ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12АП-1336/18 от 30.07.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12ап-1336/2018

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 30 июля 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Кудрявцева А.Г., рассмотрев жалобу Клочко Е. А. на постановление мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 21 февраля 2018 года №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е. А.,

с участием заявителя Клочко Е.А., защитника Клочко Е.А. – адвоката Сидоренко С.Г., представителей Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Новикова Е.В., Назарова П.С.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 21 февраля 2018 года №5-122-121/2018 главный бухгалтер ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Клочко Е.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала, что не принятие к исполнению дополнительного соглашения №6 от 30.04.2013 к договору 048/69/11 вызвано тем, что в соглашении отсутствует подпись арендатора – директора ООО «фирма «Оидия», в то время как его подпись является обязательным реквизитом данного первичного учетного документа. Кроме того, отчет об определении рыночно - обоснованной величины (стоимости) арендной платы к неподписанному соглашению составлен 11.04.2013. Таким образом, не подписанное дополнительное соглашение №6 от 30.04.2013 и указанный Отчет срок действия которого истёк на момент назначения на должность Клочко Е.А. 01.08.2016 являлись документами не обладающими юридической силой и на основании ст.9 Закона «О бухгалтерском учёте» не могли быть приняты к учёту бухгалтерией предприятия. В связи с чем, показатели кредиторской и дебиторской задолженности не были искажены, так как отсутствовали легитимные документы, подтверждающие данные показатели в бухгалтерии предприятия, что указывает на отсутствие события административного правонарушения. Клочко Е.А. не знала и не могла знать о существовании документов, изготовленных в 2013 году, которые по мнению суда Клочко Е.А. должна была принять к исполнению.

Заявитель Клочко Е.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснив, что об уведомлении об изменении арендной платы ей ничего не известно, при этом за период с 2013 по 2016 год какие-либо изменения относительно размера платы внесены не были.

Защитник Клочко Е.А. – адвокат Сидоренко С.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что Клочко Е.А. не могла знать о приятных в 2013 году документах, поскольку в Филармонии на тот момент не работала. Кроме того, данные документы с 2013 года в бухгалтерию Филармонии не поступали. Таким образом, отсутствует какая-либо форма вины Клочко Е.А. в совершении административного правонарушения, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения.

Представитель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Новиков Е.В. в судебном заседании по доводам жалобы возражал, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, дополнительно пояснил, что размер арендной платы при подписании договора определен п. 4.1 Договора аренды, согласно которому величина арендной платы определяется в соответствии с «Методикой по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области». Филармония уведомило ООО «фирма «Оидия» об изменении стоимости арендной платы с 01.05.2013 посредством направления в адрес арендатора уведомления об изменении арендной платы. Поскольку порядок одностороннего изменения арендной платы в договоре предусмотрен, бездействие главного бухгалтера в части неначисления арендной платы исходя из перерасчета размере - 83,4 тыс. руб. в месяц привело к искажению показателя бухгалтерской отчетности (суммы дебиторской задолженности) и образует состав административного правонарушения. Документы, подтверждающие возникновение разногласий в отношении невозможности принятия к учету уведомления ООО «фирма «Оидия» об изменении арендной платы, в Филармонии отсутствовали, что подтверждает необходимость его принятия к учету главным бухгалтером.

Представитель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Назаров П.С. возражал против отмены постановления мирового судьи.

Выслушав явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Согласно материалам дела, копия постановления от 21.02.2018 получена Клочко Е.А. 25.05.2018. Сведения о более раннем получении копии постановления материалы дела не содержат. Жалоба на постановление подана 06.06.2018. Следовательно, срок на обжалование постановления не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, - грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях: представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации; исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из материалов дела следует, что в период с 24.01.2017 по 22.02.2017 контрольно-счетной палатой Волгоградской области проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБУК «Волгоградская областная филармония», подведомственного комитету культуры Волгоградской области за 2016, находящегося по адресу: Волгоград, ул.Набарежная 62й Армии, 4.

По результатам проверки составлен акт №7 от 27.02.2017, протокол об административном правонарушении №2 от 15.03.2017 в отношении главного бухгалтера ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.А. по ч. 1 ст. 15.11КоАП РФ.

21.02.2018 мировым судьей вынесено постановлением, которым главный бухгалтер ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Проведенной проверкой установлено, что главным бухгалтером ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.А. представлена в комитет культуры в составе годовой отчетности искаженная форма отчетности – «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503769) на 01.01.2017», а именно:

по данным формы 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2017» в составе годовой бухгалтерской отчетности, составленной 31.01.2017, дебиторская задолженность по счету 0 205 20 на 01.01.2016 составила 1064,7 тыс. рублей, на 01.01.2017 – 751,5 тыс.рублей;

по данным справки о начисленной и оплаченной аренде, представленной главным бухгалтером ГБУК «Волгоградская областная филармония», за период с 13.05.2013 по 31.12.2016, начисление арендной платы за пользование помещениями ООО «Фирма Оидия» осуществлялось в период с 01 января по 31 мая и с 01 сентября по 31 декабря в размере 11,9 тыс. рублей в месяц; с 01 июня по 31 августа – 21,7 тыс.рублей в месяц, что привело к занижению суммы дебиторской задолженности на 01.01.2017, отраженной на счете 0 205 20 «Расчеты по доходам от собственности» в размере 2995,4 тыс.рублей.

Вместе с тем, на основании договора о передачи в аренду недвижимого имущества №048/69/11 от 01.01.2008 ГБУК «Волгоградская областная филармония» передало в аренду ООО «Фирма Оидия» нежилые помещения, расположенные по адресу: Волгоград, нижняя терраса набережной им.62й Армии, общей площадью 192,2 кв.м.

В 2016 сумма начисленной и полученной арендной платы составила 172 000 рублей, начисление которой осуществлялось:

- с 01.01.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 31.12.2016 в размере 11,9 тыс.рублей в месяц;

- с 01.06.2016 по 31.08.2016 – 21.7 тыс.рублей в месяц. Данный размер арендной платы был установлен дополнительным соглашением №5 от 10.01.2012 к Договору №048/69/11, которое было согласовано Комитетом культуры и комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

В соответствии с п.4.1 Договора с учетом дополнительного соглашения от 10.01.2012, величина арендной платы определяется в соответствии с «Методикой по определению доходной части бюджета в составе арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области», утвержденной распоряжением КУГИ от 19.05.2011 №865-р.

Согласно п.4.4 Договора, размер годовой арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в случае централизованного изменения цен и тарифов, вида деятельности арендатора и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Уведомление (дополнительное соглашение) о перерасчете арендной платы вместе с расчетом направляется Арендатору Арендодателем, является обязательным для Арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего Договора. Момент получения Арендатором уведомления (дополнительного соглашения) определяется в любом случае не позднее 10 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в Договоре.Пунктом 6.1 Договора определено, что все вносимые какой-либо из Сторон предложения о внесении дополнений или изменений в условия настоящего Договора, в том числе о его расторжении, рассматриваются Сторонами в месячный срок и оформляются дополнительными соглашениями (кроме условий по п.4.4).

В соответствии с п.2 Методики по определению арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области, утвержденной распоряжением КУГИ от 19.05.2011 №865-р, величина арендной платы за пользование объектами государственной собственности определяется в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. При изменении арендной платы в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в действующих договорах аренды арендная плата определяется путем сравнения рыночной стоимости арендной платы, принимаемой в соответствии с отчетом об оценке, с арендной платой по действующему договору аренды и устанавливается в размере, соответствующем наибольшему значению.

Письмами Комитета культуры от 05.06.2013 №01-15/384 и комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28.06.2013 №21-05/18590 был согласован проект дополнительного соглашения от 30.04.2013 №6 к Договору №048/69/11 и размер арендной платы, который составил 83,4 тыс.рублей.

По данным письма комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28.06.2013 №21-05/18590 оценка величины арендной платы проведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Уведомление об изменении стоимости аренды с 01.05.2013 ООО «Фирма Оидия» было направлено 30.04.2013 за №008/315/1 и получено им 13.05.2013, что подтверждается подписью директора Сазонова Ю.В..

Таким образом, с 13.05.2013 арендная плата должна была начисляться исходя из размера 83,4 тыс.рублей в месяц.

Согласно п.8 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

В соответствии с п.1 ст.13 Закона, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Порядок ведения бюджетного учета и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности учреждениями регулируется Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 №174н, Инструкцией о прядке составления (муниципальный) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 №33.

В соответствии с п.69 Инструкции №33н, данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разделе видом расчетов отражаются в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения». В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, отражающих показатели расчетов (задолженности дебиторская или кредиторская) в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) на конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированных в отчетном периоде по дебиторской задолженности, в том числе по счету 020500000 "Расчеты по доходам". В графах 2, 9 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бухгалтерского учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно.

Согласно п.92 Инструкции №174н, для формирования информации в денежном выражении о наличии расчетов по доходам бюджетного учреждения и операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов: 020520000 "Расчеты по доходам от собственности".

В нарушение вышеприведенных требований, бухгалтерская отчетность ГБУК «Волгоградская областная филармония» в 2016 не содержит сведений о корректировке начисленной суммы арендной платы, что привело к искажению показателя дебиторской задолженности на 80 процентов, отраженного в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2017».

Из материалов дела следует, что Клочко Е.А, замещала должность главного бухгалтера ГБУК «Волгоградская областная филармония» с 01.08.2016.

Свидетель Кияшко В.Н.в судебном заседании пояснил, что с 01.10.2008 по 23.10.2016 он состоял в должности директора ГБУК «Волгоградская областная филармония». Главный бухгалтер ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.А. не была ознакомлена с дополнительным соглашением об изменении размера арендной платы, поскольку данное соглашение не было подписано арендатором.

Однако, согласно п.1.3. Должностной инструкции главного бухгалтера ГБУК «Волгоградская областная филармония», утвержденной 26.05.2015, главный бухгалтер должен знать законодательство о бухгалтерском учете, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство. Согласно п.3. должностной инструкции главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета учреждения в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении; обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнение обязательств; обеспечивает составление отчета об использовании бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Таким образом, в силу своих должностных обязанностей Клочко Е.М. как главный бухгалтер является лицом ответственным за ведение бухгалтерского учета в ГБУК «Волгоградская областная филармония», в связи с чем, довод жалобы о том, что Клочко Е.М. не могла знать о приятных в 2013 году документах, что исключает вину в совершенном правонарушении, суд признает несостоятельным.

Кроме того, отсутствие подписи со стороны арендатора в дополнительном соглашении № 6 от 30.04.2017, не является основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку условиям Договора №048/69/11 прямо предусмотрено уведомление об изменении арендной платы, которое является обязательным для арендатора и дополнительного согласования не требует.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем, материалы дела не содержат, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности главным бухгалтером ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.М. инвентаризация не была проведена.

Искаженная бухгалтерская отчетность была подписана главным бухгалтером Филармонии Клочко Е.А. 31.01.2017 и предоставлена в комитет культуры Волгоградской области, при этом в установленном порядке исправления не были внесены.

Согласно положению ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Оценив представленные в деле доказательства, судья находит, что мировым судьей правильно установлены фактические обстоятельства по делу и обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Клочко Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Клочко Е.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по делу не установлено, в связи, с чем жалоба Клочко Е.А. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 21 февраля 2018 года №5-122-121/2018, которым главный бухгалтер ГБУК «Волгоградская областная филармония» Клочко Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. – оставить без изменения, жалобу Клочко Е. А. – без удовлетворения.

Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке надзора в Волгоградский областной суд.

Судья А.Г.Кудрявцева