ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/1-678/2021 от 06.12.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12\1-678\2021

№ 59RS0005-01-2021-006367-96

Р Е Ш Е Н И Е

06 декабря 2021 года г. Пермь

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Долгих Ю.А.,

при помощнике ФИО1,

с участием защитника Мизгиревой О.А. по доверенности,

рассмотрев жалобу защитника Мизгиревой О.А. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 07.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 07.09.2021 ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Согласно постановлению в нарушение п. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», с работником ФИО3 работодатель не провел стажировку на рабочем месте, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 3.3 Постановления от 13.01.2003№ 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», в связи с введением новых правил по охране труда, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», с работником не проведен внеплановый инструктаж на рабочем месте.

В жалобе, поданной в Мотовилихинский районный суд г. Перми, защитник Мизгирева О.А. просит отменить постановление государственного инспектора труда от 07.09.2021. В обосновании своей жалобы указывает на то, что административный орган не известил Заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении. Из протокола об административном правонарушении от 24.08.2021 следует, что правонарушение обнаружено 03.03.2021, нарушение устранено Заявителем 19.03.2021. указанный протокол составлен административным органом более через 5 месяцев после совершения правонарушения. У ФИО3 отсутствовали вредные и (или) опасные условия труда, также при приеме на работу ФИО3 не предоставлял работодателю документы, подтверждающие наличие перерыва в работе по профессии (виду работ) более года, сообщал, что перерывов в работе более одного года не было. ФИО2 не согласен с тем, что Правила от 28.10.2020 № 753н обязательны для исполнения работодателями-организациями и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов и работниками, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы. ФИО2 не является лицом, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов. ФИО3 не осуществлял погрузочно-разгрузочные работы, что подтверждается его должностной инструкцией. В случае если суд придет к выводу о наличии в действиях Заявителя состава правонарушения по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ просит применить положения о малозначительности и ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании защитник Мизгирева О.А. на доводах жалобы настаивала в полном объеме, дала пояснения аналогично изложенным в жалобе.

ФИО2, представитель Государственной инспекции труда в Пермском крае, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствии указанных лиц.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Статьей 212 Трудового кодекса РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Частью 1 статьи 225 Трудового кодекса РФ установлено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. N 1/29 (далее - Порядок обучения по охране труда).

В силу пункта 2.2.2 указанного Порядка, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

В соответствии с п.3.3 Постановления от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда (по правовым вопросам) от 11.02.2021 о проведении внеплановой документарной проверки, была проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, информация из ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» от 09.02.2021.

По результатам проверки, должностным лицом составлен акт проверки от 03.03.2021 за (с учетом решения на возражения на акт ) в отношении ИП ФИО2 в котором указано на нарушения положений ст. 212 Трудового кодекса РФ.

24.08.2021 в отношении ИП ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании которого 07.09.2021 в отношении ИП ФИО2 вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Проверив законность и обоснованность постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 07.09.2021, судья приходит к выводу о нарушении индивидуальным предпринимателем указанных выше положений требований трудового законодательства и наличии в его действиях состава административных правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям закона.

Индивидуальный предприниматель в силу действующего трудового законодательства и законодательства об охране труда в Российской Федерации, как работодатель, обязан был допустить работника к выполнению трудовых обязанностей при соблюдении норм трудового законодательства.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по настоящему делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 24.08.2021; актом проверки от 03.03.2021; распоряжением (приказом) от 11.02.2021; возражениями на акт проверки; решением на возражения на акт внеплановой проверки и иными доказательствами, получившими оценку должностного лица Инспекции по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела.

Оснований не доверять данным доказательствам не имеется, поскольку они соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.

Выводы должностного лица о виновности ИП ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении настоящего дела. Не согласиться с выводами должностного лица оснований не имеется.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.

Привлекая ИП ФИО2 к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, должностное лицо пришло к правильному выводу о нарушении указанным лицом трудового законодательства, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работника.

Довод жалобы о том, что административный орган не известил Заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении, опровергается материалами.

Как следует из материалов дела, извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено должностным лицом по месту жительства ФИО2 (от 03.08.2021 ) и согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» <данные изъяты> (), получено адресатом 12.08.2021.

Указанное извещение является надлежащим.

В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении составлен 24.08.2021 в отсутствие ИП ФИО2 с соблюдением требований приведенной нормы.

Протокол об административном правонарушении от 24.08.2021, а также определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.08.2021 на 07.09.2021 в 09-00 часов направлены ФИО2 24.08.2021, согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» <данные изъяты> (), получены адресатом 01.09.2021. Кроме того, указанные документы ФИО2 были направлены по двум известным адресам, в частности по адресу места жительства ФИО2 (<адрес>) они вернулись адресату с отметкой «истек срок хранения», что подтверждается данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» <данные изъяты> ().

Относительно нарушений ст. 212 ТК РФ, п. 3.3 Постановления от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», в связи с введением новых правил по охране труда, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.01.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» установлено, что инструкцией по охране труда подсобного рабочего, утвержденной ИП 16.02.2018, п. 3.9 предусмотрены работы по разгрузке, загрузке, перемещение грузов вручную или с помощью средств механизации, укладывать груз.

Согласно пояснениям работодателя, содержащимся в жалобе, ФИО3 прошел стажировку 19.02.2021, принят на работу 14.01.2021, т.е. прошел стажировку с незначительным нарушением срока на 4 дня.

Таким образом, нарушение требований п. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003№ 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труд работников организаций» нашло подтверждение.

Не предоставление со стороны работника ФИО3 при приеме на работу документов, подтверждающих наличие перерыва в работе по профессии (виду работ) более года, а также указание им на отсутствие такого перерыва в работе более одного года, не освобождает работодателя от обязанности проверки достоверности таких сведений.

Данные обстоятельства при рассмотрении дела должностным лицом, были исследованы и учтены при вынесении обжалуемого постановления, им дана соответствующая оценка.

То обстоятельство, что выявленные нарушения трудового законодательства индивидуальным предпринимателем были устранены через незначительное время после их выявления и до составления протокола об административном правонарушении, не является основанием к отмене либо изменению постановления должностного лица, а также к освобождению ФИО2 от административной ответственности.

Нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, также не является основанием для отмены или изменения постановления должностного лица, поскольку эти сроки не являются пресекательными и их нарушение не исключает производство по делу при составлении протокола в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, не имеется.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Однако, учитывая характер совершенного правонарушения, которое затрагивает сферу трудовых правоотношений и поэтому имеет повышенную степень общественной опасности, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей назначено ФИО2 в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ для данной категории лиц, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является справедливым. Оснований для признания назначенного наказания излишне суровым не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом допущено не было.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены, постановление должностного лица, соответствует требованиям ст.28.10 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 07.09.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2 - оставить без изменения, жалобу защитника Мизгиревой О.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Ю.А. Долгих