№12/1/-10/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абдулино 01 апреля 2016 года
Судья Абдулинского районного суда Оренбургской области Выборнов Д.В.,
при секретаре Пыжовой Г.Н.,
с участием представителя должностного лица - исполнительного директора ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельностью Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области ФИО3 ... от 25 июня 2015 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – исполнительного директора ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельностью Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (далее – Управление Росприроднадзора по Оренбургской области) ФИО3 ... от 25 июня 2015 года должностное лицо – исполнительный директор ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, за то, что в нарушении требований п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, в период с 01 апреля 2013 года по 01 января 2014 года своевременно не организовал работу по оформлению материалов и получению решения о предоставлении водного объекта р. Тирис в пользование с целью сброса сточных вод, на основании которых возникает право пользования водным объектом..
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо – исполнительный директор ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1 подал жалобу, в которой указал, что в силу ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений предоставлении водных объектов в пользование. Общество не является водопользователем по смыслу, придаваемому этому понятию ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку Общество не является лицом, использующим водные объекты (водопользователем), так как сброс сточных вод от деятельности Общества осуществляется в городской канализационный коллектор, что подтверждает письмо экспертной организации НПФ «ЭКОС» ... от 03.02.2016 года и представление Абдулинской межрайонной прокуратуры ... от 18.10.2013 года. Кроме того, факт принадлежности Общества к категории абонентов подтверждает Акт внеплановой документарной проверки Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 17.03.2014 года, в котором указано, что «В соответствии с нормативными требованиями Федерального закона от 07.12.2011года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» Общество не является водопользователем, а относится к категории абонентов, так как осуществляет сброс сточных вод с канализационных колодцев в городской канализационный коллектор....» В подтверждение вышеуказанного в отчете Общества формы 2-ТП водхоз «Сведения об использовании воды» за 2015г. утвержденной постановлением Госкомстата России 19.10.2009 года №230 содержится информация о том, что сброс сточных вод осуществляется в систему канализации. Водоотведение Обществом в водный объект не осуществляется. Данный отчет принят Нижне- Волжским БВУ Отделом водных ресурсов по Оренбургской области (...) 18.01.2016 года без замечаний. В соответствии с письмом Администрации МО г. Абдулино ... от 26.02.2015г. гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в муниципальном образовании город Абдулино, определено МУП «Абдулинское». На основании п.4 ст.12 Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении» именно гарантирующая организация обязана обеспечить водоотведение (т.е. прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения согласно ст.2 указанного закона) в случае, если объект капитального строительства абонентов в установленном порядке присоединен к централизованной системе водоотведения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации. С 2013 года Общество неоднократно обращалось в администрацию МО г.Абдулино Абдулинского района с заявлением о заключении договора на прием сточных вод Общества в городской канализационный коллектор либо назначении гарантирующей организации, но ответов с администрации МО г. Абдулино Абдулинского района на обращения Общества не поступало.
В представлении Абдулинской межрайонной прокуратуры от 18.10.2013 года ...г. об устранении нарушений требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, а также о защите окружающей среды, вынесенного в адрес Администрации МО г.Абдулино Абдулинского района, указано, что «В период действия решения, то есть с 01.11.2008 года по 01.04.2013 года, ОАО Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» считался водопользователем.... В ходе проверки установлено, что в настоящий момент коллектор г. Абдулино находится в муниципальной собственности. Сброс сточных вод из городского коллектора осуществляется непосредственно в водный объект - р. Тирис. Соответственно, администрация МО г.Абдулино, согласно Водного кодекса РФ, является водопользователем. В связи с чем решение на пользование водоемом ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» после 01.04.2013 г. не получало за отсутствием необходимости.». Изложенную в представлении позицию подтверждает п.п. 1 п. 3 статьи 22 Водного кодекса РФ, где говорится, что «решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать указание места сброса сточных вод и требования к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных вод».
Поскольку точкой сброса сточных вод в р. Тирис является непосредственно труба канализационного коллектора, принадлежащего администрации МО г.Абдулино Абдулинского района Оренбургской области, решение о пользование водным объектом должна получать администрация МО г.Абдулино Абдулинского района, а не предприятия, осуществляющие сброс сточных вод в городской канализационный коллектор.
Кроме того, отделом водных ресурсов по Оренбургской области ведется список нелегитимных водопользователей, то есть водопользователей, осуществляющих пользование водным объектом без разрешительных документов. Если бы Общество осуществляло сброс сточных вод в р. Тирис без разрешительных документов, как об этом указано в обжалуемом постановлении, соответственно, то общество состояло бы в списке нелегитимных водопользователей. В связи с этим обществом был сделан запрос по факту наличия или отсутствия общества в данном списке. Согласно полученного ответа Общество в данном списке не состоит (письмо ... от 05.02.2016г.), а значит, нелегитимным водопользователем ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» не является. Согласно ст.2 Федерального закона №416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» общество относится к категории абонентов, то есть юридическим лицам, заключившим или обязанным заключить договор водоснабжения и (или) водоотведения, тогда как п. 1 постановления Правительства РФ от 18.03.2013г. № 230, принятого во исполнение ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливает, что «к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (НДСА), относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения..., при этом среднесуточный объем отводимых сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам». ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» не требуется устанавливать НДСА, поскольку максимальный объем сточных вод по всем выпускам, сбрасываемых Обществом в централизованную систему водоотведения (канализации) за последние три года, составляет не более 100 куб. метров в сутки. Соответственно, п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.03.2013г. №230, принятого во исполнение ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на деятельность Общества в области сброса сточных вод в городской канализационный коллектор не распространяется. Полагает, что с учетом вышеизложенного, общество не нарушает требования Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г., Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644, а, следовательно, должностные полномочия по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды им исполняются. Для применения ст.2.4 КоАП РФ Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области необходимо доказать причинно-следственную связь между совершением административного правонарушения и неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Пунктом 2.6 и 2.17 должностной инструкции определены должностные обязанности в части соблюдения природоохранного законодательства. Поскольку, основываясь на вышеуказанных доводах, получения решения о пользовании водным объектом Обществу не требуется, считает, что состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, в его действиях не имеется. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица. На основании статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Поскольку Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области не доказана его вина в неисполнении или ненадлежащим исполнении им должностных обязанностей, считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, в его действиях отсутствует. Просит отменить постановление ... от 25.06.2015г. об административном правонарушении, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальником отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО3, а производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении должностного лица - ФИО1 - по ст. 7.6 КоАП РФ прекратить за отсутствием в действии должностного лица состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель должностного лица - исполнительного директора ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1 - ФИО2, действующая по доверенности от ..., доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила ее удовлетворить, также поддержала ходатайство о восстановлении срока на обжалование, поскольку постановление административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ было им получено только 28.01.2016 года. В Абдулинский районный суд ФИО1 с соответствующей жалобой обратился в десятидневный срок с момента получения постановления.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области участие в судебном заседании своего представителя не обеспечило, представило отзыв на жалобу, в котором просило отказать в удовлетворении жалобы, а постановление оставить без изменения.
Заслушав заявителя, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из представленных материалов следует, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ ФИО1 было получено только 28.01.2016 года, в Абдулинский районный суд ФИО1 с соответствующей жалобой обратился в десятидневный срок с момента получения постановления, таким образом суд полагает, что срок на обжалование постановление заявителем не пропущен.
В соответствии сост. 7.6КоАПРФ, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет административное наказание.
Объектом указанного административного правонарушения, являются отношения собственности, предметом посягательства - водный объект, при этом нарушаются нормы ГКРФи Водного кодексаРФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный:
1) самовольно (т.е. без согласия собственника, арендатора, субъекта права хозяйственного ведения, иного вещного права и без соответствующих документов) занимает водный объект (например, озеро, пруд, водную протоку) или его часть;
2) пользуется водным объектом (т.е. извлекает из него полезные свойства) с нарушением условий водопользования;
3) пользуется водным объектом без документов на основании которых возникает право пользования водным объектом (например, без договора с собственником; без разрешительного документа выданного уполномоченным госорганом).
Как предусматривается ст.1 ч.4 ВКРФ, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных, дренажных вод (п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ).
