Дело № 2-20,13 (2-855)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кирс 10.01.2013 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи С.П. Неволиной, при секретаре Ивановой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области гражданское дело по заявлению Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению объединение исправительных колоний № Управления федеральной службы исполнении наказаний России по <адрес> о возложении обязанности по проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,
у с т а н о в и л:
Камский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд к федеральному казенному учреждению объединение исправительных колоний № Управления федеральной службы исполнении наказаний России по <адрес> о возложении обязанности по проведении аттестации рабочих мест, в обосновании иска указав, что прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдением законов в <адрес> и <адрес> ФКУ ОИК-№ В соответствии с требования трудового законодательства обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществлению мероприятий по проведению условий труда в соответствии с государственными нормативами. В нарушение требований Трудового кодекса РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, в ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> аттестация указанных рабочих мест по условиям труда не проведена. В <адрес> ОИК-№ не аттестовано <данные изъяты> бюджетных и <данные изъяты> внебюджетных мест, в <адрес> по условиям труда не аттестовано <данные изъяты> бюджетных и <данные изъяты> внебюджетных мест. В отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда указанных рабочих мест нарушается право осужденных на безопасные условия труда. Камский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ просит возложить обязанность на ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> провести аттестацию вышеуказанных рабочих мест по условиям труда.
В ходе рассмотрения дела от прокурора поступило письменное ходатайство об изменении исковых требований. Камский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ просит суд обязать ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> провести аттестацию по условиям труда: 1) в <адрес><данные изъяты> бюджетных рабочих мест (с учетом аналогичных) – нарядчик (<данные изъяты>), уборщик территории (<данные изъяты>), обувщик по ремонту обуви (<данные изъяты>), уборщик служебных помещений (<данные изъяты>), дневальный (<данные изъяты>),, кухонный рабочий на лесозаводе (<данные изъяты>), плотник (<данные изъяты>), столяр (<данные изъяты>), пожарный(<данные изъяты>), повар (<данные изъяты>), слесарь-сантехник(<данные изъяты>), подсобный рабочий (<данные изъяты>), рабочий по обслуживанию бани(<данные изъяты>), парикмахер(<данные изъяты>), портной(<данные изъяты>), художник(<данные изъяты>), рабочий по стирке и ремонту спецодежды (<данные изъяты>), возчик (<данные изъяты>); <данные изъяты> внебюджетных рабочих мест ( с учетом аналогичных) – пильщик (<данные изъяты>), швей (<данные изъяты>), учетчик готовой продукции (<данные изъяты>), подсобный рабочий на период обучения (<данные изъяты>), электрогазосварщик в котельной (<данные изъяты>), контролер (<данные изъяты>),уборщик производственных и служебных помещений (<данные изъяты>), слесарь по ремонту оборудования теплосетей(<данные изъяты>), раскройщик (<данные изъяты>), слесарь-ремонтник лесозавода (<данные изъяты>), подсобный рабочий лесозавода (<данные изъяты>), подсобный рабочий хлебопечения (<данные изъяты>), сборщик пакетиков (<данные изъяты>), столяр (<данные изъяты>), подсобный рабочий л/цеха (<данные изъяты>);
2)в <адрес><данные изъяты> бюджетных мест ( с учетом аналогичных) – нарядчик (<данные изъяты>), уборщик служебных помещений (<данные изъяты>), пожарный (<данные изъяты>), подсобный рабочий (<данные изъяты>), рабочий по стирке и ремонту спецодежды (<данные изъяты>), рабочий по обслуживанию в бане (<данные изъяты>), обувщик по ремонту обуви (<данные изъяты>), парикмахер (<данные изъяты>), возчик (<данные изъяты>), сторож (<данные изъяты>); <данные изъяты> внебюджетных рабочих мест ( с учетом аналогичных) – вальщик на рубках ухода(<данные изъяты>), подсобный рабочий (<данные изъяты>), слесарь-ремонтник водопроводных сетей (<данные изъяты>), машинист (кочегар) котельной (<данные изъяты>), слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей (<данные изъяты>), укладчик (<данные изъяты>),тракторист трактора <данные изъяты>), тракторист трактора <данные изъяты>), тракторист трактора <данные изъяты>),накатчик бревен на бревнотаску (<данные изъяты>), помощник станочника (<данные изъяты>).
В судебном заседании Камский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ ФИО1 на требованиях иска о проведении аттестации рабочих мест настаивал, в ходе судебного заседания уточнил требования в части сроков проведения аттестации рабочих мест. Просил суд обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> ФИО2 с требованиями иска не согласна, суду пояснила, что у учреждения не имеется денежных средств для осуществления комплекса мероприятий по аттестации рабочих мест. Руководство ОИК-№ неоднократно обращалось с просьбой о выделении денежных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> не способна спрогнозировать и повлиять на поступление денежных средств для осуществления комплекса мероприятий по аттестации рабочих мест. Просят суд в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В силу ст.ст. 21, 219 Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года №342н (далее - Порядок) аттестации рабочих мест подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии п. 3 Порядка, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
П. 8 Порядка определяет, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливается исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Согласно проведенной прокуратурой проверкой установлено, что <адрес> ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> не аттестовано <данные изъяты> бюджетных мест, <данные изъяты> внебюджетных мест, в <адрес> ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> не аттестовано <данные изъяты> бюджетных мест, <данные изъяты> внебюджетных места (л.д. 46-47).
