ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12А-27/19-12 от 14.01.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Судебный участок №8 г. Петрозаводска Дело №12А-27/19-12

мировой судья Фазылов П.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петрозаводск 14 января 2019 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретарях Соснович С.В., Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО УК «Территория» на постановление мирового судьи судебного участка №8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Управляющая компания «Территория», ИНН 1001286837, ОГРН 1141001009599 от 13.08.2014, юридический адрес: г. Петрозаводск, пр. Комсомольский, д.19, кв.31,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 28 ноября 2018 года ООО УК «Территория» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 125 000 рублей по тем основаниям, что допустило нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В жалобе и дополнениях к ней выражается несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и ставится вопрос о его отмене. В обоснование заявленных требований указывается на несоблюдение порядка внеплановой проверки деятельности лицензиата, который не был своевременно извещен о ее проведении и ознакомлен с результатами контрольных мероприятий. Приводятся доводы о незаконности выданного юридическому лицу предписания надзорного органа об устранении лицензионных нарушений, которое оспорено в порядке арбитражного судопроизводства, однако судебное решение по заявлению не принято. Обращается внимание на направленное мировому судье посредством факсимильной связи ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое по техническим причинам не поступило на судебный участок. Указывается на вынесенное Администрацией Петрозаводского городского округа постановление №3598 от 07.12.2018 о признании дома №5 по ул. Разина в г. Петрозаводске аварийным и подлежащим сносу и необходимость применений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.

В судебное заседание законный представитель ООО УК «Территория» не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

Защитник Анушина А.Б. жалобу и дополнение к ней поддержала, пояснив, что в настоящее время решение по заявлению о признании незаконным предписания надзорного органа Арбитражным судом Республики Карелия не принято. Не оспаривала наличие разрушений штукатурно-окрасочного слоя в подъездах многоквартирного дома, полагая неразумным его восстановление ввиду аварийности капитального строения. Указала, что чердачное помещение очищено от бытового и строительного мусора, теплоизоляция трубопровода системы холодного водоснабжения восстановлена.

Представитель административного органа Гончаров П.А. возражал против удовлетворения жалобы.

Заслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы и проверив производство по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ООО УК «Территория» (место регистрации: г. Петрозаводск, пр. Комсомольский, д.19, кв.31) при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом №5 по ул. Разина в г. Петрозаводске, не обеспечило надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, допустив разрушение штукатурно-окрасочного слоя (отслоение, трещины) стены в общем коридоре подъезда №1 в противоположной стороне от входа в кв.№2 МКД, по периметру входной коробки входа в кв.№2 МКД, слева от входа в кв.№1 МКД, в общем коридоре подъезда №2 слева от входа в кв.№7 МКД и справа от входа в кв.№8 МКД; наличие бытового и строительного мусора на чердачном этаже МКД в районе квартир №1-№9; отсутствие тепловой изоляции трубопровода системы холодного водоснабжения, находящегося на чердачном этаже над жилым помещением №2 МКД, тем самым нарушив лицензионные требования, предусмотренные ч.2 ст.162 ЖК РФ, ч.2.3 ст.161 ЖК РФ.

Правонарушение было выявлено 05.09.2017 в результате лицензионного контроля, проводимого на основании коллективного обращения собственников жилых помещений многоквартирного дома №5 по ул. Разина о нарушениях лицензионных требований, о чем составлен соответствующий акт, послуживший основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Обнаруженные недостатки в содержании многоквартирного дома свидетельствуют о несоблюдении управляющей компанией требований п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности при управлении многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, пунктов 2,10,11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", пунктов 2.6.7, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 4.2.2.2, 4.6.1.1, 4.6.1.26, 4.6.3.1 Приложения №7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.

Выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения фактически заявителем не оспариваются и подтверждаются исследованными доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Как следует из материалов дела, ООО УК «Территория» осуществляет управление многоквартирным домом №5 по ул. Разина в г. Петрозаводске на основании договора управления с 01 апреля 2017 года и имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №30 от 20 апреля 2015 года, то есть является субъектом инкриминируемого правонарушения.

Виновность ООО УК «Территория» в инкриминируемом административном правонарушении нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и установлена мировым судьей на основании совокупности доказательств, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, которые получили надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Собранные доказательства позволили суду первой инстанции полно, всесторонне и объективно выяснить имеющие значение для дела обстоятельства и разрешить его в соответствии с требованиями закона.

В силу ст.2 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п.51 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит обязательному лицензированию.

В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» к числу лицензионных требований отнесено соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ.

В соответствии с требованиями ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и др.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.2 ст.162 ЖК РФ).

Подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 3 которого предусмотрено, что работами, выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов являются, в том числе, выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен. В случае выявления повреждений и нарушений составляется план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.

В соответствии с п.2.6.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (п.3.2.2). Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения (п.3.3.1). Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (п.3.3.4). Не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (п.4.2.2.2). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами (п.4.6.1.1). При обслуживании крыш следует обеспечить достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры (п.4.6.1.26). Во избежание нарушения разницы температуры наружного воздуха и воздуха чердачного помещения в 2 - 4 градусов Цельсия требуется, в частности, утепление всех трубопроводов инженерных коммуникаций на расчетную наружную температуру (п.4.6.3.1).

Согласно п.10 Приложения №7 Правил и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах относится к работам текущего характера.

Анализ вышеуказанных законов и подзаконных актов, регулирующих спорные правоотношения, применительно обстоятельствам настоящего дела с учетом требований ч.2 ст.2.1 КоАП РФ позволяет согласиться с выводами мирового судьи о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и виновности ООО УК «Территория» в его совершении.

Грубых нарушений в ходе проведения внеплановой документарной и выездной проверки лицензиата не установлено.

Основанием для осуществления лицензионного контроля в отношении ООО УК «Территория» послужили содержащиеся в обращении собственников жилых помещений многоквартирного дома сведения о нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, что согласуется с положениями ч.3 ст.196 ЖК РФ, которые не требуют согласования проверочных мероприятий с органами прокуратуры и предварительного уведомления лицензиата о начале внеплановой проверки, поэтому доводы жалобы в этой части нельзя признать обоснованными.

Распоряжение о проведении внеплановой документарной и выездной проверки от 04.09.2018 вынесено уполномоченным должностным лицом, результаты проверки оформлены актом от 05.09.2018, который содержит информацию о выявленных нарушениях, доведенных до сведения юридического лица путем направления предписания с требованием о их устранении.

При вынесении оспариваемого постановления мировым судьей приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при наличии сведений об извещении законного представителя юридического лица о возбуждении дела об административном правонарушении. В нем приведены достаточные данные о выявленном правонарушения, сведения о привлекаемом лице и обстоятельства содеянного со ссылками на бланкетные нормы отраслевого законодательства о лицензировании.

Данных о прямой, личной или косвенной заинтересованности лица, составившего протокол об административном правонарушении, в исходе дела в материалах дела не содержится.

Совокупность собранных по делу доказательств позволила суду первой инстанции полно, всесторонне и объективно выяснить имеющие значение для дела обстоятельства и разрешить его в соответствии с требованиями закона.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу мировым судьей были созданы все необходимые условия для реализации привлекаемым лицом права на защиту и в условиях состязательного процесса судом первой инстанции были исследованы представленные доказательства.

Ссылок на недопустимые доказательства в оспариваемом постановлении не содержится.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу, как на досудебной стадии производства, так и в ходе рассмотрения дела мировым судьей не допущено.

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела содержится письменное ходатайство защитника Анушиной А.Б. об отложении судебного разбирательства, назначенного на 28 ноября 2018 года, которое было разрешено мировым судьей до вынесения итогового решения по делу с вынесением соответствующего определения, содержащего обоснованные мотивы отказа в удовлетворении заявленного ходатайства, что соответствует положениям ч.2 ст.24.4 КоАП РФ.

Обжалование предписания надзорного органа об устранении нарушений лицензионных требований в Арбитражный суд Республики Карелия не препятствует разрешению настоящего дела по существу на основании собранных доказательств, в совокупности позволяющих установить предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ обстоятельства.

Решение о признании многоквартирного дома №5 по ул.Разина в г.Петрозаводске аварийным и подлежащим сносу было принято 07 декабря 2018 года, то есть после выявления административного правонарушения и рассмотрения дела мировым судьей, и никоим образом не освобождало юридическое лицо от исполнения обязанностей, принятых по договору управления многоквартирным домом, и соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

Указанное решение не снимает с управляющей организации обязанностей по соблюдению требований жилищного законодательства по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Доказательств, подтверждающих, что ООО УК «Территория» предприняты все необходимые меры по недопущению административного правонарушения, материалы дела не содержат, а выявленное нарушение лицензионных требований свидетельствует о виновном характере его бездействия.

Допущенное правонарушение представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, поэтому не может быть расценено как малозначительное.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности соблюдены, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления, не допущено.

Назначенное правонарушителю наказание определено в соответствии с требованиями закона с учетом всех влияющих на меру ответственности обстоятельств, размер административного штрафа определен с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела ввиду наличия исключительных обстоятельств, связанных с данными о юридическом лице и его ролью в совершении правонарушения.

Вопреки доводам жалобы мировой судья обоснованно не усмотрел оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, приведя в оспариваемом постановлении соответствующие мотивы, с которыми следует согласиться.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным, обоснованным и справедливым, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО Управляющая компания «Территория» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Р.Ю. Парамонов