ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12А-61/18 от 12.01.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

№ 12а-61/2018

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

«12» января 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск – Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, с участием помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Варблане А.С., при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу ФИО1, на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года, которым должностному лицу – директору Управления федеральной почтовой связи Камчатского края – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года, должностное лицо – директор Управления федеральной почтовой связи Камчатского края – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 5000 (пяти тысяч) рублей, за то, что ФИО1, как должностное лицо, 17 сентября 2017 года нарушил установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения запроса заместителя председателя постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края ФИО5 о предоставлении информации, связанной с выполнением ремонтных работ и сроках их окончания в помещении, расположенном по адресу: <...>, которое выделено Почте России в безвозмездное пользование для открытия дополнительного отделения в микрорайоне Северо-Восток.

Не соглашаясь с постановлением мирового судьи № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года, ФИО1 обратился с жалобой в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой просил постановление мирового судьи отменить. В обоснование жалобы, со ссылками на ст.ст. 2.4, 26.1, 26.2, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 4 Федеральный закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 03 ноября 2015 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указал, что обжалуемое постановление не отвечает требованиям законности и обоснованности по следующим основаниям. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении им давались письменные объяснения, согласно которых письменный запрос ФИО5 не отвечает требованиям указанным в ст. 4 Федеральный закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 03 ноября 2015 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обжалуемое постановление не содержит обоснования причин по которым запрос заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Камчатского края о предоставлении информации о ходе выполнения ремонтных работ отвечает требованиям ст. 4 Федеральный закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 03 ноября 2015 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В постановлении указано «Однако после окончания отпуска ФИО1 не осуществил должный контроль за выполнением его подчиненными должностных обязанностей в период его отсутствия». Он был лишен возможности осуществить контроль за своевременным направлением ответа на запрос ФИО5 так не получил информации о наличии данного запроса ни от ФИО6, исполнявшего обязанности директора УФПС Камчатского края-филиала ФГУП «Почта России» в период нахождения в отпуске, ни от руководителя отдела по административным вопросам ФИО7 Считал, что не доказаны обстоятельства на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

ФИО1 извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.

Защитник Вахрушев А.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав заключение помощника прокурора города Варблане А.С., полагавшей признать жалобу необоснованной, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федеральный закон № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст. 10 Федеральный закон № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Как установлено п. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу положений ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского в ходе проверки было установлено, следующее:

17 августа 2017 года в УФПС Камчатского края – филиал ФГУП «Почта России» поступил запрос заместителя председателя постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края ФИО5 о предоставлении информации о ходе ремонтных работ и сроках их окончания в помещении, расположенном по адресу: <...>, выделенном «Почта России» в безвозмездное пользование для открытия дополнительного отделения в микрорайоне Северо-Восток, которое было зарегистрировано в день поступления 17 августа 2017 года за вх.№ 1682.

Письменный ответ на указанный запрос, был направлен в адрес заместителя председателя постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края ФИО5 04 октября 2017 года.

Установив указанные обстоятельства, заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского 05 октября 2017 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Мировой судья на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в постановлении № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначил ФИО1 административное наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

Вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан мировым судьей на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 октября 2017 года; запроса заместителя председателя постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края ФИО5; ответа ФИО1 на запрос ФИО5; письменных объяснений ФИО1 и ФИО6; Устава ФГУП «Почта России»; приказа о назначении ФИО1 на должность.

Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении мирового судьи № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года.

Вместе с тем с данными выводами мирового судьи согласиться нельзя, поскольку при вынесении обжалуемого постановления им не было учтено следующее.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Федеральным законом № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

ФИО9 является депутатом Законодательного Собрания Камчатского края и состоит на должности заместителя председателя постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края.

Ответ на запрос, направленный ФИО5 в адрес ФИО1, необходимо было направить в адрес постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края. Следовательно, указанный запрос является депутатским.

Порядок рассмотрения депутатских запросов регулируется Законом Камчатского края от 26 апреля 2010 года № 416 (ред. от 19 декабря 2011 года) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Камчатском крае» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 20 апреля 2010 года № 765)

Согласно ст. 6 Закона Камчатского края от 26 апреля 2010 года № 416 депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, имеет право вносить: 1) депутатский запрос; 2) депутатское обращение. Реализация права депутата на депутатский запрос и депутатское обращение осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 9 Закона Камчатского края от 26 апреля 2010 года № 416 депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления для осуществления своих полномочий обеспечивается возможность пользования муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования (ч. 1). Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления для осуществления своих полномочий при обращении в органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории соответствующего муниципального образования, должностные лица дают ответ в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи (ч. 2). Обращение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением полномочий (далее - обращение), подлежит обязательной регистрации в течение трех календарных дней со дня его поступления в соответствующий орган, организацию или должностному лицу, указанным в части 2 настоящей статьи Обращение, по которому не требуется проведения дополнительной проверки и изучения каких-либо вопросов, рассматривается в течение десяти календарных дней со дня его регистрации. В случае необходимости проведения дополнительной проверки и изучения документов и материалов должностные лица, указанные в части 2 настоящей статьи, письменно сообщают об этом депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в течение пяти календарных дней со дня регистрации обращения и направляют ответ на это обращение не позднее тридцати календарных дней со дня его регистрации (ч. 3). Информация, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа), запрашиваемая депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом для осуществления своих полномочий, подлежит предоставлению в порядке, установленном федеральными законами (ч. 4).

Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту не предоставления ответа по запросу депутата Законодательного Собрания Камчатского края ФИО5, является незаконным, так как Федеральный закон № 59-ФЗ распространяет свое действие на лиц, указанных в ч. 4 ст. 1 данного Закона, а именно: граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, и не распространяется на порядок рассмотрения депутатских запросов.

Учитывая, что предоставление ответа на запрос депутата Законодательного Собрания Камчатского края ФИО5 не образует диспозицию ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Управления федеральной почтовой связи Камчатского края – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края № 5-6313/2017 от 06 ноября 2017 года, вынесенного по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Управления федеральной почтовой связи Камчатского края – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ФИО1 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.А. Лобановская