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> утверждено штатное расписание рабочих из числа осужденных, содержащихся за счет дополнительного бюджетного финансирования в <адрес> (57-61).
Согласно запроса котировок от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> за счет средств дополнительного бюджетного финансирования выступает заказчиком работ на проведение аттестации рабочих мест в <адрес>(л.д.64-66)
В соответствии с приказом ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание по хозяйственной обслуге (л.д.62).
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что в нарушение требований Трудового кодекса РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года №342н в ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда из числа бюджетных и внебюджетных мест. Это также подтверждается справкой ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес> и пояснениями представителя ответчика, материалами проверки, проведенной Камской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ.
Как указывалось выше, трудовым законодательством (ст.212 ТК РФ) на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, соответственно необоснованны доводы представителя ответчика о том, что нет вины ФКУ ОИК-№ УФСИН России по осуществлению комплекса мероприятий по аттестации рабочих мест. Как считает представитель ответчика при отсутствии надлежащего финансирования на проведение комплекса мероприятий по аттестации рабочих мест, в иске должно быть отказано.
Суд считает, что в отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда указанных рабочих мест нарушается право работников на безопасные условия труда, соответствующие требованиям промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства; на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; на получение компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Соответственно, отсутствие надлежащего финансирования организации не должно повлиять на права работников, в данном случае лиц, отбывающих наказание, на безопасные условия труда.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить обязанность на федеральное казенное учреждение объединение исправительных колоний № Управления федеральной службы исполнении наказаний России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию следующих рабочих мест по условиям труда:
- в <адрес> ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес><данные изъяты> бюджетных рабочих мест (с учетом аналогичных) – нарядчик (<данные изъяты>), уборщик территории (<данные изъяты>), обувщик по ремонту обуви (<данные изъяты>), уборщик служебных помещений (<данные изъяты>), дневальный (<данные изъяты>),, кухонный рабочий на лесозаводе (<данные изъяты>), плотник (<данные изъяты>), столяр (<данные изъяты>), пожарный(<данные изъяты>), повар (<данные изъяты>), слесарь-сантехник(<данные изъяты>), подсобный рабочий (<данные изъяты>), рабочий по обслуживанию бани(<данные изъяты>), парикмахер(<данные изъяты>), портной(<данные изъяты>), художник(<данные изъяты>), рабочий по стирке и ремонту спецодежды (<данные изъяты>), возчик (<данные изъяты>); <данные изъяты> внебюджетных рабочих мест ( с учетом аналогичных) – пильщик (<данные изъяты>), швей (<данные изъяты>), учетчик готовой продукции (<данные изъяты>), подсобный рабочий на период обучения (<данные изъяты>), электрогазосварщик в котельной (<данные изъяты>), контролер (<данные изъяты>),уборщик производственных и служебных помещений (<данные изъяты>), слесарь по ремонту оборудования теплосетей(<данные изъяты>), раскройщик (<данные изъяты>), слесарь-ремонтник лесозавода (<данные изъяты>), подсобный рабочий лесозавода (<данные изъяты>), подсобный рабочий хлебопечения (<данные изъяты>), сборщик пакетиков (<данные изъяты>), столяр (<данные изъяты>), подсобный рабочий л/цеха (<данные изъяты>);
в <адрес> ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес><данные изъяты> бюджетных мест ( с учетом аналогичных) – нарядчик (<данные изъяты>), уборщик служебных помещений (<данные изъяты>), пожарный (<данные изъяты>), подсобный рабочий (<данные изъяты>), рабочий по стирке и ремонту спецодежды (<данные изъяты>), рабочий по обслуживанию в бане (<данные изъяты>), обувщик по ремонту обуви (<данные изъяты>), парикмахер (<данные изъяты>), возчик (<данные изъяты>), сторож (<данные изъяты>); <данные изъяты> внебюджетных рабочих мест ( с учетом аналогичных) – вальщик на рубках ухода(<данные изъяты>), подсобный рабочий (<данные изъяты>), слесарь-ремонтник водопроводных сетей (<данные изъяты>), машинист (кочегар) котельной (<данные изъяты>), слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей (<данные изъяты>), укладчик (<данные изъяты>),тракторист трактора <данные изъяты>, тракторист трактора <данные изъяты>), тракторист трактора <данные изъяты>),накатчик бревен на бревнотаску (<данные изъяты>), помощник станочника (<данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента вынесения с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд.
Федеральный судья С.П. Неволина