ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12АП-2406/19 от 02.10.2019 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12ап-2406/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 02 октября 2019 года

Судья Центрального районного суда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Конотопова Виктора Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 120 Волгоградской области от 04.07.2019 № 5-120-613/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1,

с участием защитника ФИО1 – Конотопова В.А., представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2, ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 120 Волгоградской области от 04.07.2019 № 5-120-613/2019 директор ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 – Конотопов В.А. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что при рассмотрении дела мировому судье представлен агентский договор № 2/2-15 от 30.06.2015, заключенный между ООО «Концессии водоснабжения» (Принципал) и АО ИВЦ ЖКХ и ТЭК (Агент), по условиям которого Агент принял на себя обязательства производить информационно-вычислительные работы по расчетам за водоснабжение и водоотведение с населением, проживающим в многоквартирных домах. Согласно п.п. 2 и 3 дополнительного соглашения к агентскому договору от 20.э07.2017, Агент (АО ИВЦ ЖКХ и ТЭК) обязан размещать информацию в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, начисления по которым производятся Агентом. Оценка данным доказательствам мировым судьей не дана. Полагает, что при изложенных обстоятельствах подлежит применению примечание к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, директор ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1, передавший полномочия по размещению информации в ГИС ЖКХ, не является субъектом вменяемого административного правонарушения. У ФИО1 отсутствовала обязанность по размещению данной информации, и в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник ФИО1 – Конотопов В.А. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, просил об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу.

Представители инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании полагали, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, просили в удовлетворении жалобы отказать. Обратили внимание суда, что обязанность по размещению сведений в ГИС ЖКХ не может быть передана на основании гражданского договора, вследствие чего ответственность за нарушение сроков размещения информации несет руководитель ресурсоснабжающей организации ООО «Концессии водоснабжения».

Судья, выслушав участвующих лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление от 04.07.2019 поступило в ООО «Концессии водоснабжения» 29.07.2019, после чего, 08.08.2019 на данное постановление была подана жалоба. Письмом от 08.08.2019 жалоба ООО «Концессии водоснабжения» была возвращена в связи с отсутствием заверенной копии доверенности защитника. После возвращения жалобы, которая была получена 28.08.2019, вновь 29.08.2019 защитник обратился с жалобой. В связи с установленными обстоятельствами, суд считает, что срок на обжалование постановления от 04.07.2019 не пропущен.

Как установлено ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п. 19 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Исходя из п. 22 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона в системе должна размещаться информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг.

В силу ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с п. 126 Приказа Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015 «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, исполнитель размещает в системе информацию о размере платы, в том числе о задолженности по оплате, платежные документы, размещаемые в системе исполнителем (далее - информацию о начислениях), в структурированном виде в форматах, определенных в системе.

Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, предусмотрена разделом 8 Приказа Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно п.п. 2.1.13 раздела 8 данного Приказа размер срок представления (выставления) платежных документов для внесения платы за коммунальные услуги размещается ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг.

Из фактических обстоятельств дела следует, что инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства при размещении информации на сайте dom.gosuslugi.ru.

Согласно акту мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 16.05.2019 № К-5-013, информация о платежных документах за апрель 2019 года размещена в нарушение срока размещения информации. В соответствии с ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ платежные документы должны быть размещены не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, то есть за апрель 2019 года платежные документы должны быть размещены не позднее 01.05.2019. Платежный документ по лицевому счету №... по адресу: ... за апрель 2019 года не размещен в установленный законом сроки (размещен только 06.05.2019).

В этой связи органом государственного жилищного надзора сделан вывод о нарушении ООО «Концессии водоснабжения» требований раздела 8 Приказа 74/114/пр, п. 126 Приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 28.12.2015 №589/944/пр, ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ.

27.05.2019 заведующим сектором информационного надзора контрольного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО3 в отношении директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 составлен протокол № К-5-013 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Оценив представленные в деле доказательства и признавая должностное лицо виновным в совершении административного правонарушения мировым судьей в оспариваемом постановлении указано, что директор ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 является субъектом административного правонарушения, допущенные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего руководства текущей деятельностью юридического лица.

Между тем, не лишены оснований доводы стороны защиты о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении должностными лицами инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области и мировым судьей не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности для вывода о неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей директором ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1

Так, в силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Как следует из примечания 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, не применяется к должностным лицам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, организациям, передавшим полномочия по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации другим лицам.

