дело N 12а-93/18
РЕШЕНИЕ
17 июля 2018 г. г. Саратов
Судья Ленинского районного суда г. Саратова Корогодин О.А., при секретаре Нуштаевой Н.А. рассмотрев дело по жалобе <данные изъяты> общества с ограниченной ответственностью «Вереск» (далее ООО «Вереск») ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского района г. Саратова от 25 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского района г. Саратова от 25 апреля 2018 года <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи и, в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, изменить административный штраф на предупреждение.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского района г. Саратова от 25 апреля 2018 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к настоящей статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию фармацевтическая деятельность.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Так, в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, лицензиат, осуществляющий фармацевтическую деятельность должен иметь в наличии оборудование, необходимое для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующее установленным требованиям, а в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 названого Положения, лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, должен соблюдать правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, и несоблюдение лицензиатом этих требований, исходя из указанных выше нормативных положений, является грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к фармацевтической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Согласно подпункту "е" пункта 37, пункта 38 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 646н, к оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся, в том числе, термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности.
Оборудование, относящееся к средствам измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежит первичной поверке и (или) калибровке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке и (или) калибровке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются поверка средств измерений и аттестация методик (методов) измерений (статья 11 ФЗ № 102-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государствениого регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 4 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 646н, установлено, что система качества должна гарантировать, что документальное оформление действий, указанных в главе VI настоящих Правил, и достигнутых результатов осуществляется в ходе выполнения или непосредственно после завершения соответствующих действий (пп. «г»).
Согласно пункту 46 главы VI настоящих Правил в процессе приемки лекарственных препаратов работниками субъекта обращения лекарственных препаратов осуществляется проверка соответствия принимаемых лекарственных препаратов товаросопроводительной документации по ассортименту, количеству и качеству, соблюдению специальных условий хранения (при наличии такого требования в нормативной документации на лекарственный препарат), а также наличию повреждений транспортной тары.
Как следует из материалов дела, ООО «Вереск» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № от 11.10.2016 года, выданной управлением здравоохранения Тамбовской области, в аптеке готовых лекарственных форм по адресу:, <адрес>, выполняемые работы, оказываемые услуги, составляющие фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В период с 01.02.2018 года по 09.02.2018 года, на основании приказа руководителя территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области 10.01.2018 г. была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Вереск» на предмет соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081.
В ходе проверки было установлено, что в аптеке ООО «Вереск» для контроля температуры и влажности воздуха в помещениях хранения лекарственных средств используются гигрометры типов ВИТ-1 и ВИТ-2 (заводские номера д292, Т878, у 139, Н908) производства ПАО «Стеклоприбор», Украина, поверенные ГП «Полтавастандартметрология», 28.02.2017 г., 01.07.2016 г., 01.08.2016 г., согласно сведениям в паспортах завода-изготовителя. Указанное предприятие отсутствует в перечне лиц, аккредитованных в области единства измерений, внесенных в федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. «Об обеспечении единства средств измерений». Таким образом, в нарушение п. 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 г. № 706н, п. 38 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 г. № 646н., контролирующие приборы для регистрации параметров воздуха, используемые в аптеке ООО «Вереск» не поверены в установленном законодательством порядке.
Кроме того, в нарушение подпункта «г» пункта 4, 46 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 г. № 646н, в аптеке ООО «Вереск» в процессе приемки лекарственных препаратов не фиксируется документально проверка соблюдения условий хранения (температура хранения при перевозке) принимаемых лекарственных препаратов, что является нарушением подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании № 1081, то есть, не обеспечено документальное оформление действий в ходе выполнения или непосредственно после завершения действий по хранению и перевозке.
Фактические обстоятельства совершенного <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09 февраля 2018 года (л.д. 8); актом плановой выездной проверки государственного органа по лицензионному контролю фармацевтической деятельности (л.д.13); приказом территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области о проведении плановой выездной проверки от 10.01.2018 г. (л.д.19); выпиской о конкретном лицензиате из Единого реестра лицензий (л.д.31); приказом о приеме ФИО1 на работу <данные изъяты> ООО «Вереск» от ДД.ММ.ГГГГ (л,<адрес>); должностной инструкцией <данные изъяты> ООО «Вереск» (л.д.37); товарными накладными от 09.11.2018 г. (л.д.45), 21.12.2017 г. (л.д.61); паспортами гигрометров психометрических ВИТ производства ПАО «Стеклоприбор» (л.д.69); и иными материалами дела, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Обвинительные доказательства получены с соблюдением закона и сомнения в достоверности не вызывают.
Не соблюдая правил хранения лекарственных средств, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, ООО "Вереск" осуществляло тем самым предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к фармацевтической деятельности. В действиях <данные изъяты>ФИО1, которая согласно своей должностной инструкции является ответственным должностным лицом за соблюдение правил названных выше правил, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 09 февраля 2018 года должностным лицом начальником отдела мониторинга и контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области ФИО2 в отношении <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка законности и обоснованности решения суда показала, что выводы судьи о доказанности совершения <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, мировым судьей правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и, на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы не содержат оснований для отмены постановления мирового судьи, указанные в жалобе доводы относительно правомерности использования гигрометров ВИТ и документального оформления действий, предусмотренных пунктом 46 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 г. № 646н, были проверены мировым судьей, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки установленных мировым судьей обстоятельств не имеется. Представленные ФИО1 на стадии рассмотрение дела в суде первой инстанции бланки контроля температурного режима при автотранспортировке лекарственных средств не могут служить доказательством выполнения требований о документальном оформлении проверки температурного режима при автотранспортировке лекарственных средств, поскольку данные документы отсутствовали на момент проведения проверки, а также данные бланки не являются документами ООО «Вереск».
Вместе с тем имеются основания для изменения наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 указанного Кодекса).
Согласно со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность юридическим лицам, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вереск» включено в указанный реестр, о чем имеется запись N ЮЭ№.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Считаю, что вывод мирового судьи об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.
Как следует из материалов дела, общество к административной ответственности ранее не привлекалось, правонарушение выявлено в ходе государственного контроля.
Административным органом не доказано, что допущенное ООО «Вереск» нарушение причинило какой либо вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинило имущественный ущерб.
С учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, отсутствие последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, считаю, что положения части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ подлежат применению, и прихожу к выводу о возможности изменения наказания в виде штрафа на предупреждение.
В остальной части постановление мирового судьи является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену постановления не имеется.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении заведующей аптеки ООО «Вереск» ФИО1, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не усматривается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №11 Ленинского района г. Саратова от 25 апреля 2018 г. принятое в отношении <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части вида административного наказания.
Назначить должностному лицу <данные изъяты> ООО «Вереск» ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Судья О.А. Корогодин