ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12АП-2484/19 от 21.10.2019 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12ап-2484/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 21 октября 2019 года

Судья Центрального районного суда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего сектором информационного надзора контрольного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области от 23.08.2019 № 5-118-733/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» Казанцева Валерия Александровича,

с участием защитника Казанцева В.А. – Бабкиной Т.А.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области от 23.08.2019 № 5-118-733/2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» Казанцева В.А. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, заведующий сектором информационного надзора контрольного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье. Свои требования мотивировал тем, что в постановлении мировым судьей указано на наличие между ООО «Концессии теплоснабжения» и АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» агентского договора №..., в соответствии с которым последний по поручению заявителя осуществляет функции оператора информационной системы и расчетного центра в ГИС ЖКХ, в том числе размещает информацию в соответствии с приказом от 29.02.2016 № 74/114/пр, а также дополнительного соглашения от 20.07.2017 об обязанности агента загружать в ГИС ЖКХ следующую информацию в размере начислений: сведения по коммунальным услугам, по домам, по помещениям, по комнатам, по лицевым счетам, по приборам учета и их показаниям, по платежным документам, производить квитирование. Считает основанный на данных документах вывод мирового судьи о передаче Казанцевым В.А. полномочий по размещению информации в системе ГИС ЖКХ и о наличии оснований к применению примечания 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несоответствующим требованиям действующих нормативных актов. Указал, что с учетом положений ст. 1005 ГК РФ, в соответствии с вышеупомянутым агентским договором, АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» от имени ООО «Концессии теплоснабжения» за вознаграждение размещает информацию в ГИС ЖКХ, при этом ответственность за полноту и качество размещения информации несет ООО «Концессии теплоснабжения». В случае если принципал - ООО «Концессии теплоснабжения» понес убытки от действия агента - АО «ИВЦ и ЖКХ и ТЭК», последний обязан их возместить. Таким образом, согласно агентского договора, заключенного между ООО «Концессии теплоснабжения» и АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», последним оказывается услуга по размещению информации на портале ГИС ЖКХ, при этом полномочия в нем на размещения не передаются. При таких обстоятельствах ответственность за не размещение информации в ГИС ЖКХ лежит на должностном лице ООО «Концессии теплоснабжения», а не на АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК». Более того, сама суть передачи полномочий должностного лица, является наделение какого-либо лица обязанностью размещения информации, и эта информация размещается по независящим обстоятельствам от третьих лиц. То есть лицо наделенное обязанностью размещения информации может беспрепятственно и в срок установленный законодательством размещать необходимую информацию и нести ответственность за ее не размещение.

Кроме того, агентский договор от 01.10.2016 №... представлен не в полном объеме, а именно отсутствуют приложения, являющиеся неотъемлемой его частью. Перечень домов, являющийся приложением 1 к договору, не предоставлен. В имеющемся в распоряжении Инспекции Приложении № 1 к агентскому договору от 01.10.2016 №..., в котором указан перечень многоквартирных домов, в отношении которых заключен договор, многоквартирный дом ... отсутствует.

Защитник Казанцева В.А. – Бабкина Т.А. в судебном заседании полагала постановление мирового судьи о прекращении производства по делу законным и обоснованным, против удовлетворении жалобы возражала.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Казанцев В.А., представитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав защитника Казанцева В.А., проверив и исследовав на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

Как установлено ч.ч. 1 и 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Разрешая заявленное ходатайство должностного лица о восстановление срока на обращение с жалобой судья учитывает, что согласно материалам дела копия оспариваемого постановления мирового судьи от 23.08.2019 направлена в инспекцию государственного жилищного надзора 26.08.2019 и получена 02.09.2019. В этой связи, поскольку рассматриваемая жалоба предъявлена в суд 10.09.2019, судья приходит к выводу о соблюдении заявителем срока на обращение с жалобой на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Как установлено ч. 4 ст. 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п. 19 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Исходя из п. 22 ч.1 ст. 6 названного Федерального закона в системе должна размещаться информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг.

В силу ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с п.126 Приказа Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015 «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, исполнитель размещает в системе информацию о размере платы, в том числе о задолженности по оплате, платежные документы, размещаемые в системе исполнителем (далее - информацию о начислениях), в структурированном виде в форматах, определенных в системе.Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, предусмотрена разделом 8 Приказа Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно п.п. 2.1.13 раздела 8 данного Приказа размер срок представления (выставления) платежных документов для внесения платы за коммунальные услуги размещается ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг.

Из дела видно, что инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства при размещении информации на сайте dom.gosuslugi.ru.

Из акта мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19.06.2019 № К-6-005, информация о платежных документах за май 2019 года размещена в нарушение срока размещения информации. В соответствии с ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ платежные документы должны быть размещены не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, то есть за май 2019 года платежные документы должны быть размещены не позднее 01.06.2019. Платежный документ по лицевому счету №... по адресу: ... за май 2019 года не размещен в установленный законом сроки (размещен только 03.06.2019).

В связи с чем, органом государственного жилищного надзора сделан вывод о нарушении ООО «Концессии теплоснабжения» требований раздела 8 Приказа 74/114/пр, п. 126 Приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 28.12.2015 №589/944/пр, ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ.

10.07.2019 консультантом сектора информационного надзора контрольного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» Казанцева В.А. составлен протокол № К-6-005 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении мировым судьей в оспариваемом постановлении указано, что директором ООО «Концессии теплоснабжения» Казанцевым В.А. переданы полномочия по размещению информации в системе ГИС ЖКХ – АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», что свидетельствует о том, что Казанцев В.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Согласно примечанию 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, не применяется к должностным лицам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, организациям, передавшим полномочия по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации другим лицам.

Не лишены оснований доводы жалобы о том, что агентский договор от 01.10.2016 №... представлен в деле без перечня домов, являющегося приложением 1 к договору. В имеющемся в распоряжении инспекции государственного жилищного надзора Приложении № 1 к агентскому договору от 01.10.2016 №..., в котором указан перечень многоквартирных домов, в отношении которых заключен договор, многоквартирный дом ... отсутствует.

В судебном заседании по ходатайству защитника к материалам дела приобщен агентский договор от 01.10.2018 №..., заключенный между ООО «Концессии теплоснабжения» (Принципал) и АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» (Агент), Агент по поручению и за вознаграждение Принципала принял на себя обязательства производить информационно-вычислительные работы по расчетам за горячее водоснабжение и отопление с населением, проживающим в многоквартирных домах, перечень которых приведен в Приложении № 1 к настоящему договору (в том числе по дому №...а по ...), от своего имени заключить договоры с Уполномоченными организациями на сбор (перевод) платежей с населения за горячее водоснабжение и отопление по адресно-именным единым платежным документам (АИЕПД), от своего имени заключать договоры со Специализированными организациями по доставке АИЕПД населению.

В силу п. 2.1.20 названного договора, АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» обязалось своевременно размещать в системе ГИС ЖКХ информацию от имени ООО «Концессии теплоснабжения», предусмотренную ранее заключенным договором и в сроки, регламентированные разделом № 8 Приказа № 74-114-пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Не может быть положена в основу признания вины директора ООО «Концессии теплоснабжения» в совершении административного правонарушения позиция представителя административного органа со ссылкой на п. 19 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказом Приказа Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015, согласно которой пользователи информации, поставщики информации, в том числе операторы информационных систем (пользователи системы), предоставившие права доступа на совершение действий в системе от своего имени иному лицу, являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия (бездействие), совершаемые в системе таким лицом от имени пользователя системы.

В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, примечанием 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлены критерии, которыми следует руководствоваться при освобождении от ответственности должностных лиц организаций.

В этой связи, так как на основании норм действующего гражданского законодательства и соответствии с приведенными условиями договора ООО «Концессии теплоснабжения» передало полномочия по размещению в ГИС ЖКХ необходимой информации, а АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» такие полномочия приняты, мировым судьей обоснованно применено примечание 2 к ст. 13.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом установленных обстоятельств, оспариваемое постановление мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области от 23.08.2019 №5-118-733/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» Казанцева В.А. отмене не подлежит.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области от 23.08.2019 № 5-118-733/2019, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» Казанцева Валерия Александрович прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения – оставить без изменения, а жалобу заведующего сектором информационного надзора контрольного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья – Г.М. Рудых