Мировой судья Абрамова Ю.Г. Дело № 12а-561/2019
64MS0059-01-2019-002534-17
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 июля 2019 года город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Избаш М.В.,
при секретаре Абакарове И.М.,
с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Саратовской области ФИО2 и представителя Управления Рогвардии по Саратовской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Саратовского филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района г. Саратова от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении по ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Саратовского филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО4,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района г. Саратова от 30 мая 2019 года директор Саратовского филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (далее по тексту – Саратовский филиал ООО «Газпром энерго») ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, директор Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 обратился в районный суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях должностного лица состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что в протоколе № от 05.04.2019 указаны следующие нарушения: «В нарушение требований ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2011 №256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", ФИО4 в раздел 10 паспорта безопасности на объект «ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков» не вносились сведения о мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемых субъектом ТЭК, с указанием срока их выполнения». Паспорт безопасности объекта ТЭК «ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков» был подписан межведомственной комиссией и утвержден директором филиала 07 декабря 2012 года. На момент утверждения никаких мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта запланировано не было ввиду отсутствия надобности. ГУ МВД России по Саратовской области в период с 24 августа по 02 сентября 2015 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ПС 110/6 кВ, на промплощадке Елшанское СПХГ Саратовского филиала ООО «Газпром энерго», о чем 02 сентября 2015 года был составлен Акт проверки территориальным органом МВД России субъектов топливно-энергетического комплекса №12/2015. Данной проверкой никаких нарушений по отсутствию в паспорте мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта выявлено не было.Письмом ИП/61/КТ-Б/18 от 31.12.2015 Саратовский филиал ООО «Газпром энерго» извещал ГУ МВД России по Саратовской области о том, что вследствие отсутствия каких- либо изменений, актуализация паспорта безопасности не требуется. На момент проверки срок актуализации паспорта - 2018 год не истек. «В соответствии с требованиями пунктов 2,3 Постановления правительства РФ от 05.05.2012 №460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса", при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта субъекту ТЭК необходимо провести актуализацию паспорта безопасности. Директором СФ ООО «Газпром энерго» ФИО4 не была проведена актуализация паспорта безопасности (с 22 апреля 2016 объект охраняется силами Сторожевского отделения Центрального отдела Саратовского отряда охраны филиала ПАО «Газпром» «Приволжское межрегиональное управление охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре, ранее объект не охранялся подразделением охраны). Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" не установлены сроки актуализации паспорта субъектами топливно- энергетического комплекса. Субъект топливно-энергетического комплекса каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об отсутствии оснований для проведения актуализации депорта. Письмом ИП/61/КТ-Б/18 от 31.12.2015 Саратовский филиал ООО «Газпром энерго» извещал ГУ МВД России по Саратовской области о том, что вследствие отсутствия каких-либо изменений, актуализация паспорта безопасности не требуется. На момент проверки срок актуализации - 2018 год не истек, акт обследования объекта составлен и направлен представителю Управления Росгвардии для подписания исх. №61/кт/126 от 21.11.2018). Акт подписан инспектором ОГК Управления Росгвардии но Саратовской области ФИО5 и утвержден директором Саратовского филиала ЮО «Газпром энерго» 13.12.2018. В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства №993 (ДСП) от 9.09.2015 г. «Требованиями для обеспечения безопасности линейных объектов ТЭК», актуализация паспорта безопасности объекта ТЭК как нарушение требований обеспечения безопасности объектов ТЭК отсутствует. «В нарушение п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 993дсп от 19.09.2015г об утверждении «Требований для обеспечения безопасности линейных объектов ТЭК» не проведено комиссионное обследование объекта с проведением анализа уязвимости, определением потенциально опасных участков и критических элементов с оценкой эффективности существующей системы физической защиты. Отсутствует акт обследования за 2015 год и на момент проверки такое обследование пакже не проводилось». Акт обследования за 2015 год не мог быть составлен, так как Постановление Правительства Российской Федерации № 993дсп утверждено только 19.09.2015г, а так как Постановление имеет гриф «ДСП», то доведение Постановления до сведения должностных лиц субъектов ТЭК имеет длительный характер. В соответствии с п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 993дсп от 19.09.2015г. анализ уязвимости категорированных объектов линейного объекта, выявление на них уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов осуществляется путем обследования комиссией. Узловой элемент линейного объекта низкой категории опасности обследуется не реже 1 раз в 3 года, соответственно провести его возможно с момента вступления Постановления Правительства РФ с 2016г. по 2018г. Учитывая, что срок обследования по п. 20 не истек, а также, что согласно ответу Управления Росгвардии по Саратовского области выделен представитель для участия в составе комиссии и издан Приказ директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» № 116 от 24.09.2018г. «О создании комиссии по обследованию объекта», данный акт составлен и проект акта направлен представителю Управления Росгвардии для подписания исх. №61/кт/126 от 21.11.2018). Таким образом, формирование данной комиссии согласно п. 20 уже является основанием для проведения анализа уязвимости категорированных объектов линейного объекта. Кроме того, 13.12.2018Акт обследования подписан межведомственной комиссией, и направлен в Управление Росгвардии для сведения письмом №61/кт/129 от 13.12.2018.
«В нарушение п.п. «в» пункта 5 раздела IV Приложения к Требованиям на объекте отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны полиции....». Стационарная кнопка предназначена для ручного включениясигнала тревоги нажатием на кнопку и выдаче извещения о тревоге на приемно-контрольный прибор или систему передачи извещений. Учитывая, что на объекте отсутствует постоянный ерсонал, стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге нецелесообразна. В соответствии с п. 28 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 993дсп от 19.09.2015г. выполнение настоящих требований в системе физической защиты линейных объектов, существующих на дату вступления в силу Требований, а также учет выводов и рекомендаций, изложенных в акте обследования злового элемента линейного объекта, осуществляется субъектами топливно- энергетического комплекса с учетом наличия источников финансирования в сроки: для линейных объектов высокой и средней категорий опасности - не позднее 5 лет с даты вступления в силу требований; для линейных объектов низкой категории опасности - не позднее 10 лет с даты вступления в силу настоящих требований, то есть 19 сентября 2025 г. Кроме того, согласно предписанию, выданному Управлением Росгвардии после проведенной проверки, пункт 10. «Установить на объекте стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге с выводом на пункт централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны Росгвардии в срок до 19 октября 2025 года. В качестве субъекта административной ответственности по ст.20.30 КоАП РФ выступают граждане, индивидуальные предприниматели и должностные лица. Ссылка Управления Росгвардии по Саратовской области в Акте проверки и протоколе № от 05.04.2019 на п. 3.54 должностной инструкции директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» как на основание признания его должностным лицом, ответственным за соблюдение требований Федерального закона РФ от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ некорректна, так как: в пункте 3.54. должностной инструкции директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» указано: «Обеспечивает соблюдение требований, установленных в. оответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»: а) по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов филиала…В должностной инструкции речь идет об объектах филиала, принадлежащих на праве собственности; ООО «Газпром энерго» является владельцем ПС 110/6 кВ, на промплощадке Елшанское СПХГ на основании договора аренды имущества от 21.12.2015 №01/1600-Д- 120/16 (далее - Договор аренды), заключенного между ОАО «Газпром» и ООО «Газпром энерго». В соответствии с п. 10.4. Договора аренды «Охрана арендуемого имущества, включенного в перечень утвержденный Арендодателем и согласованный с МВД России и ФСБ России, осуществляется Арендодателем в соответствии с Федеральным законом от т13.12.1994 №60-фз «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и Федеральным законом от 13.12.1996 №150-фз «Об оружии». Таким образом, директор Саратовского филиала ООО «Газпром энерго ФИО4 несет ответственность только за объекты находящиеся на балансе филиала. В связи с тем, что объект «ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков» не относится оптически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно- летического комплекса и отсутствием на объекте опасных производственных объектов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно- ргетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования")было направлено письмо №61-01-07/1360 от21.06.2018 в адрес Управления Росгвардии по Саратовской области для выделения представителя в состав межведомственной комиссии проведения обследования (категорирования) актуализации паспорта безопасности кта. Письмом №536-9-1645 от 27.06.2018 представитель был рекомендован для тючения в комиссию. По результатам обследования был составлен Акт категорирования объекта топливно-энергетического комплекса «ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков», который был направлен для подписания в Управление Росгвардии по Саратовской области письмом №61/кт/126 от 21.11.2018. В ответ письмом 536/9-130 от 29.01.2019 Управление Росгвардии по Саратовской области от согласования Акта категорирования отказалось. Таким образом, присвоение категории «ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков» противоречит основным нормативным документам и является нецелесообразным, однако процесс снятия категории с объекта Управлением Росгвардии по Саратовской юласти необоснованно отклоняется. Представленный как доказательство протокол об административном правонарушении от 05.04.2019 г. составлен с нарушением требований КоАП РФ, так как 05.03.2019г. № 538-/74 поступило письмо из Управления Росгврадии по Саратовской области об извещении о прибытии 5 апреля 2019 г. для участия в производстве по делу об административном правонарушении, в котором не указано по каким обстоятельствам вызывается и по какой статье ведется дело об административном правонарушении. Далее уведомлением сотрудников Управления Росгвардии по Саратовской области от 04.04.2019г.. Y° 538-/122 сообщено, что в виду неустранимых неточностей и противоречий, отраженных в протоколах об административном правонарушении от 22.11.2018г. № и от 24.12.2018г. №, данные протоколы аннулированы.
Директор Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании также поддержала доводы жалобы и письменных объяснений.
Начальник отделения государственного контроля подразделений охраны юридических лиц с особыми условными задачами, подразделений ведомственной охраны и обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Управления Росгвардии по Саратовской области ФИО2 и представитель Управления Рогвардии по Саратовской области ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, полагали постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее Закон).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 7 Закона).
В соответствии со ст. 8 Закона субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 12 Закона соблюдение требований обеспечения опасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований террористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений Закона Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 458, утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее Правила).
Из материалов дела усматривается, что 22 ноября 2018 года в 11 час. 23 мин. по адресу: <адрес> «А» выявлено, что директором Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» - ФИО4, на которого, в соответствие с пунктом 3.54 должностной инструкции, возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ, в части обеспечения антитеррористической защищённости и безопасности категорированных объектов, в период с сентября 2015 года по 22 ноября 2018 года не принимались достаточные меры для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса - «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков», расположенного по адресу: <адрес>.
Так, в нарушение требований ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2011 № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», ФИО4 в раздел 10 паспорта безопасности на объект «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков» не вносились сведения о мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемых субъектом топливно-энергетического комплекса, с указанием срока их выполнения.
С 22 апреля 2016 года объект «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков» охраняется силами Сторожевского отделения Центрального отдела Саратовского отряда охраны филиала ПАО «Газпром» «Приволжское межрегиональное управление охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре», ранее объект не охранялся подразделениями охраны, вместе с тем, ФИО4, в связи с изменениями компонентов организации охраны и защиты объекта топливно-энергетического комплекса, до настоящего времени не была организована и проведена актуализация паспорта безопасности объекта «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков», что является нарушением требований п. 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».
В нарушение п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса» ФИО4 не были организованы и не проводились комиссионные обследования объекта «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков», с целью анализа уязвимости, определения потенциально опасных участков и критических элементов, с оценкой эффективности существующей системы физической защиты, что подтверждается отсутствием актов обследований за 2015, 2018 год.
В нарушение подпункта «в», пункта 5, раздела IV Приложения к «Требованиям обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 993дсп, на объекте «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков» с 01.01.2016 отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пункт централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны полиции. Ранее данная кнопка была установлена на объекте и функционировала с июля по декабрь 2015 г. Однако ФИО4 было принято решение об отсутствии необходимости установки кнопки и договор был расторгнут 01.01.2016.
Факт совершения директором Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 указанного административного правонарушения полностью подтверждается письменными доказательствами, находящимися в материалах дела, а именно: - протоколом об административном правонарушении от 05.04.2019 №№ (л.д.12-15); актом проверки № ТЭК 158/2018 от 22.11.2018 (л.д.16-19); копией свидетельства о государственной регистрации права от 10.10.2008 (л.д.20); уставом ООО «Газпром энерго» (л.д.21-30); положением «О Саратовском филиале ООО «Газпром энерго» (л.д.31-39); приказом о приеме на работу ФИО4 (л.д.40); должностной инструкцией директора ООО «Газпром энерго» (л.д.42-55); приказом «об утверждении уполномоченных представителей субъекта топливно-энергитического комплекса ООО «Газпром энерго» в 2018 г. (л.д.56); договором об экстренном вызове наряда полиции посредством быстрого набора номера ПЦО ОВО с устройства сотовой связи (GSM-охрана) (л.д.57-63); актом ведомственной комиссии по организации охраны объекта, включенного в перечень объектов ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, охраняемых ведомственной охраной ПАО «Газпром» (л.д.65-68); приложением к акту ведомственной комиссии по организации охраны объекта, включенного в перечень объектов ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, охраняемых ведомственной охраной ПАО «Газпром» (л.д.69-72); актом приема-передачи под охрану объекта «производственно-технический комплекс по обеспечению бесперебойной работы и энергообеспечению объектов магистрального транспорта газа» Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» Саратовскому отряду охраны филиала ПАО «Газпром» «Приволжское межрегиональное управлением охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре (л.д.73-74); паспортом безопасности объекта топливно-энергитического комплекса ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков» (л.д.80-93); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 94-111).
Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем данные доказательства законно и обоснованно положены в основу постановления мирового судьи от 30 мая 2019года, как доказательства виновности директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Как указано выше, согласно ч. 3 ст. 12 Закона соблюдение требований обеспечения опасности объектов ТЭК и требований террористической защищенности объектов ТЭК является обязанностью руководителей субъектов ТЭК. Учитывая изложенное, не установлено, что у директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 не имелось возможности для соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства.
Довод представителя должностного лица ФИО1 о том, что акт обследования за 2015 год не мог быть составлен, так как постановление Правительства РФ № 993дсп утверждено только 19.09.2015 суд во внимание не принимает, поскольку требования о проведении обследований для объектов низкой категории опасности не реже одного раза в 3 года закреплены в пункте 23 Правил, действие которых распространялось на все объекты ТЭК, в том числе и на линейные. Паспорт на объект «ПС 110/6 кВ «Водозабор - газовиков» составлен и утвержден 07.12.2012, соответственно с этой даты исчисляются периоды проведения мероприятий по анализу уязвимости и оценки эффективности существующей системы физической защиты линейного объекта.
Ссылка представителя должностного лица ФИО1 на то, установка стационарной кнопки для ручного включения сигнала тревоги, для подачи извещения о тревоге нецелесообразна, на объекте отсутствует постоянный персонал, который мог нажать кнопку, а кроме того, согласно пункту 10 предписания, выданного Управлением Росгвардии после проведенной проверки, «Установить на объекте стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге с выводом на пункт централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны Росгвардии» в срок до 19.10.2025, который еще не наступил, соответственно не наступило событие, не может являться основанием для освобождения должностного лица ФИО6 от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 20.30 КоАП РФ, поскольку в данном случае должностное лицо не привлекается за неисполнение предписания. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которые подлежат применению к спорным правоотношениям (далее - Правила). Согласно подп. «б» и «г» п.7 Правил управление физической защитной объекта включает в себя осуществление таких мер, как анализ и оценка угроз безопасности объекта, состояния его защищенности, результатов деятельности подразделений охраны и контроля выполнения возложенных на них задач, организация комплексных и целевых проверок состояния защиты объекта.
Согласно Приложения к требованиям к обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК установка стационарной кнопки для подачи извещения о тревоге с выводом на пункт централизованной охраны вневедомственной охраны Росгвардии является обязательным требованием (подп. «в» п. 5 раздела IV Требований).
Довод об отсутствии надобности внесения в раздел 10 Паспорта сведений о мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемых субъектом ТЭК, с указанием срока их выполнения, является несостоятельным, поскольку в соответствие с п. 7 ст. 8 Закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.
В силу подп. «е» п. 3 постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 №460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении….в том числе компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Установлено, что такие изменения в системе физической защиты произошли 22.04.2016, а именно объект «ПС 110/6 кВ «Водозабор-газовиков» принят по охрану силами Сторожевого отделения Центрального отдела Саратовского отряда охраны филиала ПАО «Газпром» Приволжское межрегиональное управление охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре, ранее объект не охранялся подразделениями охраны. Однако директор ФИО4 актуализацию паспорта с 2016 года по настоящее время не осуществил, доказательств обратного суду не представлено.
Указание на то, что актуализация Паспорта не была организована и проведена по причине того, что срок 3 года на момент проверки в 2018 году ещё не истек, является ошибочным, т.к. данный срок установлен для уведомления в тех случаях, когда отсутствуют основания для актуализации. При этом как указано выше, имелись основания для актуализации паспорта безопасности.
Довод представителя должностного лица – ФИО1 о том, что директор Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ суд во внимание также не принимает, и расценивает его как избранный им способ защиты с целью избежать административной ответственности, поскольку в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Из приказа от 02.09.2014 о приеме ФИО4 на работу на должность директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» следует, что ФИО4 осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала ООО «Газпром энерго», то есть является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными полномочиями или административно-хозяйственными функциями, в связи с чем, обязан соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение действующего законодательства со стороны подчиненных ему лиц.
Таким образом, ФИО4, будучи директором филиала ООО «Газпром энерго» и являющийся должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является субъектом по административному правонарушению, предусмотренному ст. 20.30. КоАП РФ.
В пункте 3.54 должностной инструкции директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 изложены конкретные действия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК без конкретизации, что эти объекты являются объектами филиала принадлежащих на праве собственности, а также при перечислении работ, которые он организует, не конкретизировано, что он осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, только в отношении объектов филиала.
Таким образом, жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого постановления, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводится к переоценке исследованных мировым судьей доказательств и несогласию с его выводами.
Постановление о привлечении директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в минимально предусмотренном размере 30 000 рублей назначено директору ООО Саратовского филиала «Газпром энерго» ФИО4 как должностному лицу в пределах санкции ст.20.30 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного положения, а также отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи, и, следовательно, для удовлетворения жалобы директора Саратовского филиала ООО «Газпром энерго» ФИО4 имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района городаСаратова от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Саратовского филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО4 оставить без изменения, жалобу директора Саратовского филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО4 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья М.В. Избаш