Дело № 12а-243/2021
УИД 41MS0005-01-2020-001055-50
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
«04» марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу защитника Гудым Сигиты Сергеевны на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края № 5-7398/2020 от 27 ноября 2020 года о признании Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края № 5-7398/2020 от 27 ноября 2020 года Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту – Управление архитектуры) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 37 325 рублей 53 копейки, что составило 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Не согласившись с постановлением мирового судьи № 5-7398/2020 от 27 ноября 2020 года, защитник Гудым С.С. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что Управление архитектуры считает обжалуемое постановление неправомерным в силу следующего.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 октября 2020 года, прокуратурой города Петропавловска- Камчатского инициирована проверка реализации на территории городского округа муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, в части реализации мероприятий по сносу жилых домов в период 2019-2020 годов. В рамках проведенной проверки установлено, что мероприятия по сносу непригодных аварийных домов, рекультивации земельных участков, сносу объектов некапитального строительства, сносу жилых домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, отражены в подпрограмме 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» Муниципальной программы № 1985. Срок реализации программы - 2019-2024 годы. Подпрограммой 1 в рамках программного мероприятия «ликвидация движимого и недвижимого имущества» планировался снос аварийных домов, рекультивация земельных участков. Муниципальной программой установлено, что исполнителем программы - главным распорядителем бюджетных средств является, в том числе, Управление архитектуры. Средства на мероприятия по сносу аварийных домов, рекультивации земельных участков предусмотрены решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2018 года № 112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов». Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществлялись МКУ «УКСиР» в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01 марта 2016 года № 49-р многоквартирный жилой дом № 59 «В» по улице Рябиковская признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с приказом Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 ноября 2018 года № 12-01-1014/18 «О списании объектов муниципального имущества ПКГО, вовлеченного в жилищные отношения» жилой дом № 59 «В» по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском списан. Приказом Управления архитектуры от 06 мая 2019 года № 579/19 МКУ «УКСиР поручено произвести снос объекта недвижимого имущества - жилого дома № 59 «В» по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском в пределах бюджетных ассигнований. Подрядные работы по сносу указанного многоквартирного жилого дома осуществлены в соответствии с муниципальным контрактом от 09 июля 2019 года № 0138300000419000396, заключенным между МКУ «УКСиР» и ООО «КамСтройЛиквидатор». Цена контракта составила 746510 рублей 70 копеек. Выполненные в полном объеме работы приняты в соответствии с актом сдачи-приемки от 21 сентября 2019 года, актом приемки выполненных работ от 21 августа 2019 года № 1 (форма № КС-2). Факт оплаты выполненных по муниципальному контракту работ подтверждается: заявкой на финансирование по расходам средств бюджета ПКГО по Управлению архитектуры от 21 августа 2019 года, дополнительной заявкой от 20 августа 2019 года, расходными списаниями от 23.08.2019, 27.08.2019, платежным поручением от 27.08.2019. Вместе с тем, муниципальной программой жилой дом № 59 «В» по улице Рябиковская, не включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу. Муниципальная программа (в редакции, действовавшей на момент проведения мероприятий по сносу) не содержала мероприятий, касающихся вышеуказанного жилого дома. Таким образом, расходы бюджета городского округа в размере 746 510 рублей 70 копеек, произведенные в рамках муниципального контракта от 09 июля 2019 года, Муниципальной программой № 1985, решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2018 № 112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» не предусмотрены. В связи с изложенным, в действиях Управления архитектуры прокуратура города Петропавловска-Камчатского усмотрела состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как установил мировой судья, Подпрограммой 1 указанной муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск- Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, предусмотрены мероприятия по переселению граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 4.5 муниципальной программы исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств мероприятий Подпрограммы 1 является, в том числе, Управление архитектуры.
Приложение 2 указанной муниципальной программы в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения, содержало, в том числе, Раздел 1 «Расселяемые и подлежащие расселению аварийные, непригодные жилые дома и непригодные для проживания жилые помещения, расселенные аварийные и непригодные жилые дома, подлежащие сносу», включающий: 1.1. «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными», 1.2. «Перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания», 1.3. «Перечень расселенных аварийных и непригодных жилых домов, подлежащих сносу», при этом многоквартирный жилой дом № 59 «В» по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском в указанные перечни не входил.
Вместе с этим при детальном изучении Управлением архитектуры постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 октября 2020 года и постановления по делу об административном правонарушении от 27 ноября 2020 года выяснилось, что прокуратурой города Петропавловска- Камчатского и мировым судьей неверно определен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно объективная сторона административного правонарушения.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования. Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01 марта 2016 года № 49-р «О расселении и признании подлежащим сносу многоквартирных домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны» было постановлено осуществить расселение многоквартирного дома по ул. Рябиковская, д. № 59 В, сейсмоусиление или реконструкция которого экономически нецелесообразно, данный дом был признан подлежащим сносу.
Однако прокуратурой города Петропавловска-Камчатского в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 октября 2020 года указано, что вышеуказанным распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа многоквартирный жилой дом № 59 В по ул. Рябиковской признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее - муниципальная программа № 1985) четко разграничены Подпрограммы.
Так Подпрограммой 1 муниципальной программы № 1985 предусмотрено «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда», тогда как Подпрограммой 3 данной муниципальной программы предусматривается «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения».
Муниципальная программа № 1985 четко разграничивает цели подпрограмм. Целью Подпрограммы 1 является «Ликвидация аварийных и подлежащих сносу жилых домов в ПКГО», а целью Подпрограммы 3 является «Достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического, экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования объектов жилищного назначения».
В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Частью 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ установлено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 19 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетной классификации РФ входит классификация операций сектора государственного управления.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Бюджетного кодекса РФ порядок применения классификации устанавливается Министерством финансов РФ, которое определяет порядок применения статей и подстатей классификации, в частности, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Бюджетные денежные средства ПКГО на 2019 год выделялись не на саму муниципальную программу, а на определенные Подпрограммы и соответствующие целевые статьи расходов с соответствующими кодами бюджетной квалификации (далее - КБК).
Согласно раздела 4 «Жилищно-коммунальное хозяйство» приложения 10 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 31 октября 2018 года № 112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» именно в рамках Подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения» на целевую статью расходов «Снос жилых домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны» (КБК 0500 0501 0231919040) в 2019 году были выделены бюджетные денежные средства в сумме 4 000 000 рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Целью получения денежных средств на снос многоквартирного жилого дома № 59 В по ул. Рябиковская является не Подпрограмма 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилого фонда», а Подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения».
Управление архитектуры полагает, что прокуратурой города Петропавловска-Камчатского и мировым судьей не было разрешено производство по делу об административном правонарушении в соответствии с законом, поскольку в данном случае отсутствует объективная сторона административного правонарушения.
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского участия в рассмотрении жалобы не принимал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался.
Руководитель Управления архитектуры участия в рассмотрении жалобы не принимала, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена в установленном законом порядке.
Защитник Гудым С.С., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Закрепленный в ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Административная ответственность по ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из исследуемых материалов дела, распоряжением Исполняющего полномочия Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 49-р от 01 марта 2016 года О расселении и признании подлежащими сносу многоквартирных домов сейсмоусиление или реконструкция которых экономически не целесообразна, многоквартирный жилой дом № 59 В по ул. Рябиковской в г. Петропавловске-Камчатском признан подлежащим сносу (л.д. 49).
Приказом Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 12-01-1014/18 от 28 ноября 2018 года жилые помещения в доме № 59 В по ул. Рябиковской г. Петропавловска-Камчатского исключены из реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа, вовлеченного в жилищные отношения, путем списания объектов недвижимого имущества. Отделу по управлению муниципальным жилищным фондом Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поручено направить уведомление МКУ «УКСиР» о необходимости проведения работ по сносу многоквартирного жилого дома, расположенного в <...>, а также предоставить документы, подтверждающие снос вышеуказанного многоквартирного дома (л.д. 51-52).
В соответствии с приказом Управления архитектуры № 579/19 от 06 мая 2019 года МКУ «Управление капитального строительства и ремонта» поручено в срок до 31 июля 2019 года осуществить мероприятия по сносу (демонтажу) объекта недвижимого имущества: жилой дом № 59 В, расположенный по адресу: <...> в пределах бюджетных ассигнований. МКУ «УКСиР» организовать работу по сносу (демонтажу) объекта с извещением Управления архитектуры о сроках проведения мероприятия и по окончанию работ предоставить в Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа документы, подтверждающие снос указанного недвижимого имущества. Контроль за исполнением приказа возложено на должностное лицо Управления архитектуры (л.д. 54-55).
Согласно Муниципальному контракту № 0138300000419000396 от 09 июля 2019 года, заключенному МКУ «Управление капитального строительства и ремонта» (Заказчик) и ООО «КамСтройЛиквидатор» (Подрядчик) (далее -Муниципальный контракт), Подрядчик принял на себя обязательства выполнить подрядные работы по сносу многоквартирного жилого дома, расположенного в <...>, в соответствии с условиями контракта и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик принял на себя обязательства принять результат работ и оплатить его в соответствии с указанным контрактом. Цена Муниципального контракта составила 746 510 рублей 70 копеек. Срок окончания выполнения работ - 30 августа 2019 года (л.д. 71-86).
Из Акта сдачи-приемки выполненных работ по сносу (демонтажу) объекта недвижимого имущества (многоквартирный жилой дом, расположенный в <...>) от 21 августа 2019 года, Акта о приемке выполненных работ № 1 от 21 августа 2019 года следует, что работы по Муниципальному контракту выполнены в полном объеме (л.д. 89-91, 92-93).
Из заявки на финансирование по расходам средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа Управления архитектуры от 21 августа 2019 года, дополнительных заявок на финансирование по расходам средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа Управления архитектуры от 20 августа 2019 года, платежного поручения от 27 августа 2019 года № 338865, счета на оплату от 21 августа 2019 года № 10, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 21 августа 2019 года № 1 усматривается, что по Муниципальному контракту № 0138300000419000396 от 09 июля 2019 года, ООО «КамСтройЛиквидатор» оплачены работы на сумму 746 510 рублей 70 копеек (л.д. 111, 113, 117, 118-120, 121-122, 123).
Прокуратурой города Петропавловска-Камчатского инициирована проверка реализации на территории городского округа муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, в части реализации мероприятий по сносу жилых домов в период 2019-2020 годов. В рамках проведенной проверки установлено, что мероприятия по сносу непригодных аварийных домов, рекультивации земельных участков, сносу объектов некапитального строительства, сносу жилых домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, отражены в подпрограмме 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» Муниципальной программы № 1985. Срок реализации программы - 2019-2024 годы. Подпрограммой 1 в рамках программного мероприятия «ликвидация движимого и недвижимого имущества» планировался снос аварийных домов, рекультивация земельных участков. Муниципальной программой установлено, что исполнителем программы - главным распорядителем бюджетных средств является, в том числе, Управление архитектуры. Средства на мероприятия по сносу аварийных домов, рекультивации земельных участков предусмотрены решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2018 года № 112-нд «О бюджете Петропавловск- Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов». Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществлялись МКУ «УКСиР» в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01 марта 2016 года № 49-р многоквартирный жилой дом № 59 В по ул. Рябиковская признан подлежащими сносу поскольку его сейсмоусиление или реконструкция экономически не целесообразна. В соответствии с приказом Комитета по управлению жилищным фондом администрации ПКГО от 28 ноября 2018 года № 12-01-1014/18 «О списании объектов муниципального имущества ПКГО, вовлеченного в жилищные отношения» жилой дом № 59 В по ул. Рябиковская в г. Пегропавловске-Камчатском списан. Приказом Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО от 06 мая 2019 года № 579/19 МКУ «УКСиР» поручено произвести снос объекта недвижимого имущества - жилого дома № 59 В по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском в пределах бюджетных ассигнований. Подрядные работы по сносу указанного многоквартирного жилого дома осуществлены в соответствии с муниципальным контрактом от 09 июля 2019 года № 0138300000419000396, заключенным между МКУ «УКСиР» и ООО «КамСтройЛиквидатор». Цена контракта составила 746 510 рублей 70 копеек. Выполненные в полном объеме работы приняты в соответствии с актом сдачи-приемки от 21 сентября 2019, актом приемки выполненных работ от 21 августа 2019 года № 1 (форма № КС-2). Факт оплаты выполненных по муниципальному контракту работ подтверждается: заявкой на финансирование по расходам средств бюджета ПКГО по Управлению архитектуры от 21 августа 2019 года, дополнительной заявкой от 20 августа 2019, расходными списаниями от 23 августа 2019 года, 27 августа 2019 года, платежным поручением от 27 августа 2019 года. Вместе с тем, муниципальной программой жилой дом № 59 В, расположенный по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском, не включен в перечень жилых домов, подлежащих сносу. Муниципальная программа (в редакции, действовавшей на момент проведения мероприятий по сносу) не содержала мероприятий, касающихся вышеуказанного жилого дома. Таким образом, расходы бюджета городского округа, в размере 746 510 рублей 70 копеек, произведенные в рамках муниципального контракта от 09 июля 2019 года, Муниципальной программой № 1985, решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2018 года № 112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» не предусмотрены.
Вышеизложенные обстоятельства послужили поводом для вынесения первым заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского в отношения Управления архитектуры постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1-5).
По результатам рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенных материалов, мировым судьей 27 ноября 2020 года вынесено постановление о признании Управления архитектуры виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 151-162).
Оценив фактические обстоятельства дела, мировой судья пришел к выводу, что Управление архитектуры допустило нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении полученных из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа средств в сумме 746 510 рублей 70 копеек на снос многоквартирного жилого дома № 59 В, расположенного в <...> который не был указан в перечне домов Раздел 1 «Расселяемые и подлежащие расселению аварийные, непригодные жилые дома и непригодные для проживания жилые помещения, расселенные аварийные и непригодные жилые дома, подлежащие сносу», включающий: 1.1. «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными», 1.2. «Перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания», 1.3. «Перечень расселенных аварийных и непригодных жилых домов, подлежащих сносу» Приложения 2 муниципальной программы в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения.
Управлению архитектуры назначено наказание в виде административного штрафа в размере 37 325 рублей 53 копейки, что составило 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
При разрешении дела мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую правовую оценку действиям Управления архитектуры, на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и виновности в его совершении.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, защитник Гудым С.С. обратилась в суд с жалобой, при рассмотрении которой законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Частью 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом в ходе рассмотрения жалобы не нашли подтверждения доводы защитника Гудым С.С., которые сводятся к отсутствию в действиях Управления архитектуры объективной стороны состава административного правонарушения.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1840 от 27 июня 2013 года «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа», на основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 07 сентября 2016 года № 223-р «Об утверждении концепции муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» со сроком реализации 2019-2024 годы, целями которой являлось: ликвидация аварийных и подлежащих сносу жилых домов в Петропавловск-Камчатском городском округе; достижение рационального градорегулирования и управления развитием территорий Петропавловск-Камчатского городского округа с учетом закономерности существования и функционирования объектов городской среды; обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа - обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; создание условий для развития массового жилищного строительства, включая малоэтажное, отвечающего стандартам ценовой доступности, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа; достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического, экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования объектов жилищного назначения; создание системы поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей; создание необходимых условий для эффективного функционирования Заказчика муниципальной программы, реализация деятельности по обеспечению жильем населения городского округа; реализация регионального проекта «Жилье»; реализация регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»; повышение качества условий жизни населения Петропавловск-Камчатского городского округа.
Подпрограммой 1 указанной муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, предусмотрены мероприятия по переселению граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда.
Согласно пункту 4.5 муниципальной программы исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств мероприятий Подпрограммы 1 является, в том числе, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений ПКГО.
Приложение 2 указанной муниципальной программы в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения, содержало, в том числе, Раздел 1 «Расселяемые и подлежащие расселению аварийные, непригодные жилые дома и непригодные для проживания жилые помещения, расселенные аварийные и непригодные жилые дома, подлежащие сносу», включающий: 1.1. «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными», 1.2. «Перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания», 1.3. «Перечень расселенных аварийных и непригодных жилых домов, подлежащих сносу», при этом многоквартирный жилой дом № 59 «В» по улице Рябиковская в городе Петропавловске-Камчатском в указанные перечни не входил.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2018 года № 112-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в бюджете городского округа предусмотрены средства по кодам бюджетной классификации расходов на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, в том числе, снос непригодных и аварийных домов, рекультивация земельных участков.
Отключение расселенного жилого дома от коммуникаций и его снос осуществляется при условии окончательного расселения всех граждан, проживающих в аварийном жилом доме, согласно Перечню аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.
Таким образом, следует, что снос расселенного дома осуществляется только в случае его внесения в Приложение 2.
Вместе с тем, Приложение 2 муниципальной программы в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения, в том числе, Раздел 1 «Расселяемые и подлежащие расселению аварийные, непригодные жилые дома и непригодные для проживания жилые помещения, расселенные аварийные и непригодные жилые дома, подлежащие сносу», включающий: 1.1. «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными», 1.2. «Перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания», 1.3. «Перечень расселенных аварийных и непригодных жилых домов, подлежащих сносу», не содержали сведений о многоквартирном жилом доме № 59 В по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском.
Тем самым, Управление архитектуры, являясь исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств, произведя выплату ООО «КамСтройЛиквидатор» по Муниципальному контракту от 09 июля 2019 года № 0138300000419000396 в размере 746 510 рублей 70 копеек за выполненные подрядные работы по сносу многоквартирного жилого дома № 59 В, расположенного в <...> не указанного в Приложение 2 Муниципальной программы в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения допустило нецелевое использование бюджетных средств в указанной сумме.
Таким образом, действия Управления архитектуры образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изложенное опровергает утверждение защитника Гудым С.С. об отсутствии вины Управления архитектуры в совершении административного правонарушения.
Рассматривая доводы защиты об указании в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 октября 2020 года, что Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01 марта 2016 года № 49-р «О расселении и признании подлежащим сносу многоквартирных домов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны» многоквартирный жилой дом № 59 В по ул. Рябиковской признан аварийным и подлежащим сносу, прихожу к выводу, что указание на признание указанного дома аварийным является технической опиской, поскольку из текста указанного распоряжения прямо следует, что дом № 59 В по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском, признан подлежащим сносу, а жители расселению в связи с тем, что его сейсмоусиление или реконструкция экономически нецелесообразна.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях Управления архитектуры состава вмененного административного правонарушения, либо опровергали выводы мирового судьи, в жалобе не приведены и при ее рассмотрении не установлены.
Таким образом, Управление архитектуры обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Несогласие Заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятого по делу решения.
Положения ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Управления архитектуры, не усматривается.
Постановление о привлечении Управления архитектуры к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Управлению архитектуры пределах, установленных санкцией ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах постановление о признании Управления архитектуры виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края № 5-7398/2020 от 27 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенного в отношении юридического лица – Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оставить без изменения, а жалобу защитника Гудым Сигиты Сергеевны, без удовлетворения.
Судья Е.А. Лобановская