ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12А-273/19-7 от 29.04.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Мировой судья Спиридонова И.С. Дело № 12А-273/2019-7

Судебный участок № 10 г. Петрозаводска РК 10MS0023-01-2018-006134-89

Р Е Ш Е Н И Е

29 апреля 2019 года город Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу защитника Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Петрозаводска Республики Карелия от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении

Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов (далее – КРОООиР, Организация), <данные изъяты>

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 г.Петрозаводска Республики Карелия от 26 февраля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении КРОООиР прекращено за малозначительностью допущенного нарушения с объявлением КРОООиР устного замечания.

Защитник КРОООиР ФИО1 с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события вменяемого правонарушения, поскольку обязанности представить указанные сведения в срок до 01.12.2018г. у Организации не имелось, при этом требования о представлении сведений и срок установлены федеральным органом, данные требования КРОООиР исполнены. График предоставления информации, которым установлен иной срок представления отчетности, предусмотрен внутриведомственным приказом, официально не опубликован, обращен к конкретным должностным лицам. Кроме того, обращает внимание, что в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологи РФ от 06.09.2010 г. № 344 указанные в протоколе об административном правонарушении сведения должны представляться в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов, а не для ведения государственного охотхозяйственного реестра. Указывает, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не относится к должностным лицам, для осуществления законной деятельности которых необходима указанная информация. А также указывает, что в нарушение норм КоАП РФ протокол об административном правонарушении не содержит информацию о месте совершения вменяемого правонарушения.

В судебном заседании защитник КРОООиР ФИО1 доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным. Дополнил, что порядок осуществления мониторинга регламентирован федеральным законодательством, в связи с чем указанные в протоколе сведения необходимо представить в срок до 01 апреля. Установление иного срока противоречит нормам федерального законодательства. Также полагает, что вопреки требованию о необходимости официального опубликования межведомственного нормативного правового акта, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 112 от 23.01.2018г. официально опубликован не был.

Представитель административного органа ФИО2 доводы жалобы не признал, полагал вынесенное постановление законным и обоснованным, вину КРОООиР доказанной. Указал, что полномочия по ведению государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов на данной территории переданы органам государственной власти Республики Карелия. Министерство природных ресурсов и экологии РК ведет государственный учет численности объектов животного мира, государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира в пределах Республики Карелия. В целях реализации переданных полномочий министерством издан, в т.ч. приказ № 112 от 23.01.2018г. «Об утверждении графика предоставления охотпользователями сведений (информации)», графиком предусмотрен срок предоставления охотпользователями учетных карточек и отчетов об учетах: бобра и ондатры; барсука по поселениям; осеннем маршрутном учете боровой и полевой дичи; водоплавающей дичи; глухаря и тетерева на токах до 01 декабря текущего года. Приказ размещен на официальном сайте министерства, также был направлены посредством электронной почты в КРОООиР. Отдел государственного охотничьего надзора входит в структуру Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, осуществляет контроль и надзор за организацией и проведением учета численности объектов животного мира, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом, учитывается, что жалоба подана в срок, установленный ст. 30.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона. Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.2011 N 963 утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира (далее – Порядок).

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, природоохранные учреждения при ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и общественными организациями, пользователями животным миром (п. 10).

Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира (п. 11).

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии со статьей 36 Федерального закона 27 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 4).

Согласно п. 5 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 344, государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган).

В силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 112 от 23.01.2018 г. «Об утверждении графика предоставления охотпользователями сведений (информации)», графиком предусмотрен срок предоставления охотпользователями учетных карточек и отчетов об учетах: бобра и ондатры; барсука по поселениям; осеннем маршрутном учете боровой и полевой дичи; водоплавающей дичи; глухаря и тетерева на токах до 01 декабря текущего года. В соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии РК от 11.04.2018 г. № 691 «О проведении ежегодного мониторинга охотничьих ресурсов на территории Республики Карелия» охотпользователи обязаны в срок до 01 декабря текущего года предоставлять ответственным лицам учетные материалы.

Из протокола и постановления следует, что КРОООиР, юридический адрес которой: <адрес> в срок до 01 декабря 2018 года в нарушение приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 112 от 23.01.2018 г. не представила сведения и данные для ведения государственного охотхозяйственного реестра в отдел государственного охотничьего надзора по Олонецкому району Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Статья 29.10 КоАП РФ предусматривает то, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, под которыми понимаются время, место совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Ст. 19.7 КоАП РФ является бланкетной нормой, то есть отсылает к конкретным нормам закона, в нарушение которых не были представлены сведения (информация). При таких обстоятельствах в протоколе и постановлении должны быть указаны конкретные нормы закона, в нарушение которых не представлена указанная информация. Однако, вопреки указанным требованиям в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении такие нормы закона не указаны, при этом указанные в постановлении нормы законов данную обязанность не содержат.

При таких обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ мировому судье следовало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков.

Однако мировым судьей дело принято к своему производству и вынесено постановление, при этом недостатки протокола при рассмотрении дела не восполнены.

Между тем, ст.26.2 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении относится к доказательствам по делу об административном правонарушении, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

При таких обстоятельствах составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного законом порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административных правонарушениях, в связи с чем таковой не может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности, подлежит исключению из числа доказательств.

Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных требований являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту последующего рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу постановления. Судья при пересмотре дела по жалобе лица, привлекаемого к ответственности, не вправе выходить за пределы обвинения, сформулированного в протоколе и постановлении, расширительно толковать его, поскольку при таких обстоятельствах положение лица, привлекаемого к ответственности, может быть ухудшено.

При этом принимается во внимание, что возвращение протоколов об административных правонарушениях возможно только при подготовке дела к рассмотрению, и не допускается при рассмотрении дела по существу, что исключает возможность направления дела на новое рассмотрение с учетом также того, на день рассмотрения жалобы истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, судья приходит к выводу, что допущенные в ходе производства по делу нарушения влекут за собой отмену постановления и прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Петрозаводска Республики Карелия от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Н.Е. Деготь