Согласно агентскому договору от 18.10.2018 № 297/2018/1284-16, заключенному между ООО «Концессии водоснабжение» (Принципал) и АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» (Агент), Агент по поручению и за вознаграждение Принципала принял на себя обязательства, среди которых: производить информационно-вычислительные работы по расчету платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения потребителям, проживающим в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о переходе на прямые договоры с ООО «Концессии водоснабжения»; перечень многоквартирных домов для начислений приведен в Приложении № 1 к настоящему договору (в том числе по дому № 6 по пр. им. Героев Сталинграда Волгограда); формировать, распечатывать или иным способом размещать информацию о начисленной и учтенной плате за коммунальные услуги в адресно-именных единых платежных документах (далее по тексту «АИЕПД»).

В силу п. 2.1.20 названного договора, АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» обязалось ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, на условиях настоящего договора, размещать в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту договора «ГИС ЖКХ») информацию о начислении платы населения за коммунальные услуги, начисления по которым производятся по настоящему договору Агентом, в том числе: сведения о домах, о помещениях, используемые в расчете платы за коммунальные услуги, о лицевых счетах, о показаниях приборов учета, о размерах тарифов и нормативов, применяемых при расчете платы за коммунальные услуги.

Производить квитирование по мере поступления оплаты от населения за коммунальные услуги и при размещении в ГИС ЖКХ информации о внесении такой платы организациями, через которые производилось внесение платы.

Под квитированием понимается размещение информации о сопоставлении информации о начислениях и информации о внесении платы по помещению потребителя, в результате которого осуществляется размещение информации об оплаченных начислениях.

Размещение информации, квитирование производится Агентом в порядке, предусматривающем последовательность такого размещения, установленную в связи с техническими возможностями ГИС ЖКХ, а также выполнением требований по размещению информации в ГИС ЖКХ другими пользователями системы.

По смыслу п. 5.1, 5.6 договора, за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий настоящего договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Агент освобождается от ответственности за не размещение полностью или в части информации, не проведение квитирования в ГИС ЖКХ, в случае отсутствия технической возможности для таких действий. Под отсутствием технической возможности понимаются не зависящие от Агента факторы, ограничивающие и (или) прерывающие возможность бесперебойного приема и передачи информации посредством сети «Интернет» между Агентом и ГИС ЖКХ, в том числе, проведение технических работ в ГИС ЖКХ, ошибки в ГИС ЖКХ, утрата (удаление) не по вине Агента размещенной в ГИС ЖКХ информации, непредставление Принципалом Агенту прав доступа для работы в ГИС ЖКХ, отсутствие в ГИС ЖКХ информации, от которой зависит дальнейшее правильное и успешное размещение информации Агентом на условиях настоящего договора, длительная (более двух дней) обработка заявок и обращений службой технической поддержки ГИС ЖКХ для устранения ошибок в ГИС ЖКХ, возникновение неполадок и неисправностей, препятствующих использованию телематических услуг связи, неисполнение Принципалом условий п.п. 2.2.13 настоящего договора, а также иные не зависящие от Агента факторы, не предусмотренные настоящим договором.

Таким образом, на основании норм действующего гражданского законодательства и соответствии с приведенными условиями договора ООО «Концессии водоснабжения» передало полномочия по размещению в ГИС ЖКХ необходимой информации, а АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» такие полномочия приняты.

Представляется несостоятельной к признанию вины директора ООО «Концессии водоснабжения» в совершении административного правонарушения позиция представителя административного органа в судебном заседании со ссылкой на п. 19 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказом Приказа Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015, согласно которой пользователи информации, поставщики информации, в том числе операторы информационных систем (пользователи системы), предоставившие права доступа на совершение действий в системе от своего имени иному лицу, являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия (бездействие), совершаемые в системе таким лицом от имени пользователя системы.

В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, примечанием 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлены критерии, которыми следует руководствоваться при освобождении от ответственности должностных лиц организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Буквальное толкование приведенных выше условий агентского договора от 18.10.2018 № 297/2018/1284-16 свидетельствует о том, что при исполнении принятых на себя обязательств, в том числе при размещении информации в ГИС ЖКХ, АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» действует от своего имени, а не от имени ООО «Концессии водоснабжения», вследствие чего приобретает права и становится обязанным агент.

В деле не имеется письменных доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение срока размещения в ГИС ЖКХ платежного документа по лицевому счету №... по адресу: ... за апрель 2019 года обусловлено ненадлежащим исполнением ООО «Концессии водоснабжения» своих обязательств перед АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», либо иного виновного поведения ресурсоснабжающей организации.

С учетом установленных обстоятельств, судья приходит к выводу о наличии оснований для применения примечания 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, постановление мирового судьи судебного участка № 120 Волгоградской области от 04.07.2019 № 5-120-613/2019 в отношении директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1, нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №120 Волгоградской области от 04.07.2019 № 5-120-613/2019, которым директор ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья - Г.М. Рудых