ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/1-635/2021 от 29.10.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12/1-635/2021

УИД 59RS0004-01-2021-005328-65

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 октября 2021 года

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Попова Е.Л.,

при секретаре Кузаевой Э.М.,

с участием защитника Зернина Н.В.,

представителя административного органа Крутилкиной А.О.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника юридического лица Зернина Н.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Перми, <адрес> по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО4 от 20.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СЕНСОРС»,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Перми, <адрес> по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО4 от 20.07.2021, ООО «СЕНСОРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник юридического лица обратился в суд с жалобой с требованием об отмене постановления. В обоснование указал, что ООО «СЕНСОРС» является собственником долей в праве земельного участка с кадастровым общей площадью 8944,48 кв.м, по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28 мая 2021 и Свидетельством о государственной регистрации права от 27 ноября 2019 года. Указанную долю Общество приобрело по Договору купли-продажи от 28.09.2007 с дополнительным соглашением от 03.03.2008 на основании приказа Управления земельных отношений Администрации г.Перми от 24.08.2007 «О предоставлении членам гаражно-эксплуатационного кооператива «Пушка» земельного участка в Мотовилихинском районе». В соответствии с п.2 приказано: «Предоставить членам гаражно-эксплуатационного кооператива «Пушка» в общую долевую собственность за плату Земельный участок с кадастровым площадью 8944,48 кв.м. под многоэтажную надземную стоянку (лит.А) по <адрес> в Мотовилихинском районе за счет земель населенных пунктов, согласно приложению к приказу. Разрешенное использование земельного участка - виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности ОП». При совершении регистрационных действий договора купли-продажи Росреестр вопреки указанному приказу ошибочно указал прежний вид разрешенного использования «Для строительства многоэтажной надземной стоянки», который, во-первых, утратил актуальность в связи с завершением строительства и сдачей здания автостоянки в эксплуатацию, а, во-вторых, противоречит приказу. В соответствии с действующими на момент продажи и в настоящее время Правилами землепользования и застройки г.Перми (решение от 26.06.2007 №143 Пермской городской думы) зона ОП, в которой было расположено здание, была преобразована в зону Ц-6 «Зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства», для которой были установлены основные виды разрешенного использования в 2007 году (в том числе): склады-магазины оптовой торговли, магазины оптовой и мелко-оптовой торговли; торговые комплексы, магазины. Эти виды соответствуют видам деятельности общества, которым оно занималось и занимается на выделенном участке земли, в частности, виду деятельности - торговля пожарным оборудованием, установленным обжалуемым постановлением. Считает, что в действиях ООО «СЕНСОРС» отсутствует противоправность и вина во вмененном правонарушении.

В соответствии с дополнениями к жалобе от 21.10.2021г. (л.д. 122-124) и представленными дополнениями к ней в ходе рассмотрения жалобы, защитник Общества указывает на позицию Конституционного суда РФ, выраженную в постановлении от 16.10.2020г. -П. Полагает, что обязательным условием привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ может быть только расхождение между фактическим использованием земельного участка и разрешенными видами (основными и вспомогательными) его использования, предусмотренными градостроительным регламентом. Указанное условие в данном случае отсутствует. На момент предоставления земельного участка действовала первоначальная редакция Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143. В соответствии со ст.52.4 Правил землепользования и застройки города Перми, в первоначальной редакции, зона объектов обслуживания населения и производственной деятельности ОП включала в том числе такие основные виды разрешенного использования, как магазины оптовой и мелко оптовой торговли, магазины. Зона ОП была преобразована в зону Ц-6. Основными видами разрешенного использования территориальной зоны Ц-6 («Зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства») являются в том числе магазины (ст.52.1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143). В связи с изложенным, просит постановление отменить и прекратить дело в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Законный представитель ООО «Сенсорс» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Защитник Зернин Н.В. в судебном заседании доводы своей жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме.

