ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/1-330/2021 от 31.01.2022 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Пешкова Е.В.

Дело № 12/1-330/2021 (71-23/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

31 января 2022 г. г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», общество), юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

по жалобе ОАО «РЖД» на решение судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 10.11.2021, которым постановление главного государственного инспектора Дальневосточного территориального отдела Госжелдорнадзора, Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Б. от 08.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ОАО «РЖД» оставлено без изменения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Дальневосточного территориального отдела Госжелдорнадзора, Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Б. от 08.09.2021 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 10.11.2021 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

В жалобе на данное решение ОАО «РЖД» просит решение судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 10.11.2021 отменить.

Жалоба мотивирована тем, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Островная пассажирская платформа железнодорожной станции Приамурская построена и введена в эксплуатацию в 1990 году.

Считает, что ОАО «РЖД» предприняты все возможные действия по обеспечению доступности для маломобильных пассажиров при их нахождении на объектах дирекции, ремонтные работы объектов пассажирской инфраструктуры ведутся планомерно в соответствии с выделяемым финансированием.

Законный представитель ОАО «РЖД», Биробиджанский транспортный прокурор в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

На основании статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Указанный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу вышеприведенных положений статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ обеспечение равных возможностей маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам является обязанностью всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм.

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. При этом под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Из материалов дела следует, что на основании решения Биробиджанского транспортного прокурора о проведении проверки от 19.07.2021 № <...> с 20.07.2021-31.07.2021 в отношении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «Российские железные дороги» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при обустройстве пассажирских платформ на станции Приамурская. Основание проверки – обращение Ю. о возможных нарушениях прав пассажиров, в том числе инвалидов, на станции Приамурская.

По результатам проверки транспортной прокуратурой выявлено, что ОАО «РЖД» уклоняется от соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ:

– в нарушение статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, покрытие пассажирской платформы, лестничного марша (виадука) станции Приамурская имеет нарушение целостности;

– в нарушение п. 5.1.6 СП 59.13330.2020 лестничный марш надземного перехода (виадука) не оборудован пандусом или лифтом;

– в нарушение п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 на пассажирской платформе станции Приамурская отсутствуют устройства тактильно-контрастных наземных указателей для инвалидов с недостатками зрения на основании ГОСТ Р 52875;

– в нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей надземного перехода (виадука), а также пассажирской платформы не нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени;

– в нарушение п.п. 6.5.1, 6.5.2 СП 59.13330.2020 информационные указатели направления движения и знаки доступности для маломобильных групп населения на пассажирской платформе станции Приамурская отсутствуют.

Выявленные нарушения не обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов к пользованию железнодорожным транспортом и послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.13 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.07.2021, акт проверки от 21.07.2021, представление транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей от 26.07.2021, ответ на представление прокурора от 22.09.2021 и иные доказательства, получившие оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Объективная сторона вменённого правонарушения заключается в уклонении юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность объекта социальной инфраструктуры. Состав данного правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

Таким образом, вывод административного органа и суда о наличии в действиях (бездействии) ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, является обоснованным.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему правонарушении применительно к статье 2.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а островная пассажирская платформа железнодорожной станции Приамурская построена и введена в эксплуатацию в 1990 году, являются несостоятельными, так как в соответствии с частью 4 статьи 15 указанного закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Однако материалы дела не содержат сведений о том, что ОАО «РЖД» были приняты действия для согласования мер по обеспечению доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.

Кроме того, учитывая, что несоблюдение требований законодательства в соответствующей сфере влечет нарушение конституционных прав данной категории граждан, указание на необходимость устранения нарушений является правомерным, вне зависимости от даты введения действующего объекта в эксплуатацию.

Иных доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение ОАО «РЖД» от административной ответственности.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

Административное наказание назначено обществу согласно нижнему пределу санкции, предусмотренной статьей 9.13 КоАП РФ, с учётом характера совершённого административного правонарушения, обстоятельств его совершения.

Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено. Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемые постановление административного органа и решение суда первой инстанции являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Дальневосточного территориального отдела Госжелдорнадзора, Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Б. от 08.09.2021, решение судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 10.11.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по статье 9.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья суда ЕАО С.А. Папулова