В соответствии п.1, 2, 3 ч.1ст.26.1КоАПРФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии сост.26.2КоАПРФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
Из материалов дела следует, что комиссией Управления Росприроднадзора по Оренбургской области на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 апреля 2015 года №ПН/В/Э-105 в отношении ОАО «Абдудинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» в период с ... по 02 июня 2015 года проведена плановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверочных мероприятий должностным лицом Управления Росприроднадзора по Оренбургской области установлено, что ФИО1, является исполнительным директором ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» и должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства, в том числе природоохранного и водного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности данного юридического лица. Источниками образования производственных сточных вод ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» является охлаждение производственного оборудования, источником образования хозяйственнобытовых сточных вод является использование душевых, уборки помещений.
Собственные очистные сооружения сточных вод у общества отсутствуют.
Хозяйственно-бытовые сточные вода прямоугольной части предприятия (от душевых, уборки помещений) поступают в колодец ... и далее сбрасываются в р. Тирис через городской канализационный коллектор.
Хозяйственно-бытовые сточные воды веерной части предприятия поступают в колодец ... и далее сбрасываются в р. Тирис через городской канализационный коллектор.
Городской канализационный коллектор находится в муниципальной собственности муниципального образования «город Абдулино» Абдулинского района Оренбургской области на основании Закона Оренбургской области «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Абдулинского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Абдулинского района от 17 октября 2007 года ....
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 (вступившим в силу с 01 января 2014 года) утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. В силу п.25 вышеуказанных Правил организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и нестоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 года №230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и
микроорганизмов» (вступившим в силу с 01 января 2014 года) установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и
микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В соответствии с Постановлением главы администрации от 26 января 2015 года № 17-л «О назначении гарантирующей организации» с 01 февраля 2015 года МУП «Абдулинское» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение с зоной ее деятельности - муниципальное образование «город Абдулино» Абдулинского района Оренбургской области.
Как следует из материалов дела, право на сброс сточных вод в р.Тирис ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» осуществлялось на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 01 ноября 2008 года ... (сроком действия до 01 апреля 2013 года) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от 04 июня 2008 года ..., выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области.
Доказательств того, что ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» по истечении срока действия решения о предоставлении водного объекта в пользование от 01 ноября 2008 ... (01 апреля 2013 года) предпринимало меры по продлению выданного ранее решения, либо обращалось в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области за получением решения о предоставлении водного объекта р.Тирис в пользование в целях сброса сточных вод материалы дела не содержат.
Таким образом, в нарушение требований п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ, в период с 01 апреля 2013 года по 01 января 2014 года осуществляло пользование водным объектом р.Тирис (в целях сброса сточных вод) без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Результаты проверки оформлены актом проверки Управления Росприроднадзора по Оренбургской области соблюдения ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» требований природоохранного законодательства Российской Федерации от 02 июня 2015 года №ПН/Э-105.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения подтверждается протоком об административном правонарушении, актом проверки, справкой ... информации о соблюдении обществом природоохранных требований в части охраны и использования водных ресурсов, а также иными материалами дела, оцененными в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» является абонентом, а не водопользователем, не влияют на принятое административным органом решение о привлечении должностного лица к ответственности, так как Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 и понятие абонента, введенное Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013г. № 230, подлежат применению с 01 января 2014 года.
Доводы жалобы о том, что Обществом принимались меры по заключению договора водоотведения сточных вод, который не был заключен по независящим от Общества обстоятельствам, не могут свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, так как наличие переписки по вопросу заключения договора водоотведения, не свидетельствует об осуществлении всех зависящих от Общества мер по приведению деятельности в соответствие с природоохранными требованиями.
В действиях должностного лица – исполнительного директора ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1, административным органом обоснованно усмотрено нарушение требований п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ, так как ... Н.В. не принял всех зависящих о него мер по оформлению разрешительной документации на пользование водным объектом - р.Тирис с целью сброса сточных вод.
При назначении вида административного наказания административный орган учел характер совершенного правонарушения, наличие смягчающего обстоятельства, наказание назначено в пределах санкции статьи.
Обстоятельств, отягчающих наказание, при рассмотрении административного дела не установлено.
Судья полагает, что правильно и обоснованно должностным лицом административного органа применены нормы и санкция действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельностью Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области ФИО3 ... от 25 июня 2015 года оставить без изменения, а жалобу должностного лица – исполнительного директора ОАО «Абдулинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» ФИО1 - без удовлетворения,
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья