№ 12а-1262/2018
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
«29» декабря 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев протест первого заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО6 на определение мирового судьи судебного участка № 4 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 22 ноября 2018 года о возвращении заместителю прокурора г. Петропавловска-Камчатского постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года, вынесенного в отношении ФИО1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях и других материалов для устранения выявленных недостатков,
УСТАНОВИЛ:
Определением мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского возвращено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года, вынесенное первым заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского в отношении ФИО1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для устранения выявленных недостатков.
Не согласившись с определением мирового судьи судебного участка № 4 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 22 ноября 2018 года, первый заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 принес в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края протест об его отмене, в котором со ссылками на ч. 1 ст. 5.61, ч. 3 ст. 25.2, ч.ч. 2, 6 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п.п. 4, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что основаниями для возврата дела об административном правонарушении послужило нарушение требований статей 25.2 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: отсутствие в постановлении сведений о потерпевшем и отсутствие сведений об извещении потерпевшего о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Полагал, что мировым судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования ч. 3 ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывает на обязанность рассмотрения дела по существу в присутствии потерпевшего, а не на обязанность составления протокола (постановления) в присутствии потерпевшего.
Таким образом, мировой судья, со ссылкой на ч. 3 ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях неверно указывает на невозможность составления протокола (постановления) в отсутствии потерпевшего, поскольку завершающее процессуальное действие по формированию доказательственной основы, не является рассмотрением дела по существу.
Материал проверки КУСП № 34519 от 12 сентября 2018 содержит восемь документов, в которых отражена фамилия, имя и отчество, а также адрес места жительства потерпевшей одним из которых является копия паспорта ФИО5 (потерпевшая).
Таким образом, отсутствие в постановлении о возбуждении дела сведений о потерпевшей является несущественным недостатком указанного процессуального документа, который может быть восполнен при рассмотрении дела по существу.
Проверив доводы протеста, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение административного правонарушения - оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мотивы к возбуждению дела перечислены в статье 28.1 вышеуказанного Кодекса.
В силу статьи 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Часть 1 статьи 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определят оскорбление как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Данный состав оскорбления не ограничивает способы совершения правонарушения и охватывает все его возможные варианты. Оскорбление может быть совершено словесно, письменно, действием, путем магнитной записи, с использованием кино-, видеомонтажа, компьютеров через сеть Интернет и т.д. Объектом преступления при совершении оскорбления являются честь и достоинство граждан, субъективное осознание человеком ценности своей личности.
Объективная сторона оскорбления представляет собой: 1) унижение (порочение) чести и достоинства другого лица, 2) выраженное в неприличной форме.
При унижении чести и достоинства личности в любой из указанных форм происходит отрицательная оценка человека и для наличия состава оскорбления не имеет значения, является ли эта оценка ложной или правдивой. Важно, чтобы она выражалась в неприличной форме.
Неприличной следует считать циничную форму обращения с человеком, унижающую честь и умаляющую его достоинство, глубоко противоречащую нравственным нормам и правилам поведения в обществе. Неприличная форма оценки личности, как правило, заключается в высказываниях неприличного, нецензурного характера, что противоречит принятым в обществе правилам общежития и взаимоотношениям между людьми.
Моментом окончания правонарушения следует считать то, когда оскорбление сделалось известным потерпевшему. Состав оскорбления формален. Для данного состава правонарушения не имеет значения, наступили какие-либо вредные для потерпевшего последствия или нет. Осознание потерпевшим факта оскорбления является одним из последствий совершенного оскорбления.
Как следует из материалов дела, основанием для его возбуждения, послужил поступивший в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского материал проверки КУСП 36189 от 23 сентября 2018 года по заявлению ФИО5 о привлечении к административной ответственности ФИО1, которая 12 сентября 2018 года около 13:30, находясь в квартире № 15, дома № 15 по пр. ФИО2 в г. Петропавловске-Камчатском, умышлено высказала в адрес ФИО5 оскорбления в неприличной форме, тем самым унизив ее честь и достоинство.
По смыслу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 судья, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, только в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены для устранения выявленных недостатков, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 ноября 2018 года, оно вынесено в сроки, установленные ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях первым заместителем прокурора города Петропавловска-Камчатского в постановлении не указаны сведения, прямо предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно ФИО (имя и отчество) потерпевшей, дата ее рождения и место жительства.
Однако отсутствие в постановлении сведений о потерпевшей не лишает такое лицо гарантированных ей законом прав при условии ее извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Поскольку в материалах дела имеются сведения о месте жительства потерпевшей, у мирового судьи имелась возможность, в целях соблюдения прав ФИО5, известить ее о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, несмотря на имеющиеся в постановлении о возбуждении дела недостатки (отсутствие сведений о потерпевшем), они, в случае возможности извещения потерпевшей о времени и месте рассмотрения дела (наличие сведений о потерпевшей в материалах дела), не могут являться существенными.
Исходя из положений ст.ст. 28.2, 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составление протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной основы.
По результатам рассмотрения протокола (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности, которое может быть обжаловано в судебном порядке, как документ, затрагивающий права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на которую ссылается мировой судья в своем определении, дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, указанная норма говорит об обязанности рассмотрения дела по существу в присутствии потерпевшего, а не обязанности составления протокола (постановления о возбуждении дела) в присутствии потерпевшего.
Таким образом, мировой судья, со ссылкой на ч. 3 ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неверно указывает на невозможность составления протокола (постановления о возбуждении дела) в отсутствии потерпевшего, поскольку завершающее процессуальное действие по формированию доказательственной основы, не является рассмотрением дела по существу.
Учитывая, что мировым судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях определение мирового судьи судебного участка № 4 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 22 ноября 2018 года, которым постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях и другие материалы, возвращены прокурору г. Петропавловска-Камчатского, подлежит отмене, а дело возвращению на рассмотрение мировому судье.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Протест заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Определение мирового судьи судебного участка № 4 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 22 ноября 2018 года, которым постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях и другие материалы, возвращены прокурору г. Петропавловска-Камчатского, отменить.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях и другие материалы дела направить на рассмотрение мировому судье соответствующего судебного участка.
Судья Е.А. Лобановская