Представитель административного органа в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления. Указала на то, что заявителем не представлено доказательств того, что вид разрешенного использования земельного участка изменен в установленном порядке на вид разрешенного использования – для осуществления предпринимательской деятельности по продаже пожарного оборудования (огнетушителей), фактический осуществляемой, что не отрицается ООО «Сенсорс». Фактически земельный участок используется заявителем не в соответствии с документально учтенным видом разрешенного использования и не в соответствии с ЕГРН, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями ст.ст. 7, 42 ЗК РФ.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства.

Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

Из положений п. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с приказом от 10.11.2020 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», на земельных участках с видом разрешенного использования «для строительства многоэтажной надземной автостоянки», по классификатору Росреестра - «для многоэтажной застройки» разрешено: Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше; благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным Решением Пермской городской думы от 26.06.2007 № 143, земельный участок с кадастровым расположен в центральной общественно-деловой и коммерческой зоне Ц-6.

Зона Ц-6 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Особенностью зоны является сочетание обслуживающих коммерческих объектов, объектов местного и городского значения, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности.

Как следует из материалов дела, Управлением 26.04.2021 проведено административное обследование земельного участка, по результатам которого выявлено нарушение обязательных требований земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Мотовилихинский район, <адрес>, кадастровый . не в соответствии с видом разрешенного использования «Для строительства многоэтажной надземной автостоянки».

По результатам проведения административного обследования оформлен акт административного обследования от 26.04.2021 .

По результатам проверки в отношении заявителя 09.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и 20.07.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Общества.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением порядка, исключающего использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 ЗК РФ понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного Кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно п. 1 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, предусмотрено, что основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам, притом что выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) при условии соблюдения требований технических регламентов. Право указанного выбора без дополнительных разрешений и согласований не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 23.01.2015 по делу , целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Субъект, которому предоставлен в собственность или пользование земельный участок, может использовать его только в соответствии с установленным назначением. Именно отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 земельный участок по адресу: <адрес>, Мотовилихинский район, <адрес>, кадастровый , расположен в зоне обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства Ц-6.

Основными видами разрешенного использования территориальной зоны Ц-6 являются: склады, складские площадки, деловое управление, среднее и высшее профессиональное образование, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), магазины, рынки, спорт, выставочно-ярмарочная деятельность, банковская и страховая деятельность, обеспечение обороны и безопасности, обеспечение научной деятельности, связь, рекламные агентства, издательские и редакционные организации, целлюлозно-бумажная промышленность, обеспечение внутреннего правопорядка, стационарное медицинское обслуживание, амбулаторное ветеринарное обслуживание, общественное питание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание, оказание услуг связи, объекты пожарной охраны (пожарная часть, пожарное депо, отдельно стоящие здания теплодымокамеры и учебной башни), автомобильные мойки, заправка транспортных средств, служебные гаражи, государственное управление. Вспомогательные виды разрешенного использования: зеленые насаждения, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы), коммунальное обслуживание. Условно разрешенные виды использования: автомобильный транспорт, легкая промышленность, религиозное использование, антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, телевизионные башни, коммунальное обслуживание, благоустройство территории, ремонт автомобилей (ст. 52.1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , был предоставлен в общую долевую собственность, в том числе ООО «Сенсорс» под многоэтажную надземную стоянку (лит. А) приказом Управления земельных отношений Администрации города Перми от 24.08.2007 -з.

Согласно п. 2 Приказа от 24.08.2007 -з разрешённое использование земельного участка – виды разрешённого использования, установленные для территориальной зоны объектов обслуживания населения и производственной деятельности ОП.

На момент предоставления земельного участка действовала первоначальная редакция Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143.

