Дело № 12/1-545-2016
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 04 октября 2016 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Мерзлякова Н.А.,
при секретаре Макаровой Ю.В.,
с участием ФИО1 его представителя ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО1 на постановление Министерства финансов Пермского края от 21 июля 2016 года в отношении заявителя – ФИО1 по ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Министерства финансов Пермского края министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ, а именно в том, что совершил нарушение бюджетного законодательства РФ, выразившееся в неправомерном предоставлении (субсидий) грантов главам крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО6 и ФИО5 на общую сумму <данные изъяты>.
За данное правонарушение министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО1 подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В жалобе поданной в Мотовилихинский районный суд, ФИО1 просит постановление Министерства финансов Пермского края признать незаконным и отменить указав на то, что считает некорректным оценивать ответственность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и персонально министра, поскольку это полномочия муниципальных образований и прием документов от глав крестьянских (фермерских) хозяйств, согласно п.2.3 Правил осуществляют подразделения муниципальных образований, уполномоченные на реализацию мероприятий по развитию сельского хозяйства. Кроме этого указывает на то, что ФИО3 был выдан грант, а он в нарушение пункта 2.3.12 Правил не представил проектную документацию к своей заявке. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с пунктом 2.9 Правил, основанием для отказа в принятии документов для участия в отборе в целях предоставления грантов на развитие фермы являются, в том числе представление неполного комплекта документов, указанного в пунктах 2.7.5.1-2.7.5.3 Правил. Таким образом, отсутствие документа, указанного в пункте 2.3.12 Правил, не является основанием для отказа. Кроме этого просит учесть, что планом по созданию и развитию семейной животноводческой фермы главы КФХ ФИО3 предполагается поэтапная реализация проекта, которой в первую очередь предусмотрено проектирование и разработка проектной документации, а уже после этого строительные и монтажные работы. Таким образом, на момент приема документов проектной документации не могло быть, и Министерство приняло от уполномоченного органа пакет документов в соответствии с вышеуказанным перечнем документов. По главе КФХ ФИО5, указывает, что им был представлен полный пакет документов на момент принятия решения на заседании Комиссии и подписания трехстороннего Соглашения от 06 августа 2014 г. № 10-СФ между ФИО5, органом местного самоуправления и Министерством. В пакете документов главы КФХ ФИО5 представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная 25.04.2014 г., заявка на предоставление гранта на развитие семейной фермы подана 14.05.2014 г., таким образом, выписка принята в соответствии с требованием пункта 2.3.2 Правил. Так же, указал, что согласно п. 2.15. Правил для заключения Соглашения ФИО5 представлена выписка ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК», подтверждающая наличие денежных средств, в размере, предусмотренном планом расходов. После чего заключено с главой крестьянского (фермерского) хозяйства трехстороннее соглашение о порядке получения и использования гранта на развитие семейной фермы и перечислены средства гранта. Таким образом, средства гранта перечислены получателю в соответствии с Правилами. Считает, что, нарушений со стороны Министерства нет, поскольку оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений на развитие семейной фермы, указанных в плане расходов - обязанность главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Также просит учесть, что решение о предоставлении грантов ФИО5 и ФИО6 принято коллегиально, а не персонально министром сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
В судебном заседании заявитель жалобы и его представитель на своих доводах настаивали, представили в суд выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную 25.04.2014 г. на ФИО5, которую он представлял вместе с заявкой. При этом, указали, что при проверке Министерством финансов были предоставлены все документы на ФИО5 включая его заявки за 2013 год, где ему было отказано в выдаче гранта и за 2014 год, в тех и других документах имелись выписки из ЕГРИП соответственно за 2013г. и 2014 г. Кроме этого просили учесть, что по решению Арбитражного суда Пермского края по искам о взыскании денежных сумм, полученных в виде неправомерно предоставленных грантов с ФИО5 и ФИО6 в иске администрации Пермского муниципального района было отказано.
Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился о дате времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заслушав пояснения заявителя, его представителя, изучив жалобу, материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, должностное лицо исходил из того, что в ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, выразившееся в неправомерном предоставлении (субсидий) грантов главам крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО5 и ФИО6 на общую сумму <данные изъяты>, о чем имеется Акт проверки № 267 от 28.12.2015 года. В соответствии с представленным Актом, ФИО5 подана заявка в Управление на предоставление гранта, при этом была приложена выписка из ЕГРИП от 2013 года, также по результатам проверки установлено, что фактически у ФИО5 отсутствовали собственные или заемные денежные средства, в нарушении условий предоставления грантов. Кроме этого, глава КФХ ФИО6 предоставил не полный пакт документов, требования к которым установлен Постановлением Правительства Пермского края от 25 июля 2013 г. № 980-п.
