ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/11 от 26.04.2011 Омского областного суда (Омская область)

                                                                                      Дело №3-12/2011 г.

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         Омский областной суд в составе

председательствующего судьи     Ершовой Л.А.,

при секретаре                                 Покричук О.Г.,

с участием прокуроров                  Вершининой  Г.А., Шельманова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2011 г. гражданское дело по заявлениям Администрации г.Омска и Катковой А.В.  о признании недействующим Приложения № 5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.),

у с т а н о в и л:

Администрация г. Омска обратилась с заявлением о признании недействующим Приложения № 5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) (том 1 л.д.1-7).

В обоснование требований заявитель указал, что в соответствии с п.15 ст.44 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»  полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области.

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций (ст. 17 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»). Размер указанных субвенций органам местного самоуправления рассчитывается по формуле, содержащейся в оспариваемом Приложении № 5 к «Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

По мнению заявителя, методика расчета не учитывает реальной потребности муниципального образования в денежных средствах, необходимых для обеспечения всех детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в данном муниципальном образовании, а производит деление имеющихся денежных средств, предусмотренных в бюджете Омской области на соответствующие цели, между всеми муниципальными образованиями Омской области.

В этой связи оспариваемое Приложение № 5 к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» противоречит п.6 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  п.5 ст.19 Федерального закона №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацу 5 п.1 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  поскольку содержащаяся в Приложении методика расчета общего объема субвенций делает невозможным исполнение органом местного самоуправления городского округа г. Омск в полном объеме переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Уточняя требования, Администрация г.Омска просила признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (том 6 л.д.83-84). 

Каткова А.В. обратилась в суд с аналогичным заявлением, указывая, что является бывшей воспитанницей детского дома, 02 февраля 1992 г. она поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.  До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Утверждала, что оспариваемый «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» не позволяет ей реализовать конституционное право на жилище, поскольку суммы выделяемых денежных средств в соответствии с указанным расчетом явно недостаточны даже для исполнения судебных решений, обязывающих Администрацию г.Омска предоставить иным гражданам из категории детей-сирот жилые помещения. При этом исполнение судебных решений фактически изменяет очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам. 

Полагала, что оспариваемый нормативный акт противоречит п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающим право указанной категории лиц на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем просила признать Приложение № 5  к «Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.)  недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (том 7 л.д.51-54).

Определением от 22 апреля 2011 г. гражданские дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения (том 7 л.д. 44-45).

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска Бессчетнова Е.Л.  и  заявитель Каткова А.В. требования поддержали.

Представитель Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Мельник И.А. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представитель Законодательного Собрания Омской области Скандакова Г.П. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что процедура принятия нормативного правового акта соблюдена, оспариваемые заявителями положения каким-либо нормативным правовым актам, обладающим высшей юридической силой, не противоречат.

Со ссылкой на положения п.2 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст.19, 63 Федерального закона №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.85, 86, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждала, что действующие нормы областного законодательства, касающиеся  финансового обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, не препятствуют последовательному исполнению органами местного самоуправления переданных полномочий, поскольку законодательством не установлен срок обеспечения жилой площадью детей - сирот. Полагала, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются ни права Администрации г.Омска, ни Катковой А.В. (письменные отзывы – том 6 л.д.56-59, том 7 л.д.95-100).   

По аналогичным основаниям против удовлетворения требований возражали представители Губернатора Омской области Мельникова Т.Н. и Фролов А.В. (письменные отзывы – том 6 л.д. 37-44, том 7 л.д.110-112), представитель Министерства образования Омской области Шперлинг В.В. (письменные отзывы – том 6 л.д.30-33, том 7 л.д. 39-41, 85-89).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокуроров Шельманова А.Е., Вершининой Г.А., полагавших заявленные требования подлежащими удовлетворению,  суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст.72Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 28 декабря 2010 г.)  к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов  социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

По вопросам, указанным в пункте 2настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (п.3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона).

Государственные полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере конкретизированы в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции  от 17 декабря 2009 г.). Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 8 дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления.

В силу положений п.14 ст.44 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

В соответствии с п.6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (в том числе пп.24 пункта 2),  с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Пунктами 15, 15.1, 16 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено, что:

-Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот; стоимость 1 кв.м не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса;

-объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете;

-расчет объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, производится по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу.

Приложение № 5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса»  предусматривает использование для расчета указанных субвенций следующей формулы:

                                   33

Vi = Zi + ((V - SUMZi) xi / Ч)), где:

i=1

Vi - объем субвенции местному бюджету городского округа (муниципального района) Омской области (далее - муниципальное образование Омской области);

Zi - средняя стоимость 1 жилого помещения, предоставляемого при обеспечении жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты), на территории i-го муниципального образования Омской области, рассчитываемая по формуле:

Zi = Si x 33, где:

Si - средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья на территории i-го муниципального образования Омской области, определяемая органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса;

33 - норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам;

V - общий объем субвенций местным бюджетам муниципальных образований Омской области на очередной финансовый год, определяемый законом Омской области об областном бюджете;

Чi - количество детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в i-м муниципальном образовании Омской области, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло до начала текущего финансового года, а также возникнет в текущем финансовом году, по данным на 1 июля года, предшествующего году выделения субвенции;

Ч - количество детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории Омской области, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло до начала текущего финансового года, а также возникнет в текущем финансовом году, по данным на 1 июля года, предшествующего году выделения субвенции.

Первоначальный текст всего документа опубликован в изданиях «Омский вестник», № 73 от  08 июля 2008 г, «Ведомости Законодательного Собрания Омской области», июль 2008 г.,  № 2 (57), часть II, ст. 3728.

Оспариваемое Приложение №5 в действующей редакции опубликовано в газете «Омский вестник» №95 от 31 декабря 2010 г., вступило  в силу с 1 января 2011 года.

Таким образом, Приложение №5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, поскольку «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13).

Обращаясь в суд с требованиями о признании недействующим Приложения №5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.), Администрация г. Омска ссылалась на установление данным Приложением такой методики расчета субвенций, которая делает невозможным исполнение органом местного самоуправления городского округа г.Омск в полном объеме переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Данные доводы нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего спора.

В силу абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных данным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. 140Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статья 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции) регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливая, что Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать, в частности, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты (п.3 ч.6 ст.19).

При этом в силу положений ч.5 этой же статьи финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Формула, которая содержится в оспариваемом Приложении № 5 и используется для  расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса, не позволяет определить объем необходимых финансовых средств для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло до начала текущего финансового года, либо возникнет в текущем финансовом году.

Изучение содержания указанной формулы свидетельствует о том, что одна из ключевых составляющих  -  V (общий объем субвенций местным бюджетам муниципальных образований Омской области на очередной финансовый год на рассматриваемые цели) является величиной неопределенной и устанавливается  исключительно законом Омской области об областном бюджете в зависимости от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации. 

В результате содержащаяся в Приложении методика направлена не на определение необходимой суммы денежных средств для исполнения переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», а на распределение между муниципальными образованиями общего объема субвенций местным бюджетам на очередной финансовый год на рассматриваемые цели, определяемого законом Омской области об областном бюджете.  При этом методика расчета самого  показателя V (общего объема субвенций местным бюджетам муниципальных образований Омской области на очередной финансовый год на рассматриваемые цели) не предусмотрена.

Применение оспариваемой методики не учитывает реальной потребности муниципального образования в денежных средствах, необходимых для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло до начала текущего финансового года, либо возникнет в текущем финансовом году.

Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами.

В материалы дела  Министерством образования Омской области представлена Расчетная таблица №6 по планированию бюджетных ассигнований областного бюджета, в соответствии с которой предлагалось включить в проект бюджета Омской области на 2011 г. объем субвенций муниципальным образованиям Омской области на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 3 174 075 900 руб., в том числе для муниципального образования г.Омск – 874 715 100 руб. (том 7 л.д.42).   

Как установлено в судебном заседании, Законом Омской области от 09 декабря 2010 г. №1313-ОЗ  «Об областном бюджете на 2011 год» (в редакции от 04 февраля 2011 г.) общий объем субвенций местным бюджетам муниципальных образований Омской области на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма  детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 г. первоначально составлял 75 000 000 рублей, из указанной суммы для городского округа г. Омск предназначалось  22 691 083 руб. (том 1 л.д. 62-63).

Законом Омской области от 25 марта 2011 №1339-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» в Таблицу № 1 «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) Омской области на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год» (Приложение №10) внесены изменения, общий объем субвенций увеличен до 125 000 000 рублей, объем субвенций по городскому округу г. Омск увеличен до 71 743 940 руб.

Платежным поручением №795 от 02 марта 2011 г. Департаменту жилищной политики Администрации г.Омска перечислена субвенция для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в размере 21 604 539 руб. (том 6 л.д.91). Платежным поручением от 04 апреля 2011 г. дополнительно перечислено 50 139 401 руб. (том 6 л.д.99).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области № 4-п от 11 февраля 2011 г. «О средней стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Омской области для обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2011 год»  средняя стоимость 1 кв.м жилой площади по городскому округу г.Омск для указанных целей определена в размере 34 457 руб. (том 1 л.д.58-59).

Исходя из положений п.14 ст.44 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам (33 кв.м) стоимость одного жилого помещения, подлежащего предоставлению указанной категории лиц, составляет 1 137 081 руб. (33 кв.м х 34 457 руб.).

Таким образом, в текущем году предусмотренный Законом Омской области  «Об областном бюджете на 2011 год» объем субвенций для приобретения жилых помещений детям-сиротам по городскому округу г.Омск (с учетом его увеличения) позволяет приобрести жилые помещения для  63 детей-сирот  (71 743 940 руб. : 1 137 081 руб.= 63).

Между тем,  по состоянию на 01 апреля 2011 г. по муниципальному образованию городской округ г.Омск Омской области на регистрационном учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоят 1308 граждан, относящихся к категории детей-сирот, в том числе 502 гражданина указанной категории, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло по состоянию на 01 апреля 2011 г., и 49 граждан, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникнет до конца года (том 1 л.д. 84-113).

За период с 2006 г. по 24 марта 2011 г. вынесено  269 судебных решений, в соответствии с которыми на Администрацию г.Омска возложена обязанность предоставить жилые помещения гражданам, относящимся к категории детей-сирот, за счет средств субвенций бюджета Омской области, из них по причине отсутствия финансирования не исполнены 137 решений.

Предусмотренная Законом Омской области  «Об областном бюджете на 2011 год» сумма субвенций для приобретения жилых помещений детям-сиротам по городскому округу г.Омск позволит исполнить лишь 63 судебных решения (том 6 л.д.167-203).

При этом лица, состоящие на регистрационном учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, относящиеся к категории детей-сирот, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло по состоянию на 01 апреля 2011 г. или возникнет до окончания года, но не обращавшиеся в суд с исками о понуждении Администрации г.Омска предоставить жилое помещение, фактически не имеют какой-либо определенной перспективы в реализации своих жилищных прав, поскольку все поступающие средства на рассматриваемые цели направляются, прежде всего, на исполнение вступивших в законную силу решений.

К таким лицам относится и заявитель Каткова А.В., которая является бывшей воспитанницей детского дома, длительный период (более 15 лет) состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (том 7 л.д. 114-188).     

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Приложение № 5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) содержит такую методику расчета общего объема субвенций, представляемых местным бюджетам на осуществление государственных полномочий, которая фактически делает невозможным исполнение органами местного самоуправления в полном объеме переданных полномочий, что противоречит положениям п.6  ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации  органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).

Применение методики, содержащейся в оспариваемом Приложении №5, не только приводит к ненадлежащему исполнению органами государственной власти Омской области полномочий по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона  № 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), и как следствие – к невозможности надлежащего осуществления переданных государственных полномочий органами местного самоуправления, но и к прямому нарушению конституционных прав лиц, относящихся к категории детей-сирот, на жилище.

В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы лиц, участвующих в деле, утверждающих, что оспариваемое Приложение № 5 не нарушает прав  и законных интересов Катковой А.В.

Суд находит несостоятельными и доводы представителей Законодательного Собрания Омской области, Губернатора Омской области, Министерства образования Омской области об отсутствии нарушения прав Администрации г. Омска оспариваемым нормативным правовым актом.

В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13).

Федеральным законодательством предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации обеспечить органы местного самоуправления необходимыми для осуществления государственного полномочия финансовыми средствами при их наделении таким полномочием. Неисполнение данной обязанности нарушает права органов местного самоуправления на свободное осуществление ими своих полномочий.

Ссылки представителей заинтересованных лиц на положения ч.3 ст.20 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, не опровергают доводов Администрации г.Омска о нарушении прав, поскольку отсутствие надлежащего финансирования создает препятствия для надлежащего осуществления заявителем переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.18 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Омской области при осуществлении переданных государственных полномочий вправе требовать своевременного и в полном объеме перечисления средств на реализацию ими переданных государственных полномочий.

Из представленных материалов следует, что Администрация г.Омска неоднократно инициировала вопрос об увеличении объема субвенций для приобретения жилых помещений лицам из категории детей-сирот, в том числе о возвращении к первоначальной редакции оспариваемого Приложения №5,  позволяющего определить реальную потребность в денежных средствах на рассматриваемые цели (том 6 л.д.128, 132-133, 134-135, 138-139, 144-145, 147, 150, 151, 155-158, 159-161), однако существенным образом ситуация не изменилась.

Необходимо отметить многочисленные обращения в суд граждан, относящихся к категории детей-сирот, с исками о предоставлении жилого помещения, при этом Администрация г. Омска выступает ответчиком, на нее возлагается обязанность по предоставлению  жилых помещений, в нескольких случаях с Администрации г.Омска осуществлено взыскание судебных издержек.

Приводимые возражения о том, что законодательством не установлен срок обеспечения жилыми помещениями граждан из категории детей-сирот, основаны на неверном толковании норм права, поскольку исходя из положений  ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции  от 17 декабря 2009 г.), п.2  части 2 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

Доводы о том, что Администрацией г. Омска на момент рассмотрения дела не освоены перечисленные суммы субвенций на 2011 г., правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют. Кроме того, установлено, что действия, направленные на приобретение квартир для детей-сирот, Администрацией г.Омска осуществляются, отсутствие конкретного результата на данный день обусловлено незначительным временным периодом, прошедшим от момента получения субвенций на 2011 г.,  и организационными вопросами, возникшими при проведении торгов.

В соответствии с ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем Приложение № 5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) признает  недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

При определении момента, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт, суд исходит как из заявленных требований, так и из положений п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13),  и учитывает, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся, на основании этого акта были выделены субвенции для приобретения жилых помещений гражданам из категории детей-сирот.

 Исходя из  положений ч.3 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о решении подлежит опубликованию в газете «Омский вестник» после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь  ст.ст. 194-199, 251-253  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

признать Приложение № 5 «Расчет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.)  недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете «Омский вестник» после вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации  в 10-дневный срок.

Судья Омского областного суда                             Л.А. Ершова

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2011 г. решение Омского областного суда от 26 апреля 2011 г. отменено, производство по делу прекращено.