ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12А-1270/17 от 08.11.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12а-1270/2017

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курчатова, д. 6

РЕШЕНИЕ

«08» ноября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Алексеевой П.С., рассмотрев протест транспортного прокурора Камчатского края Лосева Д.С. на постановление заместителя начальника Камчатской таможни № 10705000-80/2017 от 12 октября 2017 года о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Камчатской таможни № 10705000-80/2017 от 12 октября 2017 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, Камчатский транспортный прокурор Лосев Д.С. обратился в суд с протестом об отмене постановления, в обоснование доводов протеста, указал следующее. Из протокола и обжалуемого постановления следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 по факту списания иностранной валюты в сумме 6 635,00 долларов США в соответствии с установленным порядком представил в уполномоченный банк справку о валютной информации от 04 октября 2016 года, в графе 5 которой «код вида валютной операции» указано «11100», что соответствует «расчетам резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня». В графе 11 справки «срок возврата аванса» проставлена дата 31 декабря 2018 года, справка принята уполномоченным банком 04 октября 2016 года. ФИО1 12 января 2017 года представил в банк корректирующую справку по данной валютной операции. При этом в графе 5 указано «11200», что соответствует «расчеты резидента Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня». Графа 11 корректирующей справки «срок возврата аванса» не заполнена, указанная справка принята уполномоченным банком 12 января 2017 года. Как пояснил ФИО1 при опросе, корректирующую справку он предоставил в банк по устной рекомендации банка. Однако в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения, подтверждающие или опровергающие факт получения ФИО1 от уполномоченного банка устной рекомендации для подачи корректирующих справок. Таким образом, факт совершения ФИО1 административного правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не подтвержден. Пояснения ФИО1 не отражены в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, административным органом неверно определено место совершения ФИО1 административного правонарушения (Камчатское отделение № 8556 ПАО Сбербанк России, в котором открыт паспорт сделки № 14030002/1481/1897/2/2, и в который подана корректирующая справка: 683001, <...>). Вместе с тем, местом совершения, вменяемого индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует признать адрес места регистрации (проживания) ФИО1 (<...>). В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом Камчатской таможни, в обжалуемом постановлении неверно указаны фактические сведения о лице, в отношении которого возбуждено и рассмотрено дело об административном правонарушении, поскольку в материалах этого дела имеются копии листов паспорта гражданина Российской Федерации ФИО1, местом рождения

которого является г. Кировск Мурманской области, в то время как в постановлении указано о том, что ФИО1 является <...>.

В судебном заседании старший помощник Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А. доводы протеста поддержала, просила его удовлетворить, также указала, что из объема обвинения, вмененного ИП ФИО1, подлежит исключению указание на нарушение п. 2.2 Инструкции № 138-И, выразившееся в не заполнении графы 11 справки о валютных операциях от 12 января 2017 года, в которой указан код валютной операции «11200», то есть отсрочка платежа, а при указании этого кода, в соответствии с Инструкцией № 138-И, графа № 11 не заполняется.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 указал, что ему неизвестны все нюансы валютного законодательства, оформлением всех необходимых документов занимается супруга, по совместительству бухгалтер, устные рекомендации сотрудника Хабаровского отделения банка валютного отдела в телефонном разговоре получила супруга. В силу этого разговора совсем отозвал справку о валютных операциях от 04 октября 2016 года и 12 января 2017 года представил новую справку о валютных операциях, в которой указал код валютной операции «11200». С компанией «ORUII MIRROR CORP LIMITED» работает в течение трех лет, с момента заключения 21 марта 2014 года контракта, условия которого не менялись. По условиям контракта сначала вносит предоплату в размере 30-50%, остальную сумму вносит по извещению, что товар готов и подлежит отправке, но оставшаяся сумма должна быть внесена до фактической отправки товара.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав старшего помощника Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А., ИП ФИО1, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут привлечение к административной ответственности.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон о валютном регулировании).

Целью Федерального закона о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона о валютном регулировании предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона о валютном регулировании, Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона о валютном регулировании, резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской

Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных и межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк РФ, являясь органом валютного регулирования и валютного контроля, в соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 5 Федерального закона о валютном регулировании устанавливает обязательные для резидентов единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их предоставления.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона о валютном регулировании резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям.

В соответствии с п. 1.5 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены данной Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидента.

Как установлено исследованием материалов дела, ИП ФИО1 (резидент) (далее - Покупатель) 21 марта 2014 года заключил с компанией «ORUII MIRROR CORP LIMITED», Китай (нерезидент) (далее - Продавец) контракт № GM0321RU на поставку товара (далее - контракт № GM0321RU). Согласно условиям контракта, Продавец обязуется продать и поставить в Россию, а Покупатель обязуется оплатить и принять товар согласно инвойсам (счетам). Наименование товара, типоразмеры, единицы измерения, данные о качестве, марке, таре, упаковке и иные характеристики товара, а также количество, вес и цена товара, условия поставки, пункт назначения по поставке и иные условия поставки излагаются в спецификациях. Спецификации по каждой поставке оформляются и подписываются сторонами по каждой поставке отдельно; валюта расчетов по контракту - 400000,00 долларов США; - поставка товара осуществляется в течение 160 дней от даты подписания инвойса; - расчеты по контракту производятся безналично банковским переводом, Покупатель производит оплату за товар в сумме, предварительно с ним согласованной в инвойсе, и в спецификации, предоплатой в размере 30,00%, затем в размере 70,00% перед отгрузкой с завода, после письменного подтверждения продавца о готовности отгрузки. Срок действия контракта до 21 марта 2016 года. Впоследствии посредством заключенных дополнительных Соглашений к контракту, срок его действия изменен, контракт действует до 31 декабря 2018 года (л.д.23-34).

По контракту № GM0321RU ИП ФИО1 25 марта 2014 года в филиале ПАО «Сбербанк России» - Камчатское отделение № 8556 оформлен паспорт сделки № 14030002/1481/1897/2/2.

Во исполнение условий контракта № GM0321RU, на основании инвойса № GM1001RU от 01 октября 2016 года на партию товара стоимостью 22382,10 долларов США, ИП ФИО1 произведен платеж, в качестве предоплаты, в адрес нерезидента Продавца в сумме 6635,00 долларов США заявлением на перевод № 3 от 04 октября 2016 года.

В рамках контракта № GM0321RU от 21 марта 2014 года на территорию Российской Федерации ИП ФИО1 ввезен товар, что подтверждается декларацией на товар № 10705030/301116/0001296 и коносаментом № FITFQVLA201108 от 24 ноября 2016 года на сумму 22382,10 долларов США.

04 октября 2016 года ИП ФИО1 в филиал ПАО «Сбербанк России» - Камчатское отделение № 8556 подана справка о валютных операциях с указанием в графе 5 «код вида валютной операции» - проставлено «11100», в графе 11 «срок возврата аванса» проставлено – 31 декабря 2018 года (л.д.15).

Письмом № 1 от 12 января 2017 года, тема которого «справка о валютных операциях и подтверждающих документах», отправленного по системе Сбербанк Бизнес Онлайн, ЭП корректна, ИП ФИО1 просил отозвать справку № 1 о подтверждающих документах от 05

января 2017 года к паспорту сделки № 14030002/1481/1897/2/2, в связи с неправильно указанным в справках о валютных операциях № 9 от 04 октября 2016 года на сумму 6635 долларов США и № 10 от 21 ноября 2016 года на сумму 15747,10 долларов США кодов вида валютной операции 11100 вместо 11200 и принять корректирующие справки о валютных операциях № 1 и № 2 от 12 января 2017 года с кодом вида валютной операции 11200 (л.д.14).

12 января 2017 года ИП ФИО1 в филиал ПАО «Сбербанк России» - Камчатское отделение № 8556 подана корректирующая справка о валютных операциях от 04 октября 2016 года на сумму 6 635 долларов США, в графе 5 «код вида валютной операции» указан код «11200», что соответствует виду операции «расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня», графа 11 корректирующей справки «Срок возврата аванса» не заполнена (л.д.16).

Поскольку ИП ФИО1 осуществлял расчеты в форме предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, кодом валютной операции являлся «11100», который первоначально был указан в справке о валютных операциях от 04 октября 2016 года на сумму 6 635 долларов США. Однако, указав в предоставленной 12 января 2017 года корректирующей справке о валютных операциях от 04 октября 2016 года в графе 5 «код валютной операции» - «11200» без заполнения графы 11, совершил нарушение, выразившееся в неправильном заполнении граф справки о валютных операциях.

Установив в действиях ИП ФИО1 допущенное нарушение при заполнении справки о валютных операциях, 27 сентября 2017 года главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости Камчатской таможни в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 10705000-80/2017, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.1-8).

Постановлением заместителя начальника Камчатской таможни № 10705000-80/2017 от 12 октября 2017 года ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д.75-83).

В подтверждение факта совершения ИП ФИО1 административного правонарушения в деле представлены доказательства: протокол об административном правонарушении № 10705000-80/2017 от 27 сентября 2017 года, контракт на поставку товара № GM0321RU от 21 марта 2014 года, справка о валютных операциях от 04 октября 2016 года на сумму 6 635 долларов США, паспорт сделки № 14030002/1481/1897/2/2 от 25 марта 2014 года, правоустанавливающие документы ИП ФИО1

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона о валютном регулировании, Инструкции № 138-И, заместитель начальника Камчатской таможни пришел к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в корректирующей справке, предоставленной 12 января 2017 года в филиал ПАО «Сбербанк России» - Камчатское отделение № 8556, о валютной операции от 04 октября 2016 года на сумму 6635 долларов США в графе 5 «код валютной операции» указан код «11200» без заполнения графы 11.

Вывод о виновности ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения мотивирован в постановлении должностного лица, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод протеста Камчатского транспортного прокурора Лосева Д.С. об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по тем основаниям, что первоначально ИП ФИО1 в банк предоставлена справка о валютных операциях, соответствующая требованиям валютного законодательства, при этом, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения, подтверждающие или опровергающие факт получения ИП ФИО1 от уполномоченного банка устной рекомендации для подачи корректирующих справок, не может быть принят во внимание на основании следующего.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается, в том числе, в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции № 138-И резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в том числе справку о валютных операциях.

Согласно п. 2.2 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с Приложением 1 к Инструкции.

При этом п. 6 Приложения № 1 к Инструкции № 138-И предусмотрено, что в графе 5 справки о валютных операциях указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к Инструкции № 138-И, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.

По условиям контракта на поставку товара № GM0321RU от 21 марта 2014 года и Дополнительных Соглашений к нему, оплата за товар производится в сумме, предварительно согласованной в инвойсе с нерезидентом, предоплатой в размере 30,00%, затем в размере 70,00% перед отгрузкой с завода, после письменного подтверждения продавца о готовности отгрузки. При этом, в справке о валютной операции и в направленном в банк расчетном документе должен быть указан соответствующий код вида валютной операции.

Как пояснил в судебном заседании ИП ФИО1, с компанией «ORUII MIRROR CORP LIMITED» работает в течение трех лет, с момента заключения 21 марта 2014 года контракта, условия которого не менялись. По условиям контракта сначала вносит предоплату в размере 30-50%, остальную сумму вносит по извещению, что товар готов и подлежит отправке, но оставшаяся сумма должна быть внесена до фактической отправки товара.

В соответствии с Перечнем валютных операций, указанным в приложении № 2 к Инструкции № 138-И, расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня, соответствуют коду валютной операции «11100».

Следовательно, при предоставлении справки о валютных операциях от 04 октября 2016 года по списанию иностранной валюты в сумме 6 635 долларов США ИП ФИО1 в соответствии с п. 6 Приложения № 2 к Инструкции № 138-И обязан в справке о валютных операциях в графе 5 «код валютной операции» указать код «11100» и заполнить графу 11 «срок возврата аванса».

Как уже указывалось, 04 октября 2016 года ИП ФИО1 в филиал ПАО «Сбербанк России» - Камчатское отделение № 8556 подавалась справка о валютных операциях с

указанием в графе 5 «код вида валютной операции» кода «11100», в графе 11 «срок возврата аванса» проставлено 31 декабря 2018 года, но впоследствии письмом № 1 от 12 января 2017 года им отозвана справка от 04 октября 2016 года с просьбой принять корректирующую справку о валютных операциях от 12 января 2017 года с кодом вида валютной операции «11200» и без заполнения графы 11 «Срок возврата аванса» не заполнена.

Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании ИП ФИО1, пояснив, что отозвал справку о валютных операциях от 04 октября 2016 года и 12 января 2017 года представил новую справку о валютных операциях, в которой указал код валютной операции «11200».

В соответствии с Перечнем валютных операций, указанным в приложении № 2 к Инструкции № 138-И, расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, соответствуют коду валютной операции «11200».

Представленная ИП ФИО1 в уполномоченный банк корректирующая справка от 12 января 2017 года о валютных операциях от 04 октября 2016 года на валютную операцию в размере 6 635 долларов США с указанием в графе 5 «код вида валютной операции» кода «11200», соответствующей расчетам резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня, не соответствует условиям контракта на поставку товара № GM0321RU от 21 марта 2014 года.

Таким образом, оценив представленные доказательства, административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ввиду нарушения ИП ФИО1 порядка представления форм учета по валютным операциям, установленного п. 2.2 Инструкции № 138-И.

Отсутствие в материалах дела сведений, подтверждающих или опровергающих факт получения ИП ФИО1 от уполномоченного банка устной рекомендации для подачи корректирующих справок, не имеет правового значения для рассматриваемого дела.

К тому же, как пояснил в судебном заседании ИП ФИО1 оформлением всех необходимых документов занимается супруга, по совместительству бухгалтер, устные рекомендации сотрудника Хабаровского отделения банка валютного отдела в телефонном разговоре получила супруга.

В судебном заседании старший помощник Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А. полагала, что из объема вмененного ИП ФИО1 обвинения подлежит исключению указание на нарушение п. 2.2 Инструкции № 138-И, выразившееся в не заполнении графы 11 справки о валютных операциях от 12 января 2017 года, в которой указан код валютной операции «11200», то есть отсрочка платежа, а при указании этого кода, в соответствии с Инструкцией № 138-И, графа № 11 не заполняется.

Полагаю заслуживающим внимание довод старшего помощника Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А. и подлежащим исключению из обвинения указание на нарушение п. 2.2 Инструкции № 138-И, выразившееся в том, что при предъявлении ИП ФИО1 12 января 2017 года корректирующей справки о валютных операциях от 04 октября 2016 года на валютную операцию в сумме 6 635 долларов США, не заполнена графа 11.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 138-И, в графе 11 указывается информация о предусмотренном (предусмотренных) контрактом, по которому оформлен ПС, сроке (сроках) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (при осуществлении валютных операций с кодами видов валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110). При отсутствии указанного срока (сроков) в контракте в графе 11 указывается срок, совпадающий со сроком, указанным в графе 12.

Таможенным органом установлено, что ИП ФИО1 совершено административное правонарушение выразившееся в том, что в предоставленной 12 января 2017 года корректирующей справке о валютных операциях от 04 октября 2016 года на валютную операцию в сумме 6 635 долларов США в графе 5 «код валютной операции» проставлен код «11200» без заполнения графы 11.

Однако, в соответствии с Инструкцией № 138-И при указании кода валютной операции «11200» графа 11 не заполняется.

Довод, приведенный в протесте Камчатского транспортного прокурора Лосева Д.С., о том, что в протоколе об административном правонарушении не отражены письменные пояснения ИП ФИО1, не свидетельствует о нарушении таможенным органом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.

По смыслу положений ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу ч. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении от 27 сентября 2017 года № 10705000-80/2017, составленный в присутствии ИП ФИО1, является одним из доказательств по делу, письменное объяснение ИП ФИО1 от 19 сентября 2017 года приобщено к протоколу в соответствии с ч. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод протеста Камчатского транспортного прокурора Лосева Д.С. о том, что в обжалуемом постановлении неверно указано место рождения ИП ФИО1, не влияет на его законность.

Так, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, содержит все сведения, установленные ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе данные о лице, привлеченного к административной ответственности. Неверное указание в постановлении места рождения ИП ФИО1 при совпадении иных его анкетных данных не является существенным нарушением закона и не влечет его отмену. Совокупность представленных доказательств не дает оснований сомневаться, что лицом, привлеченным к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является ИП ФИО1

Более того, возможность исправления описок, опечаток и арифметических ошибок предусмотрена ст. 29.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с указанной статьей должностное лицо вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

Заслуживает внимание довод протеста Камчатского транспортного прокурора Лосева Д.С. о том, что при рассмотрении дела таможенным органом неверно определено место совершения ИП ФИО1 административного правонарушения.

В целях обеспечения единообразного применения административного законодательства Российской Федерации и соблюдения иных процессуальных действий при привлечении лиц за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования к административной ответственности Федеральной таможенной службой совместно с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора разработаны Методические рекомендации по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Согласно правовой позиции, изложенной в письме от 02 марта 2011 г. № 01-11/9284 «О направлении методических рекомендаций по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений валютного законодательства» по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения правонаруше-

ния является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Таким образом, в случаях, когда нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования выражаются в неисполнении возложенных на резидента обязанностей, место совершения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) правонарушения определяется местом его нахождения.

Данная позиция продублирована в письме ФТС от 02 марта 2011 года №01-11/9284 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений валютного законодательства», в котором указано, что местом совершения нарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 4-6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для индивидуального предпринимателя является место жительства.

Место нахождения индивидуального предпринимателя определяется местом его государственной регистрации.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Согласно подпункту «д» п. 2 ст. 5 указанного закона под местом жительства в Российской Федерации понимается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (адрес места жительства).

Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С учетом изложенного местом совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для индивидуального предпринимателя является место его жительства.

На основании изложенного, местом совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является место его жительства - <...>.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление заместителя начальника Камчатской таможни № 10705000-80/2017 от 12 октября 2017 года о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит изменению, путем исключения из объема обвинения указания на нарушение п. 2.2 Инструкции № 138-И выразившееся в не заполнении графы 11 в корректирующей справке о валютных операциях от 12 января 2017 года и указания адресом места совершения ИП ФИО1 административного правонарушения – <...>.

При этом, изменение постановления в данной части не влияет на квалификацию действий привлекаемого лица, поскольку вина ИП ФИО1 подтверждается приведенными выше доказательствами.

ИП ФИО1 назначено административное наказание в виде предупреждения, хотя санкция ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.

Заместитель начальника Камчатской таможни мотивировал свое решение о назначении такого вида административного наказания, с учетом положений ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований не согласиться с правовой оценкой и назначенным наказанием не имеется.

Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к отмене обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Протест Камчатского транспортного прокурора Лосева Д.С. - удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника Камчатской таможни № 10705000-80/2017 от 12 октября 2017 года о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - изменить, указав местом совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения – <...>.

Исключить из объема обвинения указание на нарушение п. 2.2 Инструкции № 138-И, выразившееся в не заполнении графы 11 в корректирующей справке о валютных операциях от 12 января 2017 года.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, протест Камчатского транспортного прокурора Лосева Д.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская