ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12/2-5/2022 от 12.09.2022 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

№12/2-5/2022

Р Е Ш Е Н И Е

12 сентября 2022 года с.Матвеевка

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.В.,

при секретаре Медведевой Е.А

с участием

заместителя прокурора Матвеевского района Усмановой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Матвеевского района Оренбургской области на определение мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – директора МБОУ «Матвеевская СОШ» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Определением мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Матвеевская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 о привлечении её к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ возвращены прокурору Матвеевского района Оренбургской области.

Прокурор Матвеевского района Оренбургской области обратился в суд с протестом на указанное определение, в котором указал, что указанное определение является незаконным и подлежит отмене, поскольку Комитет внутреннего финансового контроля Оренбургской области полномочиями по контролю за исполнением местного бюджета (бюджета муниципального образования Матвеевский район) и соответственно, контролю за планированием закупок для обеспечения муниципальных нужд, как орган внутреннего государственного контроля, не наделен, соответственно полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении по ч.4 ст.7.29.3 в отношении директора МБОУ «Матвеевская СОШ» Комитет не обладает. Просит определение мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу отменить, материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Матвеевская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 о привлечении её к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.29.3 КоАП направить для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Матвеевского района ФИО3, поддержала поступивший в суд протест, просила его удовлетворить.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - должностное лицо – директор МБОУ «Матвеевская СОШ» ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Изучив доводы протеста, заслушав заместителя прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действий.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ также предоставляет прокурору право приносить протест на судебные акты, которыми не разрешается дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении) (вопрос 11).

Согласно представленным материалам дела ДД.ММ.ГГГГ прокурором Матвеевского района Оренбургской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора МБОУ «Матвеевская СОШ» ФИО1 по ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ. Поводом для возбуждения дела, согласно представленному постановлению, послужило отсутствие плана-графика закупок товаров, работ и услуг на 2022 года МБОУ «Матвеевская СОШ» в Единой информационной системе не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.

В силу п. 4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

По смыслу разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судья, должностное лицо, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, только в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно. Определение судьи, должностного лица должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В качестве оснований для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Матвеевская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 о привлечении её к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ прокурору Матвеевского района мировым судьей указано на правовую неопределенность в вопросе о том какие органы и должностные лица уполномочены рассматривать дела об указанном административном правонарушении.

Между тем отсутствие правовой неопределенности в вопросе о том, какие органы и должностные лица уполномочены рассматривать дело об административном правонарушении, не может являться основанием к возвращению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, поскольку данное обстоятельство не является существенным недостатком протокола (постановления прокурора) об административном правонарушения.

Вопрос о том, каким органом и должностным лицом рассматривается материал об административном правонарушении, разрешается в соответствии с нормами законодательства об административных правонарушениях определяющих подведомственность дела.

Таким образом, мировой судья, не выявив существенных недостатков поступившего к нему дела об административном правонарушении, не вправе был возвращать постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 прокурору возбудившего указанное дело, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен возврат протокола об административном правонарушении в связи с неподведомственностью.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, определение мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – директора МБОУ «Матвеевская СОШ» ФИО1 о привлечении её к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а материалы дела - возвращению мировому судье того же судебного участка со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, на которой разрешается, в том числе, вопрос о подведомствености дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

протест прокурора Матвеевского района Оренбургской области на определение мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу - отменить.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Матвеевская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 о привлечении её к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ направить для рассмотрения мировому судье судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.В.Выборнов