ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12А-49/2017 от 12.05.2017 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12а-49/2017

РЕШЕНИЕ

12 мая 2017 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гараниной Е.В.,

при секретаре Грибановой С.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, представителя ФИО2,

помощника прокурора Голопузова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО «ФИО3 Си» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова от 02 марта 2017 года о привлечении директора ООО «ФИО3 Си» ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ,

установил:

Директор ООО «ФИО3 Си» ФИО1 привлечен к административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса при обстоятельствах, указанных в постановлении мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова от 02.03.2017 г. по ст. 20.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В жалобе директор ООО «ФИО3 Си» ФИО1 просит отменить принятое постановление, считая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, указав в обоснование доводов жалобы, что АЗС ООО «ФИО3 Си», расположенная по адресу: <...>, не входит в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, порядок формирования которого определен в п. 5-7 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 459. Кроме того, на АЗС находится не более 44 тонн горючих веществ, тем самым АЗС ООО «ФИО3 Си» не является опасным производственным объектом. Также заявитель указывает, что 01.12.2015 г. между обществом и ООО «Дельта-Саратов» заключен договор № 64-1513-54597 на оказание охранных услуг, в соответствии с которым ООО «Дельта-Саратов» взяло на себя обязательства по охране АЗС путем осуществления технического контроля установленного на АЗС комплекса технических средств охраны.

В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО2 доводы жалобы поддержали по изложенным основаниям, просили постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

Помощник прокурора Голопузова Е.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев указанную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1. КоАП РФ).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 20.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

По смыслу ч. 1 ст. 3 указанного Закона целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

К числу основных принципов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса относится обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 4 Закона).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Статьей 5 указанного закона установлено, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: 1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона, Министерство энергетики РФ приказом от 10.02.2012 г. № 48 утвердило «Методические рекомендации по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию».

Часть 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ предусматривает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу ст. 8 Закона, субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, определен Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 459, пунктами 5-7 которого установлено, что для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в результате проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саратова проверки на исполнение требований законодательства о противодействии терроризму в отношении ООО «ФИО3 С» по адресу: <...>, выявлены следующие нарушения: отсутствует паспорт безопасности объекта ТЭК (не разработан и не согласован в установленном порядке), категорирование объекта не проведено, таким образом, комплекс и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта не разработан.

Приказом № 3 от 14.04.2016 г. директором ООО «ФИО3 Си» назначен ФИО1

Как следует из письма министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 30.01.2017 г. № 0702/497, ООО «ФИО3 Си» не владеет на праве собственности или ином законном основании категорированным объектом, обращения ООО «ФИО3 Си» о включении объекта автозаправочной станции по адресу: <...>, в перечень категорированных объектов в министерство не поступало, и в настоящее время объект ТЭК – АЗС ООО «ФИО3 Си» не входит в перечень объектов ТЭК области, подлежащих категорированию, утвержденный Губернатором области.

Согласно письму министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 01.03.2017 г. № 0702/1003, в министерство не поступала какая-либо информация, подтвержденная необходимыми документами, позволяющая отнести ООО «ФИО3 Си» к объектам топливно-энергетического комплекса в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ, и являющаяся исходными данными для проведения категорирования объекта. При отсутствии установленного обращения хозяйствующего субъекта министерство по своей инициативе не вправе производить обследование объекта. Если ООО «ФИО3 Си» осуществляет деятельность, указанную в п. 9. ст. 2 данного Закона, и имеет характеристики, названные в п. 12 этой статьи, то усматривается необходимость составления им паспорта безопасности объекта. Тем самым, лицо, относящееся к субъектам топливно-энергетического комплекса, обязано обратиться с предложением о включении его в названный перечень.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется I производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Суд, анализируя вышеприведенные нормы законодательства, приходит к выводу о том, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса оформляется в том случае, если объекту присвоена категория опасности, предусмотренная ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ, в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, и данный объект включен в соответствующий реестр.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статей 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях директора ООО «ФИО3 Си» ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, поскольку в материалах дела не содержится сведений о том, что АЗС ООО «ФИО3 Си» входит в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, ему присвоена категория опасности, предусмотренная ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ, и данный объект включен в соответствующий реестр, а соответственно доводы прокурора об обязательной разработке паспорта безопасности ТЭК юридическим лицом ООО «ФИО3 Си», и его согласовании в установленном порядке, суд находит несостоятельными и не основанными на нормах Закона.

Уведомления о включении АЗС в перечень объектов, подлежащих категорированию и необходимости проведения категорирования в определенный срок в ООО «ФИО3 Си» от уполномоченных органов не поступало.

Довод прокурора, что пунктом 2 Методических рекомендаций по включению объектов ТЭК в перечень объектов, подлежащих категорированию утвержденных приказом Минэнерго от 10 февраля 2012 года № 48, рекомендовано формирование Перечня осуществлять на основании предложений субъектов ТЭК суд находит не состоятельным поскольку, данные рекомендации имеют отношения к органам исполнительной власти субъекта РФ, поскольку именно они осуществляют формирование Перечня, и никоим образом не свидетельствует о том, что ООО «ФИО3 СИ» обязан вносить предложения о включении АЗС в указанный перечень и тем более по своей инициативе проходить процедуру категорирования, поскольку иное противоречило бы положениям Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», предусматривающего права и обязанности участников данных отношений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова от 02.03.2017 г. о привлечении директора ООО «ФИО3 Си» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ не является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова от 02 марта 2017 года о привлечении директора ООО «ФИО3 Си» ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: