связь с пассажирами лифтов отсутствует, в связи с отсутствием в доме газоснабжения, и соответственно, отсутствием газовой котельной, а также отсутствием лифта. Вышеуказанным доводам оценка не дана, в постановлении отсутствует указание на то, какие конкретные функции аварийно-диспетчерской службы, товариществом не выполняются, и чем подтверждается факт невыполнения данных функций. Проверкой не было установлено ни одного факта, свидетельствующего бы о невыполнении функций аварийно-диспетчерской службы. Государственная жилищная инспекция к рассмотрению вопроса подошла формально, считая, что должен быть заключен договор на аварийно-диспетчерское обслуживание, законодательство такого требования не содержит. Заключение договора на аварийно-диспетчерсское обслуживание со сторонними организациями является нецелесообразным, поскольку все функции выполняют работники товарищества. Собственниками помещений соответствующие расходы по оплате услуг аварийно-диспетчерской службы в смету на 2019 год не вносились. В связи с изложенным состав административного правонарушения отсутствует, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения – ТСЖ «Возрождение» выполняются все функции аварийно-диспетчерской службы. При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности орган не установил смягчающих и отягчающих обстоятельств; не учел оснований, предусмотренных п. 4.1.1 КоАП РФ для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку правонарушение совершено впервые; не указана дата и место совершения административного правонарушения, в связи с чем не установлено событие совершения административного правонарушения; отсутствует объективная сторона правонарушения, раскрывающая какие конкретно меры не выполнены ТСЖ «Возрождение».

Представитель юридического лица ТСЖ «Возрождение» в судебное заседание не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия. В судебном заседании 28.02.2020г. представитель юридического лица ТСЖ «Возрождение» Полевина О.П. доводы и требования жалобы поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в ТСЖ была создана аварийно-диспетчерская служба, велся журнал приема заявок.

В судебном заседании 28.02.2020г. свидетель ФИО4 – начальник отдела контроля за жилищным фондом Государственной жилищной инспекции ЕАО, пояснила, что в период проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении 07.11.2019г. аварийно-диспетчерская служба не была создана в ТСЖ «Возрождение».

В судебном заседании 28.02.2020г. свидетель ФИО5 – старший государственный инспектор правового отдела Государственной жилищной инспекции ЕАО, дала пояснения, аналогичные пояснениям ФИО4

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (ч. 1.1).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (ред. от 13.09.2018) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе; формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ) (п. 4). Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба) (п. 9). Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения (п. 10). Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих журналах, которые ведутся в том числе в форме электронных документов (п. 12).

В государственную жилищную инспекцию ЕАО потупило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном <адрес>, о ненадлежащем содержании ТСЖ «Возрождение» общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с распоряжением (приказом) от 01.11.2019г. № Государственной жилищной инспекцией ЕАО проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Возрождение».

В рамках проверки 07.11.2019г. осуществлен выезд на многоквартирный дом <адрес>, в ходе которого установлено, что аварийно-диспетчерское обслуживание не организовано.

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) № от 07 ноября 2019 года выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно, 07.11.2019г. в 13 часов 00 минут установлено, что аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома по адресу: <адрес> не организовано, нарушен п. 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2019г. № 416.

07.11.2019г. Государственной жилищной инспекцией ЕАО было выдано предписание № по результатам внепланового мероприятия по лицензионному контролю в адрес управляющей организации ТСЖ «Возрождение» об устранении вышеуказанного нарушения в срок до 15 декабря 2019 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 06 декабря 2019 года, составленного заместителем начальника государственной жилищной инспекции ЕАО ФИО6, в ходе проверки установлено, что ТСЖ «Возрождение» не обеспечено аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома по <адрес>, находящимся в управлении. Данное юридическое лицо имело возможность для соблюдения обязательных требований, жилищного законодательства, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, являющимися обязательными к исполнению, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, и тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.

Согласно ответу ТСЖ «Возрождение» № от 03.12.2019г. правление товарищества возобновило свою работу только с сентября 2019 года. В смету ТСЖ «Возрождение» на 2019 года не заложены расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы. Товарищество не предоставляет коммунальные услуги, с ресурсоснабжающими организациями заключены договоры на оказание услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в связи с этим содержать аварийно-диспетчерскую службу в ТСЖ нецелесообразно, это приведет к увеличению размера платы за содержание общего имущества, что затрагивает интересы собственников, в штате товарищества имеется слесарь-сантехник, на телефоне председателя правления создан круглосуточный чат «Наш дом», где решаются возникающие у собственников вопросы. Вопрос о заключении договора на аварийно-диспетчерскую службу, включении расходов на организацию аварийно-диспетчерской службы в смету на 2020 год, вынесен на очередное общее собрание собственников жилья.

В материалы дела представлен журнал учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме по <адрес>, который начат с 01.09.2019г.

Согласно выписке из приказа ТСЖ «Возрождение» № от 13.12.2019г. «О создании аварийно-диспетчерской службы в ТСЖ «Возрождение» в состав аварийно-диспетчерской службы включены штатные работники (электрик, слесарь-сантехник), с которыми необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовому договору.

В материалы дела представлены дополнительные соглашения к трудовому договору от 14 декабря 2019 года, заключенные между ТСЖ «Возрождение» и ФИО7 (слесарь-сантехник в аварийно-диспетчерской службе), между ТСЖ «Возрождение» и ФИО8 (электрик в аварийно-диспетчерской службе).

Имеющимся в деле об административном правонарушении доказательствам в оспариваемом постановлении должностным лицом была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вместе с тем, вывод начальника Государственной жилищной инспекции ЕАО Попович Е.В. о наличии в действиях юридического лица – ТСЖ «Возрождение» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является правильным, основанным на исследовании материалов дела и не противоречит фактическим обстоятельствам дела. Создание аварийно-диспетчерской службы в ТСЖ «Возрождение» после выявления факта административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении не влияет на результат рассмотрения дела по существу.

Оценив указанные фактические обстоятельства в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что своими действиями юридическое лицо - ТСЖ «Возрождение» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.

Назначенное юридическому лицу административное наказание в виде размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 7.22 КоАП РФ, отвечает требованиям закона и является справедливым.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 7.22 КоАП РФ, с учетом требований, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Нарушений административного законодательства, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Возрождение», влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в настоящем судебном заседании также не установлено.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3).

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений, суд не находит оснований для применения указанных положений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление начальника Государственной жилищной инспекции ЕАО Попович Е.В. от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – товарищества собственников жилья «Возрождение» подлежит оставлению без изменения.

Иных нарушений административного законодательства, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Возрождение», влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в настоящем судебном заседании также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника Государственной жилищной инспекции ЕАО Попович Е.В. от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – товарищества собственников жилья «Возрождение», оставить без изменения, жалобу юридического лица товарищества собственников жилья «Возрождение» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья О.Р. Береснева