Дело № 12а-65/2020
64MS0071-01-2020-000685-94
РЕШЕНИЕ
24 июля 2020 года город Саратов
Судья Ленинского районного суда города Саратова Низов И.В., при секретаре Гумирове А.Р.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Саратова Караваевой А.В.,
защитника председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. – Погореловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района Бондарева ФИО6 на постановление мирового судьи судебного участка № № Ленинского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица председателя ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района Бондарева ФИО7,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № № Ленинского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо председатель АТСЖ Ленинского района Бондарев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, должностным лицом принесена жалоба, в которой он просит указанное постановление отменить и производство по делу прекратить, указывая, что управляющая организация не вправе самостоятельно осуществлять обустройство многоквартирного дома для инвалидов, поскольку это относится к исключительной компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
В судебное заседание должностное лицо председатель АТСЖ Ленинского района Бондарев С.В. не явился, извещался надлежащим образом, заявлений об отложении дня и времени судебного заседания в суд не представил.
Защитник в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Прокурор в судебном заседании просил постановление мирового судьи судебного участка № № Ленинского района города Саратова оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Заслушав явившегося лиц, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Так, статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
По смыслу ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. «в» п. 10).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
В силу п. 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее - федеральная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом.
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом (далее - региональная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 10 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом. К участию в работе комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в котором располагается жилое помещение инвалида, в отношении которого проводится обследование.
Из представленных материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района города Саратова на основании размещенных в средствах массовой информации сведений о нарушении действующего законодательства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности АТСЖ Ленинского района. По результатам проверки установлено, что многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> не оборудован средствами доступа для инвалидов, использующих кресла-коляски, предусмотренные п. 5 Свода правил «СП №».
Управление многоквартирным жилым домом <адрес> по <адрес> осуществляет АТСЖ Ленинского района.
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания членов АТСЖ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на должность председателя назначен Бондарев С.В.
Постановлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки, актом проверки, представленными и содержащимися в материалах дела фотографиями, договором управления многоквартирным домом № А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о назначении Бондарева С.В. на должность председателя, уставом АТСЖ <адрес> и другими материалами дела.
На основании указанных обстоятельств мировой судья пришел к выводу, что председатель АТСЖ Ленинского района Бондарев С.В. не принял мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в многоквартирный <адрес> по <адрес> и тем самым уклонился от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, нарушив требования ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, что послужило основанием для привлечения председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.13 КоАП РФ.
С таким решением мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названного Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 указанной статьи).
Так, согласно договору управления многоквартирного <адрес> А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АТСЖ Ленинского района осуществляет управление.
Согласно п. 1.4 указанного договора управления от ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом в рамках настоящего договора осуществляется в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений дома.
В силу п. 1.5 указанного договора управления от ДД.ММ.ГГГГ перечень работ и услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общею имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющей организацией по настоящему договору равен «Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», установленных Правительством Российской Федерации (на момент заключения настоящего договора, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ).
Управляющая организация («Агент») не обязана выполнять работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, без соразмерной оплаты таких услуг и работ, то есть управляющая организация обеспечивает выполнение услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в пределах денежных средств начисленных собственникам и нанимателям (арендаторам) помещений дома (п.п. 29, 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснения Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-СК/14).
Согласно п. 2.3 настоящего договора управления изменение перечня работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме может быть осуществлён на основании решения общего собрания собственников помещений дома, а также в связи с принятием уполномоченным органом нормативно-правовых актов.
Кроме того, согласно положениям ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу требований п.1.3 ст.161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с п.2.3 ст.161 УК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Данных о том, что со стороны управляющей компании – АТСЖ Ленинского района допущено ненадлежащее содержание многоквартирного жилого <адрес> по <адрес>, материалы дела не содержат, а доводы прокурора о том, что именно на управляющей компании лежит обязанность по оборудованию пандусом второго подъезда указанного дома, являются несостоятельными, поскольку это прямо противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что постановление мирового судьи вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не может быть признано законным и обоснованным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что должностное лицо – председатель АТСЖ Ленинского района Бондарев С.В., не уклонялся от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, поскольку под уклонением от исполнения требований понимается неисполнение требований, предусмотренных к обязательному исполнению нормами права, в связи с чем в действиях председателя АТСЖ Ленинского района Бондарева С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 9.13 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу председателя ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района Бондарева ФИО8 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № № Ленинского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении председателя ассоциации товариществ собственников жилья <адрес> Бондарева ФИО9 отменить.
Производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья