ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/1/-52/20 от 15.10.2020 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

12/1/-52/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 октября 2020 года с. Сакмара

Судья Сакмарского районного суда Оренбургской области Долгова И.А., при секретаре Парусимовой Т.Ю.,

с участием защитника Гусева Г.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Эталон» на постановление 56 АС № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным начальником ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району майором полиции ФИО1, вынесенного в отношении ООО «Эталон» (ИНН ,ОГРН ) по делу об административном правонарушении предусмотренном по ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <адрес>18 от ДД.ММ.ГГГГ составленным начальником ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району майором полиции ФИО1, ООО «Эталон» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 175 000 рублей.

ООО «Эталон» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, как незаконное, производство по делу прекратить. Свою жалобу мотивировало следующим.

ООО «Эталон» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ, которое выразилось в допуске к эксплуатации для перевозки опасного груза «нефть сырая» с превышающим общей допустимой массы транспортного средства на 22,5% без специального разрешения или специального пропуска.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ водитель транспортного средства марки ... госномер с полуприцепом госномер , принадлежащего ООО «Эталон» двигался по автодороге и был остановлен сотрудниками ДПС. После проверки документов был составлен протокол о задержании транспортного средства №<адрес> и протокол об административном правонарушении №<адрес>6.

Объективной стороной вменяемого правонарушения явилась перевозка тяжеловесного груза с превышением допустимой массы нагрузки на ось без специального разрешения. Как на основное доказательство вины должностное лицо сослалось на товарно-транспортные накладные, согласно которым перевозился груз и на свидетельства о регистрации транспортного средства и прицепа, в которых была указана масса перевозимого груза и вес транспортного средства и прицепа. При этом взвешивание транспортного средства и прицепа на предмет допустимых норм нагрузки на ось не производилось, расчет нагрузки на ось производилось путем сложения массы транспортного средства с прицепом и массы груза, указанного в товарно-транспортной накладной, замеры расстояния между осями транспортного средства не производились. Вместе с тем, при перевозке груза «нефть сырая» основной характеристикой является объем перевозимого груза, а масса указывается приблизительно, из расчета объема и плотности груза. При этом, плотность нефти измеряется при ее добыче, после хранения и первичной переработки плотность изменяется. Кроме того, плотность нефти является переменной величиной, зависит, в том числе от температуры окружающей среды, влажности и других факторов и носит условный характер.

Согласно приложению к Правилам перевозок грузов, где установлены предельно допустимые нагрузки транспортных средств и расстояние между осями ставится в зависимость от допустимой осевой нагрузки, следует, что при расстоянии между сближенными осями свыше 2 метров значение предельно допустимой осевой нагрузки зависит под какую нормативную осевую нагрузку транспортного средства осуществлялось проектирование, строительство и реконструкция автомобильной дороги-100 кН тс или 115кН/11,5 тс.

Оценку данные обстоятельства не получили. При вынесении постановления не выяснялось, каким образом определялись допустимые осевые нагрузки транспортного средства, как определялась нормативная осевая нагрузка автомобильной дороги. В материалах дела отсутствуют сведения о том, к какой технической категории относится участок автомобильной дороги, на котором было совершено вменяемое административное правонарушение, в связи с чем вопрос об определении ее нормативной осевой нагрузки должностным лицом оставлен без внимания. В ходе производства по делу отсутствуют результаты взвешивания, не предоставлено сведений, подтверждающих нормативную осевую нагрузку автомобильной дороги.

При составлении протокола об административном правонарушении №<адрес>6 было заявлено ходатайство о направлении его для рассмотрения по месту жительства в <адрес>, о чем имеется отметка в протоколе, однако дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району, в связи с чем полагает, что дело об административном правонарушении было рассмотрено с нарушением правил подведомственности.

Просили учесть, что копия постановления была получена обществом ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением, возможности ранее получить обжалуемое постановление у общества не имеется, так как общество находится в городе Сорочинск, а местом составления указано <адрес>.

Просили отменить постановление по делу об административном правонарушении №<адрес>18 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании защитник Гусев Г.М. поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемое постановление по доводам, изложенным в жалобе.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление –начальник ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья определил рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Заслушав защитника, опросив свидетеля, исследовав представленные материалы дела, суд находит, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ и мотивированное решение по делу.

Согласно ч.3 ст.12.21.1 движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.12.2019) "О Правилах дорожного движения" пунктом 23.5 предусмотрено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.

В силу пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090, соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Объектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Субъектами правонарушений являются водители, должностные ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся грузоотправителями или перевозчиками. Субъективная сторона выражается виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, является формальным, поскольку он считается оконченными с момента нарушения соответствующих правил перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.

Из определения о возбуждении дела о административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что возбуждено дело об административном правонарушении по факту выявления -ДД.ММ.ГГГГ в ... часов водитель ФИО5 управлял транспортным средством ... государственный регистрационный номер в составе полуприцепа государственный регистрационный номер с превышением допустимой массы без специального разрешения, за что статьей 12.21.1 ч.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Из указанного постановления не следует в отношении какого физического или юридического лица возбуждено дело.

Из протокола по делу об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного страшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по <адрес>ФИО6 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 10 минут по адресу: <адрес>, у <адрес> ООО «Эталон» допущены нарушения п.23.5 ПДД, утвержденных Постановлением Совета Министров от 23.10.1993 года№1090,ст.20 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» приложение №1, ст.29,31 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные Российской Федерации», Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.204 года №7, выразившиеся в том, что юридическое лицо ООО «Эталон» являясь собственником транспортного средства ... государственный регистрационный номер принадлежит ООО «Эталон» в составе полуприцепа государственный регистрационный номер принадлежит ООО «Эталон», работодателем водителя, т.е субъектом транспортной деятельности, не обеспечило организацию и осуществление мероприятий по получению специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства. В результате чего водитель ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ допущен к управлению и осуществлял движение на тяжеловесном транспортном средстве по автомобильным дорогам без специального разрешения на движение по автомобильным дорогам. Юридическое лицо ООО «Эталон» имело возможность для соблюдения правил и норм, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с выявленным правонарушением в отношении ООО «Эталон» уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минут ООО «Эталон» по адресу: <адрес>, у <адрес> допущены нарушения п.23.5 ПДД, утвержденных Постановлением Совета Министров от 23.10.1993 года№1090,ст.20 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 года №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» приложение №1, ст.29,31 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные Российской Федерации», Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.204 года №7, выразившиеся в том, что юридическое лицо ООО «Эталон» не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в сфере безопасности дорожного движения, допустило к эксплуатации транспортное средство осуществляющего перевозку груза «нефть сырая», согласно товаро-транспортной накладной №042006 от 04.03.2020 массой 33,800 тонн под управлением водителя ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на транспортном средстве марки Скания государственный регистрационный номер принадлежит ООО «Эталон» в составе полуприцепа государственный регистрационный номер принадлежит ООО «Эталон», с превышающим общую допустимую массу транспортного средства на 22,5% без специального разрешения и (ил) специального пропуска. Общая фактическая масса транспортного средства марки Скания государственный регистрационный номер <***> принадлежит ООО «Эталон» и полуприцепа государственный регистрационный принадлежит ООО «Эталон» составила 48,995 тонн.

В обжалуемом постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что юридическое лицо ООО «Эталон» не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в сфере безопасности дорожного движения, допустило к эксплуатации транспортное средство осуществляющего перевозку груза «нефть сырая», согласно товаро-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ массой 33,800 тонн под управлением водителя ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на транспортном средстве марки Скания государственный регистрационный номер принадлежит ООО «Эталон» в составе полуприцепа государственный регистрационный номер принадлежит ООО «Эталон», с превышающим общую допустимую массу транспортного средства на 22,5% без специального разрешения и (ил) специального пропуска.

Указано, что объективной стороной данного административного правонарушения является факт допуска к эксплуатации для перевозки опасного груза «нефть сырая» с превышающим общей допустимой массы транспортного средства на 22,5% без специального разрешения и (или) специального пропуска, т.е с нарушением законодательства.

Вместе с тем указанные действия ООО «Эталон» «не обеспечило организацию и осуществление мероприятий по получению специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства и допуск к эксплуатации транспортного средства» не образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения».

Указанные действия, образующие состав инкриминируемого административного правонарушения и предусмотренные ч.3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Эталон» не вменялись, также как и не вменялось совершение указанных в протоколе ООО «Эталон» действий – не обеспечило организацию и осуществление мероприятий по получению специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства.

При этом, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось.

При таких обстоятельствах, установленное старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району ФИО6 в протоколе № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого принято обжалуемое постановление событие административного правонарушения – т.е субъект транспортной деятельности не обеспечил организацию и осуществление мероприятий по получению специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, не составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие одного из элементов состава административного правонарушения свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Эталон» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, постановление № <адрес>18 от ДД.ММ.ГГГГ, начальника ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району майора полиции ФИО1 вынесенного в отношении ООО «Эталон» (ИНН ОГРН ) по делу об административном правонарушении предусмотренном по ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

РЕШИЛ:

Постановление № <адрес>18 от ДД.ММ.ГГГГ, начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> майора полиции ФИО1 вынесенного в отношении ООО «Эталон» (ИНН ,ОГРН ) по делу об административном правонарушении предусмотренном по ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ отменить, а жалобу ООО «Эталон» удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд в течение 10 дней с момента получения.

Судья И.А. Долгова