С указанными выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализаций) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предоставление которых устанавливается законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, который должен определять, в том числе цели, условия и порядок их предоставления.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 июля 2013 г. № 980-п утверждены Порядок представления иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в форме субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальных программ развития малых форм хозяйствования (далее Порядок 980-п) и Правила расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства, утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 г. № 980-п (в ред. от 29.05.2014 г.) (далее - Правила от 25.07.2013г. № 980-п).
Правила предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и на поддержку начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальной программы "Сельское хозяйство Пермского муниципального района на 2014-2016 годы», утверждены Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 24.04.2014 № 1577 (в ред. от 24.04.2014г.) (далее -Правила от 24.04.2014 № 1577).
Главным распорядителем бюджетных средств по данному направлению является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство).
Согласно п 2.3. Правил от 25.07.2013г. № 980-п для участия в отборе для предоставления гранта на развитие семейной фермы глава крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 10 рабочих дней со дня размещения объявления представляет в уполномоченный орган следующий комплект документов, в том числе:
…..2.3.2. выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за месяц до даты подачи заявки на предоставление гранта на развитие семейной фермы;
…….2.3.12. если планом по созданию и развитию семейной животноводческой фермы предполагается строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы, в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, глава крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляет следующие документы:
2.3.12.1. проектная (проектно-сметная) документация на строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы;
2.3.12.2. копия положительного заключения государственной экспертизы;
(п. 2.3.12 введен Постановлением Правительства Пермского края от 21.03.2014 N 175-п)
2.3.14. выписка из банковского счета главы крестьянских (фермерских) хозяйств, заверенная кредитной организацией, подтверждающая наличие собственных денежных средств в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретений, указанных в бизнес-плане и плане расходов на развитие семейной животноводческой фермы;
(п. 2.3.14 введен Постановлением Правительства Пермского края от 21.03.2014 N 175-п)
2.3.15. копии кредитных договоров и (или) письмо кредитной организации, подтверждающее готовность кредитной организации предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства кредит в размере не более 30 процентов от стоимости каждого наименования приобретений, указанных в бизнес-плане и плане расходов на развитие семейной фермы (при привлечении заемных средств).
(п. 2.3.15 введен Постановлением Правительства Пермского края от 21.03.2014 N 175-п)
На основании п. 2.15 Правил от 25.07.2013г. № 980-п для перечисления гранта на развитие семейной фермы глава крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с даты размещения на официальном сайте Министерства протокола Комиссии Министерства об утверждении сводного списка получателей мер государственной поддержки в рамках реализации мероприятия "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств":
2.15.1. открывает в кредитной организации банковский счет и размещает на нем собственные и заемные денежные средства в размере, предусмотренном планом расходов;
2.15.2. направляет в уполномоченный орган, Министерство выписку с банковского счета, выданную кредитной организацией, в которой открыт банковский счет, а также при наличии заемных денежных средств - копию кредитного договора.
В соответствии с п. 2.5. Правил от 25.07.2013 г. № 980-п основаниями для отказа уполномоченным органом главе крестьянского (фермерского) хозяйства в приеме документов для участия в отборе в целях предоставления гранта на развитие семейной фермы являются:
2.5.1. представление документов, указанных в пунктах 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.9-2.3.15 настоящих Правил, позднее установленного в пункте 2.3 настоящих Правил срока;
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 21.03.2014 N 175-п)
2.5.2. представление неполного комплекта документов, указанного в пунктах 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.9-2.3.15 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 21.03.2014 N 175-п)
Согласно п.2.7.5. Правил от 25.07.2013г. № 980-п уполномоченным орган направляет в Министерство следующие документы:
2.7.5.1. список потенциальных получателей грантов на развитие семейной фермы муниципального образования Пермского края по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам;
2.7.5.2. заключение по каждому потенциальному получателю гранта на развитие семейной фермы по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
2.7.5.3. копии документов, указанных в пунктах 2.3.1-2.3.11 настоящих Правил, заверенные уполномоченным органом.
В соответствии с п. 2.8. Правил от 25.07.2013г. № 980-п Министерство регистрирует представленные уполномоченными органами документы в день их представления в специальных журналах, предназначенных для регистрации заявок отдельно по каждому из мероприятий, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатями. Запись регистрации поступившего комплекта документов должна включать регистрационный номер, дату и время (часы, минуты) его приема.
2.9. Основаниями для отказа уполномоченному органу в принятии документов для участия в отборе в целях предоставления грантов на развитие семейной фермы являются:
2.9.1. представление документов, указанных в пунктах 2.7.5.1-2.7.5.3 настоящих Правил, позднее установленного в пункте 2.7 настоящих Правил срока;
2.9.2. представление неполного комплекта документов, указанного в пунктах 2.7.5.1-2.7.5.3 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом 2.3.2 пункта 2.3 Правил от 25.07.2013г. № 980-п глава крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляет выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за месяц до даты подачи заявки на предоставление гранта на развитие семейной фермы.
Согласно обжалуемого постановления, при проведении проверки установлено, что 14 мая 2014 года ФИО5 подана заявка в Управление на предоставление гранта, в составе которой им представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о регистрации крестьянского фермерского хозяйства (далее - выписка) от 30 апреля 2013 года. С данным доводом заявитель жалобы не согласен, указав, что при проведении проверке были предоставлены весь пакет документов на ФИО7 который у них имелся, как за 2013 г. так и за 2014 г., где находились две выписки из ЕГРИП и за 2013 г. и за 2014 г., представив в судебное заседание копию выписки за 2014 год. С учетом того, что в материалах административного дела отсутствует выписка из ЕГРИП за 2013 года в отношении ФИО5, а заявитель представил, в обосновании своих доводов выписку ЕГРИП от 25.04.2014 года, в силу ст. 1.5 КоАП РФ, которой установлен принцип презумпции невиновности, оснований не доверять доводам заявителя, не имеется.
В обжалуемом постановлении указано, что в «нарушение подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.9.2 пункта 2.9, пунктов 2.10, 2.16 Порядка 980-п Министерством представлен грант главе КФХ ФИО5, на общую сумму <данные изъяты> при фактическом отсутствии собственных и заемных денежных средств».
Тот факт, что займы, полученные 31 июля 2014 г. в ОАО АКБ «Пробизнесбанк» ФИО5 31 июля 2014 г. в сумме <данные изъяты> и <данные изъяты> возвращены ОАО АКБ «Пробизнесбанк», согласно представленных им выписок, в полном объеме на следующий день, то есть 01 августа 2014 года проверкой расценено как фактически отсутствие собственных и заемных денежных средств у ФИО5 С данными выводами судья не может согласиться, поскольку еще при рассмотрении административного протокола 19.07.2016 года в своих письменных объяснениях представитель министра (действующая по доверенности) поясняла, что главой КФХ ФИО5 представлен договор с ФИО8 на предоставление займа в сумме <данные изъяты>. Данный довод при вынесении постановления 21 июля 2016 года должностным лицом не проверен и ничем не опровергнут. Кроме этого, на тот период имелось решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2016 года, где было отказано Управлению сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации Пермского края во взыскании с главы КФХ ФИО5 денежных средств в виде неправомерного предоставления ему гранта в сумме <данные изъяты>, согласно которого также был установлен факт наличия договора займа ФИО5 и ФИО8 на сумму <данные изъяты>. На указанное решение суда представитель министра ссылалась в своих письменных пояснениях при составлении административного протокола в отношении заявителя. Кроме этого имеется гарантийное письмо от 12.05.2014 года исх. № И-823 от ООО «ГлобалГрупп» в адрес ФИО5 об инвестициях в размере <данные изъяты> на стройку фермы. Однако должностным лицом при принятии постановления по делу об административном правонарушении, данные факты не были приняты во внимание, оценка им не дана.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с соглашением от 07 августа 2014 года № главе КФХ ФИО6 предоставлен грант на сумму <данные изъяты>.
Как указано в постановлении по делу об административном правонарушении от 21.07.2016 года, в нарушение подпункта 2.3.12.1 пункта 2.3.12 Порядка 980-п главой КФХ ФИО9 в Управление не представлена проектная (проектно-сметная) документация на строительство производственного объекта по переработке продукции животноводства (убойного и мясоперерабатывающего цеха).
Согласно подпункту 2.9.2 пункта 2.9 Правил от 25.07.2013г. № 980-п основаниями для отказа Управлению в принятии документов для участия в отборе в целях предоставления грантов на развитие семейной фермы Министерством являются представление неполного комплекта документов, указанного в пунктах 2.7.5.1-2.7.5.3 Правил от 25.07.2013г. № 980-п, устанавливающие требования к представлению копий документов, указанных в пунктах 2.3.1-2.3.11. При этом, заслуживает довод заявителя, что отсутствие документов, предусмотренных в п.п 2.3.12.1 пункта 2.3.12, не предусмотрено как основание, для отказа в принятии документов для участия в отборе на предоставление гранта.
Относительно нарушений условий п.2.3.12 Правил от 25.07.2013г. № 980-п и п.2.3.12 Правил от 24.04.2014 № 1577, согласно которым, если планом по созданию и развитию семейной животноводческой фермы предполагается строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы, в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, глава крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляет проектную (проектно-сметную) документацию на строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы и копию положительного заключения государственной экспертизы, судья отмечает, что необходимость представления проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса РФ не подтвержден материалами административного дела, следовательно, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, событие административного правонарушения, вмененного в вину ФИО1 должностным лицом надлежащим образом не установлено и не проверено. Несоблюдение требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ. При этом, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы истек, в связи с чем вернуть дело на новое рассмотрение не представляется возможным, необходимо принять решение о прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Министерства финансов Пермского края от 21 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО1 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края ФИО1 прекратить, на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 6 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья