№12/1/-8/2017
Р Е Ш Е Н И Е
02 мая 2017 года г.Абдулино
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бугайца А.Г.,
при секретаре Пыжовой Г.Н.,
с участием помощника Абдулинского межрайонного прокурора Мурзакова В.Е.,
представителя министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области ФИО1,
рассмотревпротест и.о. Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области Е.М. Войтина на постановление по делу об административном правонарушении № 7 от 01.03.2017 года о прекращении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 по ст. 15.15.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Заместителем министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению — начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 по ст. 15.15.3 КоАП РФ ... вынесено постановление по делу об административном правонарушении ..., которым производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением заместителя министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области ..., прокурор принес протест на вышеуказанное постановление, указав, что постановление суда по делу является незаконным и подлежит отмене.
В обоснование протеста указал, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты проверки соблюдения администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области бюджетного законодательства при реализации подпрограммы «Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах», проведенной межрайонной прокуратурой в период с 12.12.2016 по 09.01.2017.
В результате проверки установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2013 №378-пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы».
Постановлением администрации муниципального образования г.Абдулино от №293-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы».
02.06.2014 года между министерством строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) и администрацией муниципального образования Абдулинский район (далее - Администрация района) заключено соглашение №66-с «О совместных действиях, направленных на реализацию мероприятий областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», по условиям которого Министерство обязуется направить в 2014 году средства, поступившие в доход бюджета области за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства в сумме 6 463 943 руб., и средства областного бюджета в сумме 19515 818 руб. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 2.2 соглашения №66-с от 02.06.2014 предусмотрены обязанности Администрации района, в том числе, направить полученные средства на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечить контроль за соблюдением муниципальным образованием г. Абдулино условий софинансирования за счет средств местного бюджета, использовать средства в соответствии с соглашением, выполнить мероприятия областной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2013 №378- пп, относящиеся к переселению граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2014 года до 15.12.2015.
15.08.2014 между Управлением и администрацией муниципального образования город Абдулино (далее - Администрация поселения) заключено соглашение №2-с «О совместных действиях, направленных на реализацию мероприятий муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», по условиям которого Управление обязуется направить в 2014 году в бюджет поселения средства, поступившие в доход бюджета района на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
12.02.2015 между Министерством и Администрацией района заключено дополнительное соглашение №3 к соглашению от 02.06.2014 №66-с, которым пункт 2.2 (обязанности Администрации) дополнен абзацами, в том числе: обеспечить приемку законченных строительством домов и (или) приобретаемых жилых помещений во вновь построенных домах в целях реализации муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах с участием комиссии, в состав которой включаются представители государственной жилищной инспекции Оренбургской области; инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области; органов государственного санитарного надзора; государственного пожарного надзора; архитектуры Администрации, организаций, эксплуатирующих сети инженерно- технического обеспечения; общественных советов по реализации муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; иные участники, в том числе эксперты, экспертные организации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
08.06.2015 по результатам проведения аукциона в электронной форме Администрацией поселения заключен муниципальный контракт на приобретение квартир путем участия в долевом строительстве жилых помещений (33 благоустроенные квартиры с внутренней отделкой) в малоэтажном многоквартирном жилом доме г. Абдулино для обеспечения жильем граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» и ООО «ЭнергоСтройГрупп».
В соответствии со ст. 4 Закона Оренбургской области от 26.06.2015 № 3240/876-V-03 «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Абдулинского района Оренбургской области» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Абдулинский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Абдулинского района Оренбургской области, города Абдулино.
14.07.2016 и 11.08.2016 Администрацией округа подписаны акты приема- передачи квартир по муниципальному контракту от 08.06.2015, согласно которым жилые помещения соответствуют требованиям муниципального контракта, а также действующих регламентов, норм и правил.
Постановлением Администрации округа от 07.09.2016 №1203-п создана комиссия по приемке законченных строительством домов и (или) приобретаемых жилых помещений во вновь построенных домах в целях реализации муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах, в состав которой включены представители: отдела нормативнотехнического контроля государственной жилищной инспекции Оренбургской области, Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, Западного территориального отдела Государственного строительного надзора по Оренбургской области, Центра общественного контроля в ЖКХ Оренбургской области, Абдулинских коммунальных электрических сетей, МУП «Абдулинское», КЭС Абдулинского района треста «Бугурусланмежрайгаз».
07.09.2016 вышеуказанной комиссией выявлены нарушения строительных норм и правил, несоответствие выполненных работ проектной документации.
Окончательно <...> приняты в эксплуатацию без недостатков 11.10.2016, что подтверждается актом от ....
Распоряжением Администрации округа №2-лс от 01.01.2016 ФИО2 принят на работу в Управление на должность первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника Управления с 01.01.2016.
Должностной инструкцией первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника Управления предусмотрено, что начальник Управления руководит деятельностью Управления, осуществляет как должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств права и обязанности, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункты 2.2.1, 2.2.7).
Так как первым заместителем главы администрации по оперативному управлению - начальником Управления ФИО2 в период с ... и к приемке квартир и вводу в эксплуатацию дома в нарушение п. 2 дополнительного соглашения от 12.02.2015 №3 к соглашению от 02.06.2014 №66-с представители соответствующих органов и организаций не привлекались, прокурором сделан вывод о том, что ФИО2, являющийся главным распорядителем бюджетных средств - межбюджетных трансфертов, выделенных из средств областного бюджета и Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства, не осуществил их использование в соответствии с условиями, предусмотренными постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2013 №378-пп и дополнительным соглашением от 12.02.2015 №3 к соглашению от 02.06.2014 №66-с, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАПРФ.
Заместителем министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении сделан вывод об отсутствии в действиях первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника Управления ФИО2 состава вмененного прокурором административного правонарушения. Данный вывод обоснован тем, что в соответствии с требованиями ст. 139 Бюджетного кодекса РФ условия предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Законом об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 №737- пп не установлено в качестве условия предоставления субсидии - приемка квартир комиссией в определенном составе.
Прокурор считает, что данный вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Государственная программа «Стимулирование развития жилищного
строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах» (далее - Государственная программа) утверждена постановлением Правительства
Оренбургской области от 30.08.2013 №737-пп.
Подпрограммой «Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах» Государственной программы (Приложение №13 в первоначальной редакции) предусмотрено, что ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Реализация данного основного мероприятия осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - фонда ЖКХ.
Субсидии предоставляются при заключении соглашения о предоставлении субсидии между министерством и администрацией муниципального образования.
В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ч.1). Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения. Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается (ч.3).
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4).
К таким нормативным правовым актам относятся в том числе Закон Оренбургской области от 10.12.2013 № 2070/574-V-03 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», которым в рамках подпрограммы «Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах» Государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах» предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет средств областного бюджета.
Также к таким нормативным правовым актам относятся: Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах» (далее - Государственная программа), утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 №737-пп; областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы», утвержденная Постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2013 N 378-пп.
Данными нормативными актами предусмотрены Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета и за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в рамках Подпрограммы.
Приложением № 10 постановления Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 737-пп предусмотрено, что предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключенных между Минстроем Оренбургской области и администрациями городских округов и муниципальных районов Оренбургской области.
В соглашении о предоставлении субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятия подпрограммы предусматриваются (далее - соглашение):
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию Оренбургской области;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансирование расходного обязательства, в соответствии с установленным уровнем софинансирования;
обязательство уполномоченного органа муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав района, о предоставлении субсидии, полученной на исполнение расходных обязательств сельских поселений, местным бюджетам сельских поселений;
значение целевых показателей эффективности использования субсидий;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидий;
порядок, форма и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
обязательство муниципального образования Оренбургской области по достижению установленных целевых показателей эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий Подпрограммы;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Кроме того, обязательства муниципальных образований о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидий включаются в соглашения, заключаемые по результатам отборов между ответственными исполнителями мероприятий Программы и муниципальными образованиями.
Таким образом, Правилами прямо предусмотрено, что обязательства муниципальных образований и их ответственность, условия предоставления им субсидий предусмотрена соглашениями, заключаемыми между Минстроем области и муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления в силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к получателям, главным распорядителям бюджетных средств.
Статьей 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение получателем, главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
В соответствии со статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Изученные и указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении Соглашения, заключенные между Минстроем области и администрацией, содержат положения о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4.1. соглашения № 66-с от 02.06.2014).
Согласно п. 3 ст. 306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов относится к бюджетным нарушениям (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
ФИО2 является, в данном случае, главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты в рамках Соглашений. По смыслу статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с субъективной стороны данный состав административного правонарушения характеризуется как неосторожной (небрежной), так и умышленной формами вины. В этой связи, для установления вины должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса, достаточно установить факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также то, что должностное лицо является главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены эти межбюджетные трансферты, совершило нарушение по неосторожности.
В обоснование протеста прокурор также указал, что прекращая производство по делу, административный орган руководствовался позицией, изложенной в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 309-АД15-19447, от 22.12.2015 № 305-АД15-14579.
Однако указанная позиция по мнению прокурора, в данном случае неприменима. Согласно выводам должностного лица, рассматривающего дело, административная ответственность предусмотрена только за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. Недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии не является условием предоставления спорной субсидии. Нарушение условий использования межбюджетных трансфертов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Вместе с тем выводы, изложенные в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 309-АД15-19447, от 22.12.2015 № 305- АД15-14579, относятся к осуществлению хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства с использованием предоставленных субсидий, и данные правоотношения не регламентировались какими-либо соглашениями, заключенными на основании законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, при этом с учетом свободы ведения хозяйственной деятельности, законодатель обоснованно не предусмотрел административную ответственность за данные действия получателя субсидии, так как условия достижения целей использования бюджетных средств невозможно императивно урегулировать законодательно, в виду чего суд обоснованно пришёл к выводу об отсутствии состава административных правонарушений в действиях юридических лиц. В данном случае имеет место факт чёткого определения условий получения бюджетных средств, которые не связаны со свободой действий их получателя - Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ.
Таким образом, в рассматриваемом случае, по мнению прокурора условие соглашения о приемке квартир в комиссионном порядке является условием предоставления субсидии главному распорядителю средств бюджета, а не условием ее использования, как ошибочно полагает административный орган.
Субсидия предоставлена управлению капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ с условием приемки квартир и домов в составе образуемой комиссии. С данным условием предоставления администрация МО Абдулинский городской округ согласилась, о чем свидетельствует наличие подписанного соглашения между Минстроем Оренбургской области и органом местного самоуправления.
Анализируя приведенные выше нормы Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Закона Оренбургской области от 10.12.2013 № 2070/574-V-03 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Постановления Правительства Оренбургской области от 15.05.2013 N 378-пп, постановления Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 №737-пп, а также Соглашение № 66-с от 02.06.2014, Соглашение № 2-с от 15.08.2014, дополнительное Соглашение № 1 от 20.08.2014 к соглашению от 02.06.2014 № 66-с, дополнительное соглашение № 3 от 12.02.2015 к соглашению от 02.06.2014 № 66-с, в совокупности со статьей 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прокурор считает, доказанным, в данном случае, факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов.
При таких обстоятельствах в действиях должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
На основании изложенного просит постановление по делу об административном правонарушении № 7 от 01.03.2017 года о прекращении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 по ст. 15.15.3 КоАП РФ отменить.
Направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области.
В судебном заседании помощник Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаков В.Е. доводы изложенные в протесте поддержал в полном объеме и просил протест удовлетворить.
Заместитель главы администрации по оперативному управлению - начальник управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суд не явился. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в котором указал, что считает постановление по делу об административном правонарушении ... от ... вынесенное министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области правильным, поддерживает мнение высказанное в возражении министерством внутреннего государственного финансового контроля, просит оставить постановление без изменения, протест Абдулинского межрайонного прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности ... от ..., просила оставить протест прокурора без удовлетворения по основаниям изложенным в возражениях и пояснила, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (статьи 139, 306.8 Бюджетного кодекса РФ) бюджетное законодательство разделяет условия предоставления и расходования межбюджетных трансфертов. При этом Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что бюджетным нарушением, за совершение которого возможно применение бюджетных мер принуждения, является как нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, так и нарушение условий их расходования. Учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 139 Бюджетного кодекса РФ условия предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Законом об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 № 737-пп не установлено в качестве условия предоставления субсидии – приемка квартир комиссией в определенном составе, действия должностного лица – ФИО2 по неисполнению условий соглашения №66-с от 02.06.2014 г. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
На основании изложенного просила постановление ... от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а протест прокурора без удовлетворения.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводыпротеста, возражений, приходит к следующему.
В силу ст.25.11КоАП РФпрокурорв пределах своих полномочий вправе приноситьпротестна постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что 25.01.2017 года Абдулинским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – первого заместителя главы администрации по оперативному управлению – начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 по ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Как следует из вышеуказанного постановления ФИО2, являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств (межбюджетных трансфертов, выделяемых из средств областного бюджета и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), не осуществил их использование в соответствии с условиями, предусмотренными постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2013 №378- пп и дополнительным соглашением от 12.02.2015 №3 к соглашению от 02.06.2014 №66-с, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Заместителем министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению — начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 по ст. 15.15.3 КоАП РФ ... вынесено постановление по делу об административном правонарушении ..., которым производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области исходило из следующего.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (статьи 139, 306.8 Бюджетного кодекса РФ) бюджетное законодательство разделяет условия предоставления и расходования межбюджетных трансфертов. При этом Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что бюджетным нарушением, за совершение которого возможно применение бюджетных мер принуждения, является как нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, так и нарушение условий их расходования.
Законодательство об административных правонарушениях (статья 15.15.3 КоАП РФ), в отличие от бюджетного законодательства, предусматривает административную ответственность только за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В качестве одного из доводов протеста прокурор приводит положения статьи 139 БК РФ, Правил предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области в рамках Подпрограммы «Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 №737- пп, и делает вывод о том, что указанными Правилами прямо предусмотрено, что условия предоставления муниципальным образованиям субсидий предусмотрены соглашениями, заключаемыми между министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и муниципальным образованием.
Однако суд не соглашается с данным выводом прокурора, поскольку приведенные в протесте нормы не предусматривают положений об установлении условий предоставления субсидий соглашениями.
Пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что условия предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Из содержания части 3, 4 статьи 20 Закона Оренбургской области от 30.11.2005 №2738/499-111-03 «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» также следует, что условия предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Оренбургской области, устанавливаются соответствующей программой.
Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 №737- пп (далее - Государственная программа №737-пп), в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 29.01.2016 №46-пп, действующей с 01.01.2016, предусматривает следующие условия предоставления субсидии: наличие правового акта органов местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия, наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, аналогичные мероприятиям Подпрограммы, заключение соглашения о предоставлении субсидии между министерством и администрацией муниципального образования.
Государственная программа №737-пп, в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения №66-с от 02.06.2014, предусматривала условия участия муниципальных образований в реализации мероприятий подпрограммы. Для участия в подпрограмме муниципальные образования представляли пакет документов, подтверждающих выполнение условий, установленных разделом «Основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов». На основании представленных документов министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) осуществляло отбор муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, Государственная программа №737-пп не устанавливает в качестве условия предоставления субсидии - осуществление приемки квартир комиссией в определенном составе, и не предусматривает, что условия предоставления субсидии устанавливаются соглашением.
Кроме того, из содержания соглашения №66-с от 02.06.2014, заключенного между Министерством и администрацией муниципального образования Абдулинский район, также не следует, что оно определяет условия предоставления субсидий в рамках Государственной программы №737-пп.
Разделом I «Предмет соглашения» соглашения №66-с предусмотрено, что данное соглашение определяет порядок взаимодействия сторон в целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от №378-пп «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан ... из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы».
Раздел II соглашения №66-с определяет права и обязанности сторон, при этом обязанность Министерства направить средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда не связана с условием об осуществлении приемки квартир комиссией в определенном составе. Так, в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения №66-с Министерство обязуется направить средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в размере 7 793 928,3 руб. в течение 14 дней после поступления средств на счет управления Федерального казначейства по Оренбургской области, а остальная сумма будет перечислена исходя из результатов реализации областной адресной программы (на основании представленных в Министерство реестра контрактов на приобретение или строительство жилых помещений для переселения граждан и подтверждающих документов о фактическом перечислении средств бюджета муниципального образования, предусмотренных на долевое финансирование).
Дополнительным соглашением №3 от 12.02.2015 были внесены изменения в части обязанностей администрации муниципального образования, предусмотренных разделом II соглашения №66-с от 02.06.2014, которые администрация муниципального образования должна выполнять осуществляя расходование субсидии.
Областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от №378-пп, какие-либо условия предоставления субсидий не предусматривает. Данная программа не является государственной программой в понимании статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 2, 9 порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 28.04.2011 № 279-п, так как в перечень государственных программ Оренбургской области, утвержденный распоряжением Губернатора Оренбургской области от 08.10.2012 № 373-р, не входит и ее принятие связано только с реализацией Федерального Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», в соответствии с которым наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов является одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы» по своей правовой природе не может устанавливать какие-либо условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Суд также не соглашается с доводами протеста о том, что бюджетным нарушением признается действие, совершенное в нарушение договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, со ссылкой на п. 3 ст. 306.1 БК РФ, так как в данном случае основанием предоставления межбюджетных трансфертов является Государственная программа №737-пп, в соответствии с требованиями которой было заключение соглашение с администрацией муниципального образования. Кроме того, положения статьи, на которую ссылается прокурор, касаются бюджетных нарушений, предусматривающих ответственность в виде применения мер бюджетного принуждения в том числе при нарушении условий расходования межбюджетных трансфертов, в то время как административная ответственность за нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов не установлена.
Доводы протеста о неприменимости в данном случае позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.02.2016 № 309-АД15-19447, от 22.12.2015 № 305- АД15-14579, суд находит необоснованной, поскольку вышеуказанные судебные постановления подтверждают позицию административного органа о том, что кроме условий предоставления субсидий, бюджетное законодательство устанавливает и условия их расходования.
Проанализировав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения протеста и отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Суд соглашается с выводами административного органа об отсутствии в действиях первого заместителя главы администрации по оперативному управлению — начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ. В связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении него обоснованно прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены постановления заместителя министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области не имеется, решение по делу об административном правонарушении принято на основании действующего законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление заместителем министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 необходимо оставить без изменения, а протест и.о. Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области Е.М. Войтина – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.3 - 30.8, ст.30.10КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление по делу об административном правонарушении ... от ... о прекращении дела об административном правонарушении вынесенное заместителем министра внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации по оперативному управлению - начальника управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ ФИО2 по ст. 15.15.3 КоАП РФ оставить без изменения, протест Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.
Судья А.Г. Бугаец