ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12Ж-66/20 от 21.05.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Еремина Н.Н. Дело № 21-210/2020 (№ 12ж-66/2020)

64RS0045-01-2020-000072-36

РЕШЕНИЕ

21 мая 2020 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 04 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», в отношении ФИО1,

установил:

постановлением административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» о назначении административного наказания от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 04 марта 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» (далее - Закон Саратовской области № 104-ЗСО), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В поданной в Саратовский областной суд жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу решение судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения. Полагает, что он не может являться субъектом правонарушения, поскольку согласно заключенному договору аренды транспортного средства без экипажа в день совершения административного правонарушения транспортным средством управлял арендатор.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств (за исключением техники, связанной с производством работ по созданию и содержанию зеленых насаждений) на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, если ответственность за данное правонарушение не предусмотрена федеральным законодательством.

На основании Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 45-326, газон - элемент благоустройства, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, с травяным покрытием, создаваемый посевом семян злаковых трав с возможным включением некоторых видов травянистых растений, являющийся фоном для посадок, парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции; зеленые насаждения - древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения; на озелененных территориях общего пользования запрещается проезд и размещение автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО, составляют уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления в силу положений статьи 10.1 указанного закона и рассматриваются, в том числе, административными комиссиями муниципальных районов (городских округов) Саратовской области (статья 10.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, 10 декабря 2019 года в отношении ФИО1 главным специалистом сектора по охране окружающей среды комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по части 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО, согласно которому ФИО1, являющийся собственником транспортного средства марки Lada Granta, государственный регистрационный знак , 02 декабря 2019 года в 13 часов 29 минут допустил размещение указанного транспортного средства на территории, занятой зелеными насаждениями, по адресу: <адрес>, о чем составлен акт № б/н от 02 декабря 2019 года с участием понятых, произведена фотосъемка.

18 декабря 2019 года административной комиссией муниципального образования «Город Саратов» дело об административном правонарушении было рассмотрено административной комиссией муниципального образования «Город Саратов» в отношении ФИО1, составлен протокол рассмотрения дела об административном правонарушении , вынесено постановление о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения по части 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО за размещение транспортного средства марки Lada Granta, государственный регистрационный знак , в 13 часов 29 минут 10 декабря 2019 года по указанному выше адресу, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Проверяя доводы жалобы и законность принятых должностным лицом постановления, судьей - судебного акта по делу об административном правонарушении, полагаю, что имеются основания для отмены обжалуемых актов.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса (часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 КоАП РФ такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.

Вместе с тем, имея противоречивые данные в представленных доказательствах по делу, а, именно: в постановлении от 18 декабря 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности, где значится дата совершения административного правонарушения - 10 декабря 2019 года; в протоколе об административном правонарушении от 10 декабря 2019 года и акте б/н от 02 декабря 2019 года, подписанных в присутствии понятых, их объяснениях, в которых дата совершения административного правонарушения указана - 02 декабря 2019 года, судья районного суда, ссылаясь на наличие в постановлении об административном правонарушении описки в дате совершения ФИО1 административного правонарушения, установил дату административного правонарушения - 02 октября 2019 года.

В ходе рассмотрения судом жалобы ФИО1 на постановление административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» о назначении административного наказания от 18 декабря 2019 года по обстоятельствам, подлежащим установлению, в материалы дела лицом, привлеченным к административной ответственности, были представлены: договор аренды транспортного средства № 121 от 09 декабря 2019 года, согласно которому ФИО1 передал во временное владение и пользование ФИО3 автомобиль марки Lada Granta, государственный регистрационный знак , сроком с 09 декабря 2019 года по 11 декабря 2019 года; страховой полис, выданный АО «Тинькофф Страхование» страхователю ФИО3, где собственником транспортного средства марки Lada Granta, государственный регистрационный знак , указан ФИО1 сроком действия с 14 марта 2019 года по 13 марта 2020 года. Из объяснений ФИО3, представленного в адрес суда по электронной почте, следует, что именно последний в рамках заключенного договора управлял транспортным средством, собственником которого является ФИО4 10 декабря 2019 года в 13 часов 29 минут.

Вместе с тем суд не мотивировал, какие конкретно обстоятельства послужили основанием для вывода суда о совершении ФИО1 административного правонарушения именно 02 октября 2019 года, а из материалов дела указанные обстоятельства не следует.

При этом каких-либо процессуальных документов должностным лицом об исправлении описок в порядке статьи 29.12.1 КоАП РФ с соблюдением требований КоАП РФ не выносилось, о выполнении такого процессуального действия ФИО1 не извещался, соответственно, доказательства относительно иной даты совершения административного правонарушения не представлял.

Таким образом, вывод о том, что событие инкриминируемого административного правонарушения имело место 02 октября 2019 года, судом сделан при отсутствии достаточных на то доказательств и при наличии противоречивых данных, имеющихся в материалах дела, в обжалуемом судебном акте дата совершения административного правонарушения не согласуется с датой, указанной в материалах дела.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.

Однако в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку на момент рассмотрения в Саратовском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности для данной категории дел истек, прихожу к выводу о том, что решение судьи от 04 марта 2020 года и постановление административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от 18 декабря 2019 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление административной комиссии муниципального образования «Город Саратов» о назначении административного наказания от 18 декабря 2019 года и решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 04 марта 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 15 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Судья М.В. Литвинова