И.о. мирового судьи Вологодской области Дело № 12-91/2024 (12-1298/2023)
по судебному участку № 12 УИД 35MS0012-01-2023-006304-38
Куликова Е.И.
РЕШЕНИЕ
<...> 11 января 2024 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Колодезный А.В., рассмотрев жалобу микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МКК ВО «Фонд поддержки МСП») на постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>,
установил:
постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24 октября 2023 года МКК ВО «Фонд поддержки МСП» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 53 900 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, МКК ВО «Фонд поддержки МСП» обратилось в Вологодский городской суд Вологодской области с жалобой, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить. В обосновании указано, что МКК ВО «Фонд поддержки МСП» были предприняты меры к получению документов от Заявителя подтверждающих отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающие три тысячи рублей. У МКК ВО «Фонд поддержки МСП» отсутствует вина в нарушении. Не была применена часть 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в ходе контрольного мероприятия КСП ВО были выявлены четыре административных правонарушения. Суд не оценил наличие оснований для признания административного правонарушения малозначительным. Практически в конце проверки (07.07.2023 г.) был изменен предмет проверки, предмет контрольного мероприятия изменению не подлежит. Грубым нарушением является проведение плановой проверки, которая не включена в ежегодный план проведения плановых проверок, поэтому результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных правовыми актами и подлежат отмене судом.
В судебном заседании исполнительный директор МКК ВО «Фонд поддержки МСП» ФИО1 и защитник компании по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержали.
В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты Вологодской области по доверенностям ФИО3, ФИО4 возражали против отмены постановления мирового судьи по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 этого кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о его бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В целях реализации подпрограммы 7 «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области», утвержденной постановлением Правительства области от 24 декабря 2019 года № 1300, постановлением Правительства области от 28 декабря 2020 года утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии в виде имущественного взноса Микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» для предоставления льготных займов (микрозаймов) в целях предотвращения влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации (приложение 9) (далее – Порядок).
Согласно подпункту «ж» пункта 2.12 Порядка (в редакции на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предоставление микрозаймов за счет средств субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным в приложении 3 к настоящему Порядку (далее – Требования) в целях:
- пополнения оборотных средств в части следующих видов расходов: приобретение сырья, полуфабрикатов, комплектующих, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; приобретение движимого имущества (за исключением относящегося к основным средствам); обеспечение заявки на участие в закупке и (или) на обеспечение исполнения контракта и (или) на выполнение контракта, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), за исключением расходов на заработную плату, уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей;
- ремонта основных средств
на следующих условиях:
- максимальный размер микрозайма - 5000000 (Пять миллионов) рублей;
- максимальный срок микрозайма - 24 месяца;
- процентная ставка за пользование микрозаймом в размере ключевой ставки Банка России, установленной на дату заключения договора микрозайма с субъектом малого или среднего предпринимательства;
- проект акта Фонда, регулирующий порядок предоставления микрозаймов за счет средств субсидии, подлежит согласованию Фондом с Департаментом.
Пунктом 6 Требований определено, что субъект малого и среднего предпринимательства - получатель микрозайма не должен иметь по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей, что подтверждается справкой налогового органа.
Из материалов дела следует, что Контрольно-счетной палатой Вологодской области в ходе проверки установлено, что МКК ВО «Фонд поддержки МСП» 22.07.2022 с ООО «Ципина гора» заключен договор микрозайма № на сумму 2695,0 тыс. рублей.
При проверке соответствия ООО «Ципина гора» требованиям пункта 6 Требований выявлено, что МКК ВО «Фонд поддержки МСП» одобрена выдача льготного микрозайма ООО «Ципина гора», в том числе, на основании следующих документов:
- справка Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области № на 07.06.2022 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № на 12.07.2022, выданная Межрайонной ИФНС России №11 по Вологодской области, содержащая, в том числе, сведения об отрицательном сальдо расчетов общества с бюджетом по налогу на прибыль организаций в сумме 7,0 тыс. рублей;
- платежное поручение № от 13.07.2022 об уплате ООО «Ципина гора» налога на прибыль организаций в сумме 8,0 тыс. рублей.
Принятая МКК ВО «Фонд поддержки МСП» справка Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области № на 07.06.2022 в отношении ООО «Ципина гора» не подтверждает соответствие общества требованиям подпункта «ж» пункта 2.12, пункта 6 Требований, так как указанная справка выдана налоговым органом за пределами установленного Порядком тридцатидневного срока, предшествующего дате заключения Договора микрозайма.
В соответствии со справкой налогового органа №, принятой МКК ВО «Фонд поддержки МСП», ООО «Ципина гора» на 12.07.2022 имело задолженность перед бюджетом в сумме 7 084,0 рублей.
Приложенное к пакету документов платежное поручение ООО «Ципина гора» № от 13.07.2022 об уплате налога на прибыль организаций в сумме 8 тыс. рублей не подтверждает факт отсутствия у общества задолженности более 3 тысяч рублей и, тем самым, его соответствия пункту 6 Требований, поскольку не исключает возможности образования иной задолженности в период до даты оплаты (в том числе начисление пени на имеющуюся задолженность), платежное поручение об оплате налога на прибыль не подменяет собой справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.
Письмо от 03.07.2023 № Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области, представленное МКК ВО «Фонд поддержки МСП» в ходе проверки, о том, что денежные средства по платежному поручению № от 13.07.2022 в сумме 8 тыс. руб. учтены по налогу на прибыль также не подтверждает факт отсутствия задолженности ООО «Ципина гора» по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов и не подменяет собой справку налогового органа, предусмотренную положениями Порядка.
Таким образом, в нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 2.12 Порядка, пункта 6 Требований, МКК ВО «Фонд поддержки МСП» за счет субсидии предоставлен микрозайм в сумме 2695,0 тыс. рублей ООО «Ципина гора» без справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у общества по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей.
Доводы жалобы об отсутствии вины МКК ВО «Фонд поддержки МСП» и принятии им всех мер к получению документов от ООО «Ципина гора», подтверждающих отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, регулирующему порядок и условия предоставления субсидии.
Положения часть 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие назначение административного наказания как за совершение одного административного правонарушения, если при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежат применению в настоящем деле.
Санкция части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание юридических лиц в виде штрафа в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии. МКК ВО «Фонд поддержки МСП» привлечен к административной ответственности за нарушение условий предоставления субсидии по 4 делам (с различными обстоятельствами по каждому из четырех фактов) постановлениями и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24.10.2023 по делам № (30 000 руб.), № (53 900 руб.), № (85 000 руб.), № (100 000 руб.) в минимальном размере предусмотренной санкции – 2 % от суммы полученной субсидии. Таким образом, с учетом различного размера санкций в каждом деле, назначение административного наказания как за совершение одного административного правонарушения не представляется возможным.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения суд находит несостоятельными. В настоящем случае обстоятельства дела, характер административного правонарушения, формальный состав правонарушения, а также объект посягательства не свидетельствуют о возможности применения положений о малозначительности совершенного деяния.
Доводы МКК ВО «Фонд поддержки МСП» о невозможности изменения предмета контрольного мероприятия со ссылкой на положения пункта 4.5 Стандарта внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Вологодской области «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 29.01.2016 № (далее Стандарт №), являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 закона Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон области № 2574-ОЗ) Контрольно-счетная палата Вологодской области осуществляет свою деятельность на основе плана работы, который разрабатывается и утверждается Контрольно-счетной палатой Вологодской области самостоятельно. Возможность внесения изменений в план работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области, в том числе на основании предложений председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области, предусмотрена частью 7 указанной статьи.
Проверка МКК ВО «Фонд поддержки МСП» проведена на основании пункта 24 раздела II «Контрольные мероприятия» плана работы на 2023 год, утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 30.12.2022 № 98 (далее – План). С учетом указанных норм статьи13 закона области № 2574-ОЗ решением Коллегии Контрольно-счетная палата Вологодской области от 26.06.2023 № внесены изменения в План в части наименования контрольного мероприятия.
Первоначальное название контрольного мероприятия в Плане: «Проверка порядка предоставления и расходования бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства» со стороны МКК ВО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства».
Название контрольного мероприятия с учетом внесенных изменений в План: «Проверка порядка предоставления и расходования бюджетных средств, выделенных в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы» и (или) национального проекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства» со стороны МКК ВО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства»
Таким образом, в соответствии с Планом как в первоначальной редакции, так и с учетом внесенных изменений, контрольное мероприятие предусматривало проведение проверки порядка предоставления и расходования бюджетных средств МКК ВО «Фонд поддержки МСП». Уточнение наименования контрольного мероприятия в части дополнения указанием на наименование нормативного правового акта, в рамках которого выделена субсидия, не нарушило права МКК ВО «Фонд поддержки МСП», поскольку средства областного бюджета выделялись в его адрес только в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы».
Положения пункта 4.5 Стандарта № регламентируют внесение изменений только в программу контрольного мероприятия.
Кроме того, доводы о грубом нарушении Контрольно-счетной палаты Вологодской области положений части 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) также являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона, его положения не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. При этом внешний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Контрольно-счетной палаты Вологодской области (статья 265 Бюджетного кодекса РФ, статья 1 закона области № 2574-ОЗ), в которую входит, в том числе организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств областного бюджета (статья 8 закона области № 2574-ОЗ).
Постановление о привлечении МКК ВО «Фонд поддержки МСП» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Выводы мирового судьи соответствуют обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, наказание МКК ВО «Фонд поддержки МСП» назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для отмены или изменения постановления и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24.10.2023 по делу об административном правонарушении в отношении МКК ВО «Фонд поддержки МСП» не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКК ВО «Фонд поддержки МСП» оставить без изменения, ее жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Колодезный