В соответствии со ст. 52.4 Правил землепользования и застройки города Перми, в первоначальной редакции, зона объектов обслуживания населения и производственной деятельности ОП включала следующие основные виды разрешенного использования: организации, учреждения, управления, многофункциональные деловые и обслуживающие здания, кредитно-финансовые учреждения, проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации, здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения, поликлиники, научно-исследовательские лаборатории, связанные с обслуживанием предприятий, учреждения культуры и искусства локального и районного значения, залы аттракционов и игровых автоматов, пункты оказания первой медицинской помощи, предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли, рынки, крупные торговые комплексы, торгово-выставочные комплексы, магазины, предприятия общественного питания, объекты бытового обслуживания, учреждения жилищнокоммунального хозяйства, отдельно стоящие УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты (районные и городские), отделения, участковые пункты милиции, пожарные части, ветлечебницы без содержания животных, банные комплексы, ЦТП,ТП, РП. Вспомогательные виды разрешенного использования: учреждения автосервиса, гаражи индивидуальных легковых автомобилей: подземные, полуподземные, многоэтажные, встроенные или встроенно-пристроенные, автостоянки для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей, автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей: открытые, подземные и полуподземные, многоэтажные, автостоянки для временного хранения туристических автобусов, АЗС, АГЗС. Условно разрешенные виды использования: временные торговые объекты, гостиницы, конфессиональные объекты, складские объекты.

Таким образом первоначальная редакция Правил землепользования и застройки города Перми допускала размещение учреждения автосервиса, в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка в зоне ОП.

В соответствии с п. 11 ст. 34 Федеральный закон от 23.06.2014 № 171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Судом с достоверностью установлено и подтверждено материалами дела, что основанием для привлечения ООО «Сенсорс» к ответственности послужили выводы о том, что заявитель использует принадлежащий ему на праве собственности земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования – для осуществления предпринимательской деятельности по продаже пожарного оборудования (огнетушителей).

Административным органом указано, что оказание данных услуг не предусмотрено для использования земельных участков с видом разрешенного использования – для строительства многоэтажной надземной автостоянки.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, установлен вид разрешенного использования - для строительства многоэтажной надземной автостоянки. Участок находится в общедолевой собственности, в том числе ООО «Сенсорс».

При этом, строительство многоэтажной надземной стоянки на момент предоставления земельного участка в собственность приказом Управления земельных отношений Администрации города Перми от 24.08.2007 -з было завершено, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.08.2005.

Участниками земельных отношений в силу ст. 5 ЗК РФ являются, в том числе собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; правообладатели земельных участков собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В силу подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 1 ст. 7, пп. 1, 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Из системного толкования ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ и указанных норм Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка оформляет в установленном действующем порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится принадлежащий ему участок.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.10.2020 № 42-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО7» признал часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации постольку, поскольку неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что отсутствие единообразного понимания в вопросе о том, должен ли собственник (правообладатель) земельного участка, реализовавший право самостоятельного выбора - в дополнение к основному виду разрешенного использования - вспомогательного вида его разрешенного использования, инициативно позаботиться о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, отражающих фактическое использование своих земельных участков, не может в системе действующего правового регулирования не восприниматься как расходящееся с общеправовым критерием определенности, ясности и недвусмысленности закона (правовой нормы), что, в свою очередь, влечет за собой риски произвольного привлечения указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Поскольку признание части 1 статьи 8.8 КоАП РФ неконституционной само по себе не затрагивает содержания регулятивных норм, за нарушение которых ею предусмотрена административная ответственность, и в интересах обеспечения определенности прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений Конституционный Суд Российской Федерации считает целесообразным установить, что впредь до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

В постановлении от 16.10.2020 № 42-П Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что собственник земельного участка имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и в дополнение к основному вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти.

Материалами дела подтверждено, что заявитель использует принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, существующего на момент приобретения земельного участка в собственность – для размещения автосервиса.

Оценивая представленные сторонами доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о том, что административным органом не доказан факт того, что ООО «Сенсорс» использует земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования, следовательно, наличие в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, судья считает неподтвержденным.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

Постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Перми, <адрес> по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО4 от 20.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СЕНСОРС» - отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: Е.Л. Попова