Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сенькова М.О. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского судебного района г. Архангельска о назначении административного наказания от 14.03.2019, установил: постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского судебного района г. Архангельска о назначении административного наказания от 14.03.2019 общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ОЗОН» (далее также ООО «УК «ОЗОН», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «УК «ОЗОН» по доверенности Сеньков М.О. подал жалобу о его отмене и прекращении производства по делу. В судебном заседании Сеньков М.О. доводы жалобы поддержал. Выслушав защитника, проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, судья приходит к следующему. Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, ООО «УК «ОЗОН» на основании лицензии от 29.04.2015 № 000140 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. 21 января 2019 года в ходе внеплановой выездной проверки, проведённой Архгосжилинспекцией в связи с поступлением обращения гражданина, были выявлены нарушения лицензионных требований, допущенные ООО «УК «ОЗОН» при содержании жилого дома № 2, корпус 1 по улице Ильича в городе Архангельске: температура горячей воды в точках водоразбора в <адрес> составила + 29,6 °C, в <адрес> - +41,6 °C, в <адрес> - +49,0 °C, при нормативе не ниже +60 °C; температура воздуха в жилых помещениях в <адрес> составила от +19,3 °C (не угловая комната )до +19,9 °C (угловая комната), в <адрес> составила от +19,4 °C (не угловая комната )до +21 °C (угловая комната), при нормативе не ниже +20 °C (для угловых помещений +22 °C); а также многочисленные нарушения при содержании жилого дома № 64 по улице Партизанской в городе Архангельске, которые были отражены в акте от 21.01.2019 (л.д. 98-114). По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Архгосжилинспекции в отношении ООО «УК «ОЗОН» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, который направлен на рассмотрение мировому судье. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законом - п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - установлено, что лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами. Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110. Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами к лицензионным требованиям, помимо соблюдения требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ и п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдения законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого имущества, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Как следует из п. 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о при обретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применениемоборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Согласно п. 4 приложения № 1 к Правилам № 354 должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. В силу п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354 должна быть обеспечена нормативная температура воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что температура горячей воды в точках разбора, а также температура воздуха в указанных в протоколе об административном правонарушении жилых помещениях не соответствовала установленным требованиям. В соответствии с п. 3.2.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее также Правила № 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках. Согласно п. 3.2.8 Правил № 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета. В силу п. 3.4.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак. Пунктом 4.1.15 Правил № 170 установлено, что не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения. В соответствии с п. 5.2.1 Правил № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение № 11); немедленное устранение всех видимых утечек воды. Согласно п. 5.3.1 Правила № 170, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. В силу п. 5.3.15 Правил № 170 устройства водоподготовки для систем горячего водоснабжения должны быть исправными и эксплуатироваться согласно разработанным проектной организацией рекомендациям или инструкциям завода-изготовителя. Пунктом 5.6.2 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома. В соответствии с п. 5.6.6 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, мировой судья пришёл к правильному выводу о наличии в деянии ООО «УК «ОЗОН» состава административного правонарушения. Ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, поэтому деяние ООО «УК «ОЗОН» было правильно квалифицировано по указанной норме. Основания, по которым мировой судья пришёл к указанному выводу, приведены в обжалуемом постановлении. Правильность выводов мирового судьи подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. В данном случае именно ООО «УК «ОЗОН» является управляющей организацией спорного многоквартирного дома и исполнителем коммунальных услуг, в связи с этим оно обязано осуществлять обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, которые должны отвечать требованиям Правил № 354, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему икачеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Следовательно, юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности только в том случае, если будет установлено, что им были предприняты все зависящие от него меры для исполнения возложенных на него законом обязанностей. В материалах дела такие доказательства отсутствуют. Как определено в п. 150 Правил № 354, исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. В силу подпункта «б» пункта 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (подпункт «б» пункта 10 Правил № 354). По условиям договора управления многоквартирным домом от 01.05.2011 ООО «УК «ОЗОН» приняло на себя обязательство обеспечить предоставление собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг (п. 1.1, 2.4 договора) (л.д. 62-78). Измерение температуры горячей воды в точках разбора и температуры воздуха в спорном доме проводилось в присутствии представителя ООО «УК «ОЗОН» с использованием поверенного в установленном порядке термометра (л.д. 119). Правильность измерения и объективные результаты измерения представитель ООО «УК «ОЗОН» не оспаривал, никаких заявлений, которые могли повлечь иной исход в рассмотрении дела, от него не последовало, акт он подписал без каких-либо оговорок и замечаний, о необходимости изменения температуры воды на границе балансовой принадлежности не заявлял. Не заявлял об этом и защитник ООО «УК «ОЗОН», участвовавший в составлении протокола об административном правонарушении. Составленный работниками ООО «УК «ОЗОН» в одностороннем порядке акт о низкой температуре и низком давлении теплоносителя не может свидетельствовать об отсутствии вины Общества в снижении температуры подаваемой потребителю горячей воды и температуры воздуха в жилых помещениях (л.д. 144). Вина ООО «УК «ОЗОН» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно имело возможность и было обязано соблюдать лицензионные требования, но им не были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписания. Доказательства, свидетельствующие о принятии ООО «УК «ОЗОН» всех зависящих от него мер, а также доказательства объективной невозможности принятия мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины ООО «УК «ОЗОН» в совершении вменённого ему административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы, неустранимые сомнения в виновности ООО «УК «ОЗОН» отсутствуют. Ссылка защитника на решение судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска по делу № 12а-65/2019 отклоняется судьёй, поскольку оно вынесено по конкретному делу с иными фактическими обстоятельствами и не свидетельствует об отсутствии вины ООО «УК «ОЗОН». Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, мировым судьёй соблюдены. Постановление в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопреки доводам защитника, сроки составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье (ст.ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ) не являются пресекательными (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 № 5). Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку свидетельствует о пренебрежительном отношении к лицензионным требованиям, что говорит о высокой степени общественной опасности. Высокий минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, также указывает на высокую общественную опасность данного правонарушения. Выявленные нарушения лицензионных требований и их отрицательные последствия вызывают серьёзные опасения. В свою очередь, административный штраф назначен ООО «УК «ОЗОН» в размере менее минимального, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ. Законных оснований для замены административного штрафа предупреждением не имеется. Нормы материального права применены и истолкованы мировым судьёй правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется. Судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ, решил: постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского судебного района г. Архангельска о назначении административного наказания от 14.03.2019 оставить без изменения, жалобу Сенькова М.О. - без удовлетворения. Судья Ю.А. Попов |