ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/105/13 от 01.10.2013 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 12/105/13

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>      01.10.2013 года

Судья Сальского городского суда <адрес> Дорогокупец Г.М., рассмотрев жалобу Шарого Д.Н. на постановление УФМС России <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.2 ст. 19.15 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ОУФМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шарый Д.Н. был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.15 КоАП РФ подвергнут к наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб.

Шарый Д.Н. не согласившись с принятым решением, обратился в суд с жалобой, в которой просит суд постановление начальника ОУФМС РФ <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

В обоснование указал на то, что ст.4.5 КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно Пленуму Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Сын заявителя Ш.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ Днем совершения правонарушения сотрудниками УФМС России <адрес> установлен ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, сотрудники УФМС повторно узнали о факте рождения сына и отсутствии у него регистрации по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ при установлении ему гражданства Российской Федерации и внесении записи в паспорт заявителя, в графу «Дети», проставления отметки о гражданстве в свидетельстве о рождении сына. Шаровым было подано заявление об установлении гражданства его сыну, его регистрации по месту жительства и регистрации по месту жительства дочери Ш.П. ДД.ММ.ГГГГ. При этом предоставляются следующие документы: свидетельство о рождении, паспорта родителей, свидетельство о заключении брака, копи домовых книг, в том числе о регистрации по месту жительства.

При принятии документов расписка в получении документов сотрудниками УФМС не предоставляется. При получении документов, заявитель выяснил следующее: установлено гражданство сыну - ДД.ММ.ГГГГ, регистрация по месту жительства дочери - ДД.ММ.ГГГГ Регистрация по месту жительства сына отсутствовала. Сотрудники УФМС пояснили, что до достижения ребенком возраста 14 лет регистрировать детей по месту жительства не надо, кроме случаев, когда требуется адресная справка в школу или детский сад.

В связи с чем, считает, что был пропущен срок вынесения Постановления об административном правонарушении.

В соответствии с ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, осуществляется в соответствии с п. 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713. Ст. 16 указанного Постановления устанавливает, что Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. При этом указанные Правила не предусматривают какого-либо срока, в течение которого родители обязаны зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка, поэтому считает, что бездействие по осуществлению вышеуказанной регистрации не образует состава административного, правонарушения.

Ст. 6 ФЗ №5242-1 от 25.06.1993г., на основании которой был составлен протокол об административном правонарушении, предусматривает обязанность гражданина Российской Федерации, изменившего место жительства не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Сын, родившийся ДД.ММ.ГГГГ не мог физически явиться для регистрации по месту жительства. Считает, что ссылка на данную статью является неправомерной.

Просит суд постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель Шарого Д.Н. по доверенности Шарая В.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила суд ее удовлетворить, по изложенным в жалобе основаниям.

Изучив доводы жалобы, заслушав Шарую В.В., изучив материалы дела, прихожу к следующему:

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства об административном правонарушении является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Судья, разрешая жалобу, выполнил указанные требования закона.

Согласно ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шарого Д.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ.

При этом установлено, что Шарый Д.Н. с ДД.ММ.ГГГГ допускает проживание несовершеннолетнего ребенка без регистрации по месту жительства.

Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 173 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые содержат положения, закрепляющие обязанность гражданина не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить все необходимые для регистрации документы.

Согласно п. 28 указанных Правил, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Статья 64 Семейного кодекса РФ защиту их прав и интересов детей возлагает на их родителей, являющихся законными представителями.

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих сроки регистрации новорожденных по месту жительства, из системного толкования вышеназванных положений закона следует, что на родителей возлагается обязанность зарегистрировать по месту жительства своих несовершеннолетних детей, в том числе новорожденных.

Таким образом, обязанность зарегистрировать по месту жительства своих несовершеннолетних детей, в том числе новорожденных, в силу положений семейного и гражданского законодательства возникает у родителей с момента рождения ребенка и должна быть реализована в сроки, установленные законом.

Однако состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ является длящимся правонарушением.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В своей жалобе Шарый Д.Н. указывает на то, что должностное лицо знало о рождении сына и отсутствия у него регистрации ДД.ММ.ГГГГ когда устанавливали ему гражданство.

Доводы жалобы заслуживают внимания, поскольку из представленных заявителем доказательств в частности свидетельства рождении сына Ш.Е. имеется отметка о приобретении гражданства ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Согласно отметке в домовой книге о регистрации дочери заявителя Ш.П. она датирована ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку оснований умышлено уклоняться от регистрации сына, при оформлении документов для регистрации дочери у Шарого Д.Н. не имелось, и в судебном заседании установлено, то данное обстоятельство, позволяют мне прийти к выводу о том, что должностное лицо УФМС узнал о том, что сын Шарого Д. Н. проживает без регистрации, не позднее даты регистрации его дочери Полины, то есть ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что постановление о привлечении Шарого Д.Н. о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 19.15 КоАП РФ вынесено за пределами срока и применительно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за истечением срока давности.

На основании изложенного и руководствуясьп.6 ч.1 ст. 24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление № начальника ОУФМС России <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.15 КоАП РФ в отношении Шарого Д.Н. отменить, производство по делу прекратить по п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Г.М. Дорогокупец