ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/1-92/20 от 20.05.2020 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 12/1-92/2020

76RS0022-01-2020-000704-29

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

20 мая 2020 года г. Ярославль

Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Русинов Д.М.,

при секретаре Слепцовой О.А.,

рассмотрев дело по жалобе главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля на постановление начальника отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО1 от 19.03.2020г. № 110-0338/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО1 от 19.03.2020г. № 110-0338/20 территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях» (ненадлежащее содержание земельного участка по адресу: <адрес>, у <адрес>, выразившееся в наличии склада мусора (веток и железобетонных плит) на территории, не предназначенной для этих целей, имевшее место в нарушение п.п. 1.4, 2.1.5 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004г. №306,), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

В жалобе территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование ссылается на то, районная администрация осуществляет контрольную деятельность за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля, непосредственно сама не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является подрядной или специализированной организацией и не осуществляет выполнение работ по благоустройству или содержанию территорий. Указывает, что в рамках контрольных мероприятий территориальной администрацией были приняты меры по установлению лиц, допустивших нарушение правил благоустройства и устранению ими вышеуказанных нарушений.

В судебном заседании представитель территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля (по доверенности) ФИО2 доводы жалобы поддержал, дал пояснения согласно заявленного. Представитель административного органа (по доверенности) ФИО3 просил в удовлетворении жалобы отказать, сослался на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях» нарушение установленных правилами благоустройства требований к выполнению перечня работ по благоустройству территории поселения (городского округа) и (или) периодичности их выполнения (кроме работ по благоустройству жилых домов, а также придомовых территорий жилых домов), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В рамках указанных полномочий, в целях обеспечения и поддержания чистоты и порядка на всей территории города Ярославля, создания комфортных и безопасных условий проживания его жителей, решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 №306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля, (далее – Правила) которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства города Ярославля, определяют порядок содержания, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий, включая прилегающие к границам зданий, земельных участков и ограждений, а также внутренние территории для всех хозяйствующих субъектов и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами, пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ярославля.

В соответствии с п. 1.4 Правил благоустройство города обеспечивается деятельностью: - мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции; - организаций, выполняющих работы по содержанию и благоустройству города; - всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации), а также граждан, осуществляющих содержание принадлежащего им имущества, участвующих в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном Правилами, бережно относящихся к городскому имуществу и неукоснительно выполняющих Правила.

Согласно п. 2.1.5 Правил качественная и своевременная уборка уличных и дворовых территорий города и содержание их в чистоте и порядке являются обязанностью всех собственников (владельцев) земельных участков, зданий, строений, сооружений.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 14 мин. должностными лицами инспекции административно-технического надзора <адрес> установлено, что в отношении территории земельного участка, собственность на который не разграничена, относящегося к ведению органов местного самоуправления, по адресу: <адрес>, у <адрес>, не обеспечено проведение качественной и своевременной уборки, а именно, на указанной территории выявлено несанкционированное складирование мусора (веток и железобетонных плит).

В связи с этим, инспекцией административно-технического надзора Ярославской области в адрес территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля направлена информация об устранении вышеуказанных нарушений в срок до 15.02.2020г.

В рамках контрольной проверки, проведенной должностными лицами инспекции административно-технического надзора Ярославской области, установлено, что по состоянию на 17.02.2020г. в 15 час. 45 мин. проведение качественной и своевременной уборки не обеспечено, а именно, ранее выявленное несанкционированное складирование мусора (веток и железобетонных плит) не устранено, что является нарушением п. 1.4, 2.1.5 Правил.

Правила благоустройства, принятые органами местного самоуправления, являются перечнем работ по благоустройству территории, которые включают в себя как обязывающие нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные активные действия при осуществлении той или иной деятельности, так и запрещающие нормы, устанавливающие обязанность не совершать запрещенных действий.

Комплекс мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, реализуется путем выполнения перечня мероприятий, состоящий из обязывающих норм, закрепленных в Правилах.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских, поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона в состав территории могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 4 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42 «Об Уставе города Ярославля», территорию города Ярославля составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.

Согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа: относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 14 раздела 3.1 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 12.09.2006 №307, к функциям территориальной администрации мэрии город Ярославля отнесено осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства.

В соответствии с пунктом 23 раздела 3.1 данного Положения территориальная администрация мэрии города Ярославля принимает меры по реализации и обеспечению соблюдения на территории района нормативных правовых актов органов государственной власти и городского самоуправления; осуществляет контроль за соблюдением правовых актов муниципалитета и мэрии города организациями и гражданами.

Постановлением мэрии города Ярославля от 11.04.2005 № 1541 «О содержании городских территорий» утвержден регламент содержания городских территорий, который разработан в целях реализации Правил благоустройства, устанавливает порядок организации работ по содержанию городских территорий.

Согласно п.2.5 указанного Постановления, уборка территорий, не вошедших в титульные списки иных контрактов по уборке городских территорий, организуется территориальной администрацией.

Уборка территории города Ярославля осуществляется специализированными организациями в соответствии с титульными списками по муниципальным контрактам на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети Заволжского района мэрии г. Ярославля. В вышеуказанных титульных списках рассматриваемый земельный участок по адресу: <адрес>, у <адрес>, отсутствует.

Таким образом, выполнение работ по уборке территорий, не вошедших в титульные списки, убираемых специализированными организациями, осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых территориальной администрацией мэрии города Ярославля.

Применительно к указанным положениям законодательства, с учетом установленных обстоятельств, лицом, обязанным выполнить перечень работ, установленный Правилами, направленный на обеспечение комплекса мероприятий по повышению комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Ярославля в отношении содержания и надлежащего состояния рассматриваемого земельного участка является территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля.

В связи с этим, должностное лицо, исследовав все представленные доказательства, обоснованно пришло к выводу о доказанности вины территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях».

Вместе с тем, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае следует учитывать, что согласно имеющимся фотографиям и иным материалам дела объем складируемого мусора не являлся значительным, при этом, районной администраций были установлены лица, организовавшие складирование мусора, а также приняты меры к очистке территории на момент рассмотрения дела по существу.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, полагаю, что допущенное нарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Доказательства того, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий, административным органом не представлены и материалы дела не содержат.

Исходя из этого, применительно к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 в данном случае имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которыми при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене указанных постановлений, решения и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектора административно-технического надзора Ярославской области, от 19.03.2020г. № 110-0338/20, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля подлежит отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление начальника отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектора административно-технического надзора Ярославской области ФИО1 от 19.03.2020г. № 110-0338/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля отменить.

Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободить территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля от административной ответственности по ч. 3 ст. 25 <5> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. №100-з «Об административных правонарушениях» и ограничиться устным замечанием.

Данное решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Д.М. Русинов