№12/1/-16/2018
Р Е Ш Е Н И Е
«16» июля 2018 года г.Абдулино
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бугайца А.Г.,
при секретаре Мурзаковой Е.Ю.,
с участием лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1,
заместителя Абдулинского межрайонного прокурора Мурзакова В.Е.,
рассмотревпротестзаместителя Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от 04 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренномст. 26 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от 04 июня 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 26 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» в отношении ФИО1 за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области 04 июня 2018 года, прокурор принес протест на вышеуказанное постановление указав, что постановление суда по делу является незаконным и подлежит отмене.
В обоснование протеста указал, что, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрации МО Абдулинский городской округ.
Мировой судья пришел к выводу, что ни в силу своих должностных обязанностей главного специалиста управления по работе с территориями администрации МО Абдулинский городской округ, ни в силу секретаря антитеррористической комиссии МО Абдулинский городской округ ФИО1 не является должностным лицом в том понятии, какое ему придает содержание примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, а поэтому он не является субъектом данного административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Считает, что при принятии решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении мировым судьей не учтено следующее.
В соответствии со ст. 22 Устава МО Абдулинский городской округ, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ от 31.12.2015 № 36, к должностным лицам органов местного самоуправления городского округа относятся руководители территориальных органов и иных органов администрации городского округа.
Согласно п. 2.3 должностной инструкции главного специалиста по работе с территориями последний обязан координировать деятельность территориальных отделов администрации, то есть исполняет функции, связанные с руководством трудовым коллективом органа местного самоуправления.
Пункт 2.3.5. должностной инструкции закрепляет, что главный специалист по работе с территориями рассматривает обращения граждан, касающиеся деятельности территориальных отделов администрации, то есть наделен полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Пунктом 4.2. должностной инструкции главного специалиста по работе с территориями предусмотрено, что главный специалист несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 17 Положения об АТК, утвержденного постановлением администрации МО Абдулинский городской округ от 15.03.2017 № 389-п, секретарь Комиссии организует работу Комиссии.
По мнению прокурора, ФИО1 является должностным лицом и субъектом вменяемого административного правонарушения. И полагает, что при таких обстоятельствах в действиях должностного лица – главного специалиста управления по работе с территориями администрации МО Абдулинский городской округ ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 26 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». Просит постановление мирового судьи отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании заместитель Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаков В.Е. доводы, изложенные в протесте поддержал в полном объеме и просил протест удовлетворить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, с протестом прокурора не согласился, пояснив, что не является должностным лицом и соответственно субъектом вменяемого ему правонарушения. Просил постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от 04 июня 2018г. оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
Суд, выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводыпротеста, приходит к следующему.
В силу ст.25.11КоАП РФпрокурорв пределах своих полномочий вправе приноситьпротестна постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании, согласно постановлению Абдулинского межрайонного прокурора о 15.05.2018 года Абдулинской межрайонной прокуратурой 14.05.2018 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрации МО Абдулинский городской округ.
Проверкой установлено, что 30.01.2018 год (входящий ...) в администрацию МО Абдулинский городской округ для исполнения поступил протокол совместного заседания областной антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Оренбургской области от 24.01.2018 года (далее – Протокол). Указанным Протоколом предусмотрен ряд мероприятий, необходимых для исполнения администрацией МО Абдулинский городской округ, оказывающих значительное влияние на обеспечение антитеррористической защищённости объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.
Организация и исполнение решений, указанных в Протоколе, 30.01.2018 года поручена заместителем главы МО Абдулинский городской округ ФИО2 главному специалисту управления по работе с территориями администрации МО ФИО1, который в установленный срок до 01.03.2018 года его не исполнил. Ему вменяется нарушение пункта 6.1 Протокола, а именно, являясь исполнителем, он в срок до 01.03.2018 года не организовал и не провёл внеочередное заседание антитеррористической комиссии муниципального образования, на котором необходимо было рассмотреть вопрос обеспечения транспортной безопасности в муниципальном образовании.
Действия ФИО1 квалифицированы по ст. 26 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».
Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 06.04.2006 года № 129-р «Об областной антитеррористической комиссии» создана и действует Антитеррористическая комиссия Оренбургской области (далее – АТК).
Указанные полномочия по созданию и организации деятельности областной АТК предусмотрены п. 3 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии с п. 4.1 ст. 5 указанного Закона в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 26 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» установлена административная ответственность должностных лиц за неисполнение решений сформированного в Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму органа по обеспечению координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений (областная антитеррористическая комиссия), принятых в пределах компетенции указанного органа, в размере административного штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно Протоколу совместного заседания областной антитеррористической комиссии и оперативного штаба Оренбургской области от 24.01.2018 года № 57 в целях эффективности принимаемых мер по обеспечению антитеррористической защищённости объектов транспорта, транспортной инфраструктуры антитеррористическим комиссиям в городах и районах области необходимо в срок до 01 марта 2018 года провести внеочередное заседание АТК МО, на котором рассмотреть вопрос обеспечения транспортной безопасности в муниципальном образовании. О принятых мерах проинформировать областную антитеррористическую комиссию до 25 октября 2018 года.
Вышеуказанный Протокол поступил в администрацию МО Абдулинский городской округ 30.01.2018 года. Его исполнение в части касающейся заместителем главы МО Абдулинский городской округ ФИО2 было отписано главному специалисту управления по работе с территориями администрации МО ФИО1, который, как установлено в суде первой инстанции, в срок до 01.03.2018 года его не исполнил, внеочередное заседание АТК по вопросу обеспечения транспортной безопасности в МО Абдулинский городской округ не организовал и не провёл.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с п.1 ст. 22 Устава МО Абдулинский городской округ должностными лицами местного самоуправления являются выборные либо заключившие контракт (трудовой договор) лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Пункт 2 ст. 22 Устава МО содержит перечень должностных лиц, а именно к должностным лицам органов местного самоуправления городского округа относятся глава муниципального образования, председатель Совета депутатов, заместитель председателя Совета депутатов, заместители главы администрации, руководители территориальных органов и иных органов администрации городского округа.
Согласно должностной инструкции главного специалиста по работе с территориями, в данном случае ФИО1, главный специалист администрации муниципального образования замещает старшую должность муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий местной администрации. Он назначается на должность и освобождается от должности главой муниципального образования на основании трудового договора, подчиняется главе муниципального образования и непосредственно заместителю главы администрации по сельскому хозяйству – начальнику управления сельского хозяйства (п. 1.1, 1.2, 1.3 Должностной инструкции).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в силу своих должностных обязанностей главного специалиста управления по работе с территориями администрации МО Абдулинский городской округ ФИО1 должностным лицом не является.
Постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от 15.03.2017 года № 389-п создана антитеррористическая комиссия МО Абдулинский городской округ, секретарем которой является ФИО1, и утверждены Положение об антитеррористической комиссии муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и Регламент антитеррористической комиссии муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
Согласно п. 12 Положения об АТК МО Абдулинский городской округ организационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии организуется главой городского округа (председатель комиссии).
Председатель комиссии организует деятельность комиссии, организует исполнение плана мероприятий органов государственной власти, органов местного самоуправления Оренбургской области (п. 15).
Секретарь комиссии организует работу комиссии: обеспечивает взаимодействие комиссии с аппаратом антитеррористической комиссии в Оренбургской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями (п. 17).
В соответствии с Регламентом АТК МО Абдулинский городской округ заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы комиссии не реже одного раза в квартал. В случае необходимости по решению председателя Национального антитеррористического комитета (далее – НАК), председателя антитеррористической комиссии в Оренбургской области и председателя комиссии могут проводиться внеочередные заседания комиссии (п. 5).
Рассмотрение на заседаниях комиссии дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решениям председателя НАК, председателя антитеррористической комиссии в Оренбургской области и председателя комиссии (п. 10).
Секретарь комиссии оказывает организационную и методическую помощь представителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию комиссии (п. 12).
Заседания комиссии созываются председателем комиссии (п. 24 Регламента).
Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что к полномочиям секретаря антитеррористической комиссии, каковым является ФИО1, не относится организация и проведение внеочередного заседания АТК МО по рассмотрению вопроса обеспечения транспортной безопасности в муниципальном образовании, которое вменяется ему в вину. Секретарю АТК согласно Положению отведена роль взаимодействия комиссии с другими органами власти Оренбургской области, организациями и общественными объединениями.
С учетом изложенного суд соглашается с выводами мирового судьи о том, что ни в силу своих должностных обязанностей главного специалиста управления по работе с территориями администрации МО Абдулинский городской округ, ни в силу секретаря антитеррористической комиссии муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО1 не является должностным лицом в том понятии, какое ему придает содержание примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. А поэтому он не является субъектом данного административного правонарушения.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 26 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в связи с чем производство по делу в отношении него подлежит прекращению по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей были полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дана объективная оценка собранным по делу доказательствам, на основании которой сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 26 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», а именно неисполнение должностным лицом решений сформированного в Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму органа по обеспечению координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений (областная антитеррористическая комиссия), принятых в пределах компетенции указанного органа.
Процессуальных нарушений, не позволивших полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, суд не усматривает.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 рассмотрено мировым судьей в установленные законом сроки.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от 04 июня 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, соответствует требованиям ст.29.10КоАПРФ, основано на всестороннем и полном исследовании представленных материалов, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3 -30.7КоАПРФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от 04 июня 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренном ст. 26 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в связи с отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, а протестзаместителя Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: А.Г. Бугаец