ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12АП-2378/18 от 14.11.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12ап-2378/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград 14 ноября 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Лемякина В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Удаловой С. С. на постановление мирового судьи судебного участка №120 Волгоградской области №... от 29.08.2018 в отношении заместителя председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Удаловой С. С., привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях

с участием заявителя Удаловой С.С.,

защитника Удаловой С.С.Козюк С.М.,

представителей контрольно-счетной палаты Волгоградской области Беликовой Е.В., Миргородова В.А., действующих на основании доверенностей,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №120 Волгоградской области №... от 29.08.2018 заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Удалова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением Удалова С.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить ввиду малозначительности правонарушения, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием. В обоснование жалобы указано, что Комитет выступает учредителем государственного казенного учреждения Волгоградской области "Дирекция автомобильных дорог" (далее - ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог"). В соответствии с уставом ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог", утвержденным распоряжением Комитета от 16.05.2016 №...-р, предметом его деятельности является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Волгоградской области в сфере дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог.

В соответствии с соглашением №... от 28.04.2012 ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог" переданы функции Заказчика- застройщика при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в части ведения строительного контроля и (или) технического надзора за производимыми работами, соответствия объемов, стоимости, качества работ, соответствия выполненных работ требованиям проектной документации, сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам производства и приемки работ, подготовки к сдаче в эксплуатацию объектов в согласованные сторонами сроки.

Комитет является государственным заказчиком по государственному контракту №... от 11 мая 2017 года на выполнение работ на объекте: ремонт автомобильной дороги "... по государственному контракту.

Пунктом 2.2 вышеуказанного государственного контракта установлено, что строительный контроль за производством работ на объекте осуществляет ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог".

Подпунктом 3 пункта 2.3 Устава ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог" определено, что ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог" осуществляет приемку выполненных работ с подписанием актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ (КС-3) по соответствующей доверенности.

Согласно актам приёмки выполненных работ (формы КС-2), подписанным работником ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог", в результате исполнения государственного контракта №... от 11 мая 2017 года образовалось 956 т лома асфальтобетона по цене ... руб. общей стоимостью ... тыс. рублей. Затраты на перевозку лома асфальтобетона составили ... тыс. рублей.

В соответствии с должностным регламентом в должностные обязанности Удаловой С.С. входит организация ведения бухгалтерского учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов, отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, организация составления и представления бюджетной отчетности. Данные обязанности выполняются мной посредством организации деятельности отдела бухгалтерского учета и отчетности.

У Комитета как органа исполнительной власти Волгоградской области - публичного образования отсутствуют функции по перевозке, складированию, хранению и использованию возвратных материалов. Соответственно, нет и возможности их осуществлять. По этой причине возвратные материалы всегда оставались у подрядной организации и вычитались из оплаты за выполненные работы, что находило отражение в справке о стоимости выполненных работ КС-3.

Ни первичные учетные документы, ни иная информация (письма, обращения) свидетельствующие о возникновении возвратных материалов при выполнении работ по вышеуказанному объекту, в Комитет не поступали.

Как указано в акте КСП, образование возвратного материала - лома асфальтобетона было предусмотрено проектно-сметной документацией по ремонту объекта. Однако поверку и анализ проектно-сметной документации осуществляет отдел проектирования Комитета, деятельность которого курирует другой заместитель председателя Комитета.

Удаловой С.С. не было известно ни о вероятности возникновения возвратных материалов, ни о фактах возникновения возвратных материалов для принятия мер по организации бухгалтерского учета данных фактов хозяйственной жизни, более того государственным контрактом не предусмотрены вопросы движение образовавшегося в ходе производства работ лома асфальтобетона.

В судебном заседании заявитель Удалова С.С. и ее защитник Козюк С.М. настаивали на доводах жалобы.

Представители контрольно-счетной палаты Волгоградской области Беликова Е.В., Миргородов В.А. возражали против отмены постановления мирового судьи, считали его законным и обоснованным, суду пояснили, что формы отчетности «Отчет о финансовых результатах деятельности» (ф.0503121) и «Сведения о движении нефинансовых активов» (ф.0503168) с искаженными показателями подписаны заместителем председателя Облкомдортранса Удаловой С.С., являвшейся на момент подписания бюджетной отчетности за 2017 год (09.02.2017) временно осуществляющей полномочия председателя Облкомдортранса на основании приказа №...-пк от 07.02.2018. Кроме того, как заместитель председателя комитета курирует вопросы финансовой, бухгалтерской деятельности комитета. В связи с этим обязана знать и контролировать правильной ведения отчетности.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Из материалов дела следует, что 20 июля 2018 года старшим инспектором по контролю расходов на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, транспорт и дорожное хозяйство контрольно-счетной палаты Волгоградской области Черниченко В.В. составлен протокол №... об административном правонарушении в отношении заместителя председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, расположенного на дату совершения по адресу: ..., (далее Облкомдортранс) Удаловой С. С. по ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании ч.1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

По смыслу примечания к названной норме, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в числе прочего, искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Как установлено п. 1 ст.3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 13 названного Федерального закона предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно определению, закреплённому в ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) возврат асфальтобетонного лома является фактом хозяйственной жизни - сделкой, событием, операцией, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Положениями ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1) и первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (п.3).

Согласно положениям п.1, 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 106 Инструкции по применению плана бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Согласно п. 98 Инструкции № 157н учет материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров, осуществляется по счёту 10500 «Материальные запасы».

В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее - Инструкция № 191н).

Инструкцией № 191н предусмотрено отражение сведений о наличии и движении материальных запасов в следующих формах бюджетной отчётности:

-в форме 0503121 Отчёт о финансовых результатах деятельности по строке 361 отражается увеличение стоимости материальных запасов, по строке 362 уменьшение стоимости материальных запасов по данным счёта аналитического учёта 10500 «Материальные запасы» (п. 95 Инструкции № 191н);

-в форме 0503168 Сведения о движении нефинансовых активов по строке 190 и Расшифровке к форме по строке 190 отражается наличие материальных запасов на начало и конец года, их поступление и выбытие (п. 166 Инструкции № 191н).

Как следует из материалов дела, протокол №... от 20.07.2018 составлен по результатам проверки, проведенной на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на 2018 год, утвержденного постановлением коллегии контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 19.12.2017 №..., в рамках проверки законности, эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств, направленных на реализацию программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Волгоградской городской агломерации в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году.

Проверкой установлено, что Облкомдортранс (Заказчик) заключил с обществом с ограниченной ответственностью «Стройгарант» (далее - ООО «Стройгарант», Подрядчик) государственный контракт от 11.05.2017 №... (далее - ЕК №...) на ремонт автомобильной дороги «....

Согласно актам приёмки выполненных работ (формы КС-2) от 31.07.2017 №... и от 23.08.2017 года №... в ходе исполнения ЕК №... в результате фрезерования (срезки) верхнего слоя дорожного покрытия образовался возвратный материал - 956 т лома асфальтобетона по цене ... руб. общей стоимостью ... тыс. рублей.

В соответствии с п. 4.100.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№... (далее - МДС 81-35.2004), возвратные материалы находятся в распоряжении Заказчика.

Согласно п. 1.27.26 ГЭСН 81-02-27-2001, утвержденных приказом Минстроя России от30.12.2016 № 1038/пр (далее - ГЭСН 81-02-27-2001), возврат асфальтобетонного лома должен определятся на месте и оформляться соответствующим актом.

В нарушение п. 1, 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п. 1.27.26ГЭСН 81-02-27-2001 факт хозяйственной жизни по возврату асфальтобетонного лома, образовавшегося в ходе исполнения ГК № 663965, не оформлен первичным учётным документом.

В результате возвратные материалы в виде лома асфальтобетона, полученные в ходе исполнения ГК № №..., не были учтены в бюджетном учёте и бюджетной отчётности Облкомдортранса за 2017 год.

Из содержания актов №... от 04.07.2017 и №... от 25.08.2017, представленных Подрядчиком следует, что лом асфальтобетона в количестве 956 тонн хранится на производственной базе ООО «Стройгарант». Из содержания актов не следует, что лом асфальтобетона передан Облкомдортрансом на ответственное хранение ООО «Стройгарант».

Документов, подтверждающих какое - либо иное движение лома асфальтобетона в количестве 956 тонн к проверке не представлено.

Согласно актам приёмки выполненных работ (формы КС-2) от 31.07.2017 №... и от 23.08.2017 №... в ходе исполнения ГК №...в результате фрезерования (срезки) верхнего слоя дорожного покрытия образовался возвратный материал - 956 т лома асфальтобетона по цене ... руб. общей стоимостью ... тыс. рублей. Затраты на перевозку лома асфальтобетона согласно этим же актам приёмки выполненных работ составили ... тыс. рублей. Таким образом, стоимость материального запаса - лома асфальтобетона объёмом 956 т сложилась в размере ... тыс. рублей.

В результате не оформления первичными учётными документами фактов хозяйственной жизни по возврату асфальтобетонного лома, отсутствия регистрации и накопления информации об этих фактах в регистрах бухгалтерского учета искажены показатели, выраженные в денежном измерении, в двух формах бюджетной отчётности Облкомдортранса за 2017 год:

-показатель формы 0503121 Отчёта о финансовых результатах деятельности строки 361 «Увеличение стоимости материальных запасов» по графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» в сумме ... руб. искажён на ... руб., или на 24,8% (100% - (...* 100%/(...+...));

-показатели формы 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» строки 190 по графам 5 «Поступление, всего» в сумме ... руб., 6 «Получено безвозмездно» в сумме ... «Наличие на конец года» в сумме ... руб. искажены на ... руб., или, соответственно, на 24,8%, на 51,6% и 20 процентов.

Вышеуказанное искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности превышает 10%, что согласно п. 1 примечаний к ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Ко АП РФ) является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На основании предоставленных доказательств мировым судьей 29.08.2018 принято оспариваемое постановление №....

Приведенные выше обстоятельства Удаловой С.С. в ходе судебного разбирательства не оспаривались. Вместе с тем она ссылается на отсутствие у нее сведений о наличии возвратных материалов образованных в процессе исполнения работ по ремонту автомобильных дорог, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях как события так и состава правонарушения.

Судья полагает, что данные доводы Удаловой С.С. надуманны и не являются состоятельными к отмене постановления, поскольку событие правонарушения доказано административным органом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно бухгалтерской (финансовой) документацией.

Довод о том, что Удалова С.С. не имела сведений о наличии возвратных материалов образованных в процессе исполнения работ по ремонту автомобильных дорог опровергается фактическими обстоятельствами, а именно: проверка административным органом проводилась непосредственно в Облкомдортранс на основании бухгалтерских (финансовых) документов, предоставленных данной организацией.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта.

В соответствии с п. 3.1 должностной инструкции председателя Облкомдортранса, утвержденной 12.02.2015, к его должностным обязанностям, в числе прочего относится:

-осуществление полномочий главного распорядителя и получателя средств областного бюджета;

-организация своевременного и полного представления государственной статистической и иной установленной правомочными органами отчетности по направлениям деятельности Облкомдортранса;

-осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством РФ и нормативными правовыми актами Волгоградской области.

Заместитель председателя Облкомдортранса Удалова С.С. назначена на должность приказом Облкомдортранса от 28.05.2014 №...-к «О приеме Удаловой С.С.».

Согласно п. 3.3 должностного регламента заместителя председателя Облкомдортранса за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Кроме того, согласно разделу 3 должностного регламента заместителя председателя Облкомдортранса, утвержденного 25.02.2017, на Удалову С.С., как на заместителя председателя Облкомдортранса, в числе прочего возложены обязанности по организации ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризации.

Формы отчётности «Отчет о финансовых результатах деятельности» (ф.0503121) и «Сведения о движении нефинансовых активов» (ф. 0503168) с искажёнными показателями подписаны заместителем председателя Облкомдортранса Удаловой С.С. являвшейся на момент подписания бюджетной отчетности Облкомдортранса за 2017 год (09.02.2017) временно осуществлявшей полномочия председателя Облкомдортранса (приказ Облкомдортранса от 07.02.2018 №...-пк).

При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что отсутствие в бюджетном учете Облкомдортранса учёта возвратных материалов в виде лома асфальтобетона по причине отсутствия первичных документов свидетельствует о не исполнении заместителем председателя Облкомдортранса Удалова С.С. надлежащим образом возложенные на нее обязанности по организации ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета.

Данных о том, что Удаловой С.С., как заместителем председателя Облкомдортранса приняты все зависящие от нее меры для предоставления достоверной финансовой отчетности, материалы дела не содержат.

На основании совокупности исследованных доказательств судья находит правильными выводы мирового судьи о том, что действия заместителя председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Удаловой С.С. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Состав правонарушения является формальным. Правонарушение посягает на общественные отношения в сфере бухгалтерского (финансового) учета и отчетности. Каких-либо исключительных обстоятельств по делу не имеется, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу отсутствуют.

Никаких существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, мировым судьей при рассмотрение дела допущено не было.

Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку вынесено уполномоченным на то лицом, в предусмотренные законом сроки, является мотивированным и обоснованным, квалификация содеянному дана верная, наказание назначено в рамках санкции применяемой статьи. В этой связи жалоба Удаловой С.С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №120 Волгоградской области №... от 29.08.2018, в соответствии с которым заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Удалова С. С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей – оставить без изменения, жалобу Удаловой С. С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Лемякина В.М.