Ивановский областной суд Дело № 3а-12/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2017 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Луковкиной Е.О.,
при секретарях Новиковой Е.С., Жаворонковой Е.А.,
с участием прокурора Родионовой О.В.,
представителей по доверенности: административного истца ФИО1, ФИО2, административного ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РегионИнфраСистема-Иваново» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», действующего в редакции Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 124-к/12 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма»
установил:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», для общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «РегионИнфраСистема-Иваново», оказывающего услуги в г.Кинешма и Наволокском сельском поселении Кинешемского муниципального района, установлены, кроме прочего, одноставочные долгосрочные тарифы на водоотведение согласно приложению № 1 (пункт 1 постановления) для бюджетных и прочих потребителей, для населения г.о. Кинешма, для населения с.Октябрьский и с.Первомайский, срок действия которых определен с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Ивановская газета» № 101(5895) от 25.12.2015 года.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 124-к/12 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма» (п.2) с 01 января 2017 года произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям г.о.Кинешма, приложение № 1 к Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 изложено в новой редакции, которое приведено в приложении № 2 к данному Постановлению, где установлены для ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» одноставочные долгосрочные тарифы на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей, а также для населения, срок действия которых определен с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Ивановская газета» № 103(5999) от 30.12.2016года.
ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом исправления недостатков, просит признать недействующими пункты 4.1 и 4.3 Приложения № 1 к Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4, в части установления тарифа на 2016 год для бюджетных и прочих потребителей, а также для населения с.Октябрьский и с.Первомайский (Наволокское сельское поселение), мотивируя тем, что является гарантирующей организацией, оказывающей услуги по водоотведению и очистке сточных вод, и полагает, что в результате принятия оспариваемого постановления тариф на водоотведение необоснованно занижен, что противоречит п. 15, 74, 78 «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Административный истец считает, что при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком неверно определена нормативная прибыль, в частности расходы на капитальные вложения и средства для возврата займов и кредитов, что нарушает их права и законные интересы.
В ходе предварительного судебного заседания представитель административного истца ФИО1 в соответствии со ст. 46 КАС РФ дополнил заявленные исковые требования, просив также признать незаконным и недействующим п.5.1 Приложения № 1 к Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», действующего в редакции Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 124-к/12, в части установления тарифа для административного истца на 2017 год для бюджетных и прочих потребителей в размере 26,42 рублей за 1 куб.метр без учета НДС, также уточнил, что в расчете нормативной прибыли для утверждения тарифа на 2017 год необоснованно занижена сумма расходов на капитальные вложения, которая должна быть принята в размере 10 212857 рублей, а также занижена сумма расходов по уплате процентов по договорам займов и кредитов, которая должна быть принята в сумме 9931 080 рублей.
Определением Ивановского областного суда от 15 февраля 2017 года производство по данному административному делу прекращено в части признания недействующими п.п.4.1, 4.3 Приложения № 1 к Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», в части установления для административного истца тарифа на 2016 год для бюджетных и прочих потребителей, а также для населения с.Октябрьский и с.Первомайский (Наволокское сельское поселение).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, сославшись на доводы письменных объяснений. Дополнил, что необоснованное занижение тарифа повлекло нарушение экономических прав административного истца на получение доходов от реализации услуг.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, сославшись на доводы письменных возражений. Дополнительно пояснил, что для расчета тарифа на 2017 год сумма капитальных вложений принята на основании скорректированной инвестиционной программы ООО «РегионИнфраСистема-Иваново», которая утверждена приказом Департамента. В представленной им административным истцом на утверждение инвестиционной программе указано об амортизации, как источнике возврата средств инвестора. Исходя из этого и условий концессионного соглашения, Департаментом самостоятельно определен размер амортизационных отчислений – 40%, направляемых предприятием для возврата денежных средств, израсходованных на реконструкцию очистных сооружений. Расчет процентов по договорам займа произведен на основании ст. 78 Основ ценообразования. Установленный тариф является экономически обоснованным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – УФАС России по Ивановской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в направленном в суд отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. В связи с этим, с учетом мнения сторон, суд считает необходимым рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела и материалы тарифных дел, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования административного истца, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 7, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тариф на водоотведение подлежит регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.4.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, является названный Департамент.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания), утвержденными приказом Федеральной Службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов указанных организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, к которым относится метод индексации (часть 1).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11).
Предметом оспаривания по данному делу является п. 5.1 Приложения № 1 к Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», действующего в редакции Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 124-к/12, в части установления для ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» тарифа на водоотведение на 2017 год для бюджетных и прочих потребителей. Оспариваемый тариф на водоотведение действует с 01 января 2017 года.
Как следует из концессионного соглашения № х от хх хх 20хх года, заключенного между Муниципальным образованием «Городской округ Кинешма» и ООО «РегионИнфраСистема-Иваново», Концессионер (ООО «РегионИнфраСистема-Иваново») обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств и частично за счет средств Концедента (г.о.Кинешма) создать и реконструировать комплекс биологических очистных сооружений для организации очистки сточных вод, осуществлять его эксплуатацию и обслуживание, Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок 15 лет права владения и пользования объектами соглашения, а также предоставить финансирование в размере ххххх рублей.
16 января 2015 года очистные сооружения канализации (ОСК-1) г.Кинешма Ивановской области введены в эксплуатацию.
ООО «РегионИнфраСистема-Иваново, целью деятельности которой является очистка сточных вод, оказывает данные услуги указанным потребителям, признана гарантирующей организацией в г.о.Кинешма Ивановской области, в связи с чем является субъектом спорных правоотношений, регулируемым оспариваемым нормативным правовым актом.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, согласно которому Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе утверждение тарифов на водоотведение (п.1.1., 3.4.1).
В силу пунктов 12-14, 16-17, 25, 27 Правил № 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Как следует из материалов дела и судом установлено, что 27 апреля 2016 года ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" обратилось в Департамент с предложением об установлении тарифа на водоотведение на 2017 - 2018 годы в размере 37,44 руб./куб.м, с применением метода индексации, в связи с чем 29 апреля 2016 года было открыто тарифное дело. Департаментом проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений. Корректировка установленных долгосрочных тарифов на водоотведение для ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» с 01 января 2017 года утверждена правлением органа регулирования тарифов, использован метод индексации с применением корректировки установленных долгосрочных тарифов.
В соответствии с п.1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, решения данного органа оформляются постановлениями и опубликовываются в "Собрании законодательства Ивановской области" и (или) "Ивановской газете" и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации".
В силу пункта 32 Правил № 406 орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Текст оспариваемого Постановления от 18 декабря 2015 года № 60-к/4, а также Постановления от 20 декабря 2016 года № 124-к/12, внесшего в него изменения, опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru и в печатном издании - «Ивановская газета» № 101(5895) от 25.12.2015 года и № 103(5999) от 30.12.2016 года соответственно.
Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
На основании пункта 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, а также средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа. При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.
Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).
В силу ст. 86 Методических указаний при определении нормативного уровня прибыли учитываются расходы, предусмотренные пунктом 31 настоящих Методических указаний, где предусмотрено, что при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.
ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» в своей заявке на корректировку тарифа на 2017 год заявило величину необходимой валовой выручки в размере 91659, 422 тыс.рублей, объем принятых сточных вод в размере 2447846 куб.м, расходы на капитальные вложения в размере 7212,32 тыс.рублей, расходы по уплате процентов по кредитам на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере 9 931084 рублей, что подтверждается пояснительной запиской.
Как следует из экспертного заключения от хх хх 20хх года, основанием для изменения установленных тарифов на водоотведение послужило обращение ООО «РегионИнфраСистема-Иваново». Расчеты произведены методом индексации с применением корректировки установленных долгосрочных тарифов. Экономически обоснованная сумма необходимой валовой выручки на 2017 года определена в размере 64682,88 тыс.рублей, нормативная прибыль - в сумме 9660,71 тыс.рублей. Предложено скорректировать и ввести в действие с 01 января 2017 года тариф на услуги водоотведения, предоставляемые ООО «РегионИнфрасистема-Иваново» потребителям категории «бюджетные и прочие потребители» на 2017 год в размере 26,42 руб./куб.метр без учета НДС.
Как следует из расчета тарифа, экспертного заключения, расходы на капитальные вложения приняты в соответствии с приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 158-п/4 «Об утверждении корректировки инвестиционной программы ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» в сумме 8294,29 тыс. рублей, расходы по оплате процентов по кредитам, привлекаемых на реализацию инвестиционной программы учтены в размере 1366, 42 тыс. рублей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела разработанная ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» инвестиционная программа «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1) г.Кинешма Ивановской области на 2013-2029 годы», согласованная с органом местного самоуправления – администрации г.о.Кинешма, 30 августа 2015 года направлена для утверждения в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 141-п/1 утверждена инвестиционная программа в сфере водоотведения для ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1) г.Кинешма Ивановской области на 2016-2022 годы», изложенная в приложениях № 1-4, где имеется паспорт инвестиционной программы на указанный период, перечень мероприятий, плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованной системы водоотведения, финансовый план возврата капитальных вложений на реализацию мероприятий указанной инвестиционной программы. Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 158-п/4 утверждена корректировка указанной инвестиционной программы в сфере водоотведения для ООО «РегионИнфраСистема-Иваново», приложение № 4 к приказу Департамента от 18 декабря 2015 года, то есть финансовый план возврата капитальных вложений на реализацию мероприятий инвестиционной программы, изложен в новой редакции, где отражена общая сумма денежных средств, подлежащих возврату в 2017 году – 10212857,14 рублей, состоящая из суммы амортизационных отчислений – 1918569,34 рублей, суммы прибыли, направляемой на инвестиции – 8294287,80 рублей.
Пунктами 2, 3, 12, 16, 17, 33, 34 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, который подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), где расположены объекты централизованной системы водоотведения, а также последующему рассмотрению и утверждению в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который вправе принять одно из следующих решений: об утверждении инвестиционной программы или о необходимости ее доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы, в соответствии с предусмотренными основаниями. Инвестиционная программа ежегодно корректируется при изменении объективных условий ее реализации в предусмотренных правилами случаях. Для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проект изменений, которые вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы. Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений регулируемой организации о внесении изменений в инвестиционную программу осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 22, 23 - 25 настоящих Правил.
Пунктом 3.4.2 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, данный орган осуществляет полномочия по утверждению инвестиционных программ и осуществляет контроль за их выполнением.
Судом установлено, что разработанная ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» инвестиционная программа «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1) г.Кинешма Ивановской области на 2013-2029 годы», представленная на утверждение в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, не утверждена до настоящего времени. Решение об отказе в утверждении указанной инвестиционной программы также не принималось. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя административного ответчика ФИО3, показаниями допрошенных свидетелей Г.В.М., являющейся начальником отдела хх, и Ш.М.С., уполномоченной по рассмотрению тарифной заявки административного истца.
Административным истцом оспаривается редакция утвержденной Департаментом инвестиционной программы ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» на 2016-2022 годы и ее корректировка.
Оценивая утвержденную Департаментом инвестиционную программу и внесенные в нее изменения, суд приходит к выводу о ее несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации, исходя из следующего.
В ходе рассмотрения дела установлено, что утвержденная Департаментом инвестиционная программа ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» на 2016-2022 годы в виде названных приложений № 1-4 не была разработана административным истцом, не согласовывалась с органом местного самоуправления – администрацией г.о.Кинешма, как и не были разработаны и согласованы изменения в данную инвестиционную программу, что подтверждается показаниями допрошенных свидетелей И.Н.Ю., Г.А.А., пояснивших, что такая программа и изменения к ней не разрабатывались ООО «РегионИнфраСистема-Иваново». Как следует из показаний допрошенных свидетелей Г.В.М., Ш.М.С., утвержденная Департаментом инвестиционная программа административного истца, а также изменения к ней, разработаны Департаментом самостоятельно. Причем, как следует из показаний свидетеля Ш.М.С., необходимость внесения изменений в инвестиционную программу обусловлена именно установлением тарифа на 2017 год. В утвержденных финансовых планах возврата капитальных вложений на реализацию мероприятий инвестиционной программы (приложения № 4) Департаментом определены источники возврата средств, затраченных на реконструкцию очистных сооружений, к которым отнесены амортизационные отчисления в размере 40%.
С указанными финансовыми планами не согласны представители административного истца, пояснившие о том, что амортизация не является источником расходов на капитальные вложения, исходя из текста разработанной ими инвестиционной программы.
Вместе с тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 не предусматривает функций уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по самостоятельной разработке инвестиционной программы регулируемой организации, по внесению изменений в представленную предприятием инвестиционную программу.
Противоречия представителей административного истца и административного ответчика о редакции, представленной на утверждении инвестиционной программы ООО «РегионИнфраСистема-Иваново», не имеют правового значения, поскольку ни один из вариантов инвестиционной программы, разработанный регулируемой организацией, не утвержден.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенных нарушениях вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующих порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ предприятий.
В силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Исходя из данной правовой нормы, оценке с точки зрения соответствия закону подлежат акты любого государственного или иного органа.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что утвержденная приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 141-п/1 инвестиционная программа ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1) г.Кинешма Ивановской области», а также утвержденная приказом Департамента от 20 декабря 2016 года № 158-п/4 корректировка указанной инвестиционной программы, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и, следовательно, не подлежат применению.
Как следует из показаний свидетеля Г.В.М., в случае не включения амортизации в качестве источника возврата средств инвестора, сумма расходов на капитальные вложения, подлежащая учету для исчисления тарифа, должна была бы составить 10212857 рублей, что повлекло бы увеличение тарифа на водоотведение.
Таким образом, сумма расходов на капитальные вложения в размере 8294,29 тыс. рублей определенная органом тарифного регулирования при расчете тарифа для административного истца на 2017 год, исходя из вышеуказанной инвестиционной программы, является необоснованной, что свидетельствует о нарушении пункта 78 Основ ценообразования.
Оценивая доводы административного истца в части необоснованности учтенных Департаментом средств по уплате процентов и кредитов, привлекаемых на реализацию инвестиционной программы, суд приходит к следующему.
В силу абзаца 3 пункта 15 Основ ценообразования, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.
Пунктом 88 Методических указаний расходы на обслуживание займов и кредитов, привлекаемых с целью реализации инвестиционной программы регулируемой организации, определяются в соответствии с объемами, предусмотренными в источниках финансирования инвестиционной программы.
В тарифной заявке для установления тарифа на 2017 года ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» была заявлена сумма расходов по уплате процентов по кредитам на капитальные вложения для реализации инвестиционной программы в размере 9931084 рублей, приложен договор займа № хх от хх хх ххгода.
Из расчета тарифа, экспертного заключения следует, что расходы по оплате процентов по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы, приняты тарифным органом в сумме 1366,42 тыс.рублей, расчет данной суммы произведен по договору займа с ОАО «Концерн МонАрх», и кредитному договору с коммерческим банком «Банк торгового финансирования», исходя из сумм договоров; предусмотренных договорами процентных ставок в размере 14% и 19% соответственно (с учетом численности населения г.Кинешма менее 100000 человек); сроков действия договоров; сумм, включенных в расчеты тарифов на 2015 и 2016 годы, а также из периода возврата средств равным периоду возврата капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» в своих тарифных заявках для утверждения тарифа на 2016, 2017-2018 годы не заявляло расходов по уплате процентов по кредитному договору с коммерческим банком «Банк торгового финансирования», не представляло соответствующего кредитного договора. В представленной административным истцом оборотно-сальдовой ведомости по счету № 66 и 67 на 2015 год, не отражены сведения о наличии задолженности по данному кредитному договору.
Но, несмотря на указанные обстоятельства, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в нарушение п. 16, 30 Основ ценообразования, необоснованно произвел исчисление расходов по уплате процентов, исходя из вышеназванного кредитного договора. В судебном заседании подтверждено исполнение обязательств по данному договору в декабре 2014 года. При этом сведений о фактическом размере уплаченных по этому кредитному договору процентов регулируемой организацией не предоставлялось, Департаментом они не истребовались.
Кроме того, Департаментом определен период возврата заемных средств равным периоду возврата капитальных вложений, предусмотренным утвержденной приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области инвестиционной программы на 2016-2022 годы.
Но вместе с тем, положения Основ ценообразования, Методических указаний, Правил регулирования тарифов не предусматривают такого порядка исчисления периода возврата заемных средств.
Кроме того, утвержденная Департаментом инвестиционная программа ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» на 2016-2022 год, где установлен срок возврата капитальных вложений, не подлежит применению по указанным выше обстоятельствам.
Доводы административного истца о неправомерном отказе во включении в тариф расходов по уплате процентов по договору займа № 2 от 01 февраля 2016 года, заключенному между административным истцом и С.Г.А., являются несостоятельными, поскольку органу тарифного регулирования не представлены данные о целях получения указанного займа, о направлении этих денежных средств на реализацию мероприятий инвестиционной программы. С учетом данного обстоятельства, в силу п. 30, 78 Основ ценообразования, орган тарифного регулирования обоснованно не принял их к расчету тарифа на 2017 год.
Подтверждение в судебном заседании взаимосвязи данного договора займа с погашением кредитных обязательств С.Г.А. перед КБ «Банк торгового финансирования» правового значения не имеет, поскольку данные сведения не представлены Департаменту при рассмотрении тарифной заявки.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что сумма расходов по оплате процентов по кредитным договорам и договорам займа, учтенная при расчете тарифа на водоотведение для административного истца на 2017 год, является необоснованной, определенной с нарушениями п.п.15 и 78 Основ ценообразования.
Учитывая, что в силу п. 74 Основ ценообразования необходимая валовая выручка включает в себя нормативную прибыль регулируемой организации, которая определена тарифным органом неправомерно, суд приходит к выводу о том, что и необходимая валовая выручка для расчета тарифа на 2017 года для ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» и, как следствие этого, установленный тариф на водоотведение определены необоснованно, что, несомненно, нарушает права и законные интересы регулируемой организации.
В этой связи суд полагает выводы Департамента, изложенные в экспертном заключении, не объективными, не обоснованными достаточной совокупностью исследованных материалов.
С учетом этого суд не принимает во внимание доводы административного ответчика об обоснованности установленного им тарифа на водоотведение на 2017 год для административного истца, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных доказательств.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт не может быть признан соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, регулирующему правоотношения в сфере государственного регулирования тарифов на водоотведение.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, когда оспариваемое Постановление Департамента противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 215 КАС РФ, для признания указанного нормативного правового акта недействующим, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемые тарифы применялись административным истцом при расчетах за коммунальные услуги с потребителями, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в сумме хх рублей, подтвержденные платежным поручением, подлежат возмещению Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «РегионИнфраСистема-Иваново» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.5.1 Приложения № 1 к Постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2015 года № 60-к/4 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», в редакции Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года № 124-к/12 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма», в части установления тарифа на водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «РегионИнфраСистема–Иваново» на 2017 год для бюджетных и прочих потребителей в размере 26,42 рублей за 1 куб.метр без учета НДС.
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanoobl.ru.
Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РегионИнфраСистема – Иваново» расходы по уплате государственной пошлины в размере хх рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Луковкина Е.О.