Дело № 12/1-42/2014
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
п. Смидович 22 октября 2014 года
Судья Смидовичского районного суда Еврейской автономной области Куликов А.Ю., рассмотрев жалобу представителя юридического лица МБДОУ «Детский сад №5 п.Смидович» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Смидовичского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по ЕАО ФИО2 № 25 от 19 сентября 2014 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Смидовичского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по ЕАО ФИО2 № 25 от 19 сентября 2014 года юридическое лицо МБДОУ «Детский сад №5 п.Смидович» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, представитель юридического лица ФИО1 обратилась в суд с жалобой, согласно которой указанное постановление просит отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель юридического лица - заведующая детским садом ФИО1 отказалась от доводов, изложенных в жалобе. Суду пояснила, что действительно на момент проверки в детском саду имелись выявленные нарушения требований пожарной безопасности, с которыми соглашается полностью, и вину юридического лица в совершении административного правонарушения признает. В настоящее время приняты меры к устранению выявленных нарушений. Между тем, считает, что размер назначенного административного штрафа для дошкольного учреждения, имеющего минимальный бюджет, несоразмерен. Просит снизить размер административного наказания.
Главный государственный инспектор Смидовичского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по ЕАО ФИО2 суду пояснил, что в ходе плановой выездной проверки данного юридического лица был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. По результатам проверки в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях было вынесено постановление о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах санкции рассмотренной статьи.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, представителя административного органа ФИО2, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Исходя из положений ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 указанного Закона № 69-ФЗ, требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности, согласно вышеназванной статье, понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
«Правила противопожарного режима», утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами.
Согласно акту проверки № 24 от 10.09.2014 в ходе проведения плановой выездной проверки в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Детский сад №5 п.Смидович» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- производится эксплуатация эвакуационных путей и выходов без эвакуационного освещения (п.33, п.43 «Правил противопожарного режима в РФ»);
- на дверях второго этажа в лестничной клетке отсутствуют устройства для самозакрывания (Правила пожарной безопасности 101-89 п.2.1.11; п.62 «Правил противопожарного режима в РФ»);
- двери в лестничной клетке второго этажа не имеют уплотнения в притворах (Правила пожарной безопасности 101-89 п.2.1.11);
- не произведено эксплуатационное испытание имеющихся наружных пожарных лестниц (п.24 «Правил противопожарного режима в РФ»);
- помещение салярия на втором этаже, с низким классом функциональной пожарной опасности, не разделено от здания детского сада, с высоким классом функциональной пожарной опасности, ограждающей конструкцией с нормативными пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарной перегородкой (Строительные нормы и правила 21-01-97* п.7.4).
По результатам проверки в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № 25 от 10.09.2014 по ст. 20.4 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Постановлением государственного инспектора Смидовичского района по пожарному надзору ФИО2 от 19.09.2014 № 25 муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №5 п.Смидович» по итогам указанной проверки признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вина юридического лица подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Рассматривая дело по существу, должностное лицо полно и всесторонне установило все фактические обстоятельства, которые полностью подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания доказательствами. Все доказательства были оценены должностным лицом в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определенный должностным лицом государственного пожарного надзора вид наказания, по выводу суда, соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям статей 2.1, 4.1 - 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, размер наказания определен в минимальном размере, предусмотренной санкцией данной статьи.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности соблюдения установленных требований пожарной безопасности юридическим лицом суду не представлено.
Должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности именно муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №5 п.Смидович в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
С учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности в здании, предназначенном для массового пребывания детей дошкольного возраста, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, по делу не имеется.
Между тем, учитывая, что юридическое лицо является бюджетным учреждением, бюджет данного учреждения ограничен, кроме этого, юридическое лицо частично устранило выявленные нарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности в данном случае применить положения постановления Конституционного Суда РФ № 4-П от 25.02.2014г., а именно: размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Исходя из анализа представленных доказательств, суд пришел к выводу, что наложение административного штрафа в размере 150000 рублей на детское дошкольное учреждение является чрезмерным, в связи с чем, размер данного административного наказания подлежит уменьшению в десять раз.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Смидовичского района по пожарному надзору ФИО2 от 19 сентября 2014 года о признании муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №5 п.Смидович» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Смидовичского района по пожарному надзору ФИО2 от 19 сентября 2014 года о признании муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №5 п.Смидович» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, – изменить, снизив размер назначенного юридическому лицу наказания в виде административного штрафа до 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.Ю. Куликов