ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 13-93/2016 от 18.08.2016 Чеховского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чехов, Московской области ДД.ММ.ГГГГ

судья Чеховского городского суда Московской области Блинова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты>» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.4 ч.1 КоАП РФ, вынесенном ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

В период с «ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу проводилась внеплановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации <данные изъяты>». В ходе проверки было установлено, что на территории общества по адресу: <адрес>, в специальном закрытом помещении установлено шесть печей отопительной системы ОС-1000У, в состав которых входят котлы КВр-1000У. Обществом в ДД.ММ.ГГГГ разработан паспорт на отход IV класса опасности «золошлаки от котельной установки серии ОС-1000У для сжигания отходов». Вышеуказанный отход образовался в результате сжигания обществом в печах отхода IV класса опасности «резинотканевые отходы (кордный наполнитель». После взятия проб из печей и их анализа, было установлено, что Общество в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ осуществляло в котлах КВ- 1000У сжигание отхода IV класса опасности «резинотканевые отходы ( кордный наполнитель)»

Таким образом, <данные изъяты>» эксплуатирует объекты обезвреживания отходов ( печи для сжигания отходов), подлежащие государственной экологической экспертизе и не получившие положительные заключения экологической экспертизы.

В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении <данные изъяты>

<данные изъяты> указывает, что с постановлением общество не согласно ввиду отсутствия события административного правонарушения. Отопительные системы «ОС-1000У» используется в соответствие с паспортом и руководством к эксплуатации с целью отопления производственных и бытовых помещений, а не в целях оказания услуг по обезвреживанию отходов. В качестве топлива используются деревянные опилки, которые являются отходом 5 класса опасности. Протоколы количественного состава и протоколы биотестирования содержат неправильные выводы, так как не учитывают особенности сгорания топлива в системах ОС-1000У. Кроме того, пробы отходов оформлены некорректно. Как видно из паспорта и руководства по эксплуатации ОС-1000У, указанная котельная установка была разработана в период до введения в действие пункта 7.2.11 ФЗ « Об экологической экспертизе». Наложение штрафа отрицательным образом повлияет на финансовое положение общества.

В судебном заседании представитель <данные изъяты>» ФИО1 ( по доверенности подписанной генеральным директором <данные изъяты>» (ФИО6) доводы жалобы поддержала.

В отзыве на жалобу государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по ЦФО ФИО2 просила в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав материалы дела, суд считает, что постановление по делу административном правонарушение следует изменить.

В соответствие с ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об экологической экспертизе" определяет, что
экологическая экспертиза это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливается, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе, являются
проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Обезвреживание отходов это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, как указано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления".

Проведение экологической экспертизы необходимо, исходя из принципа презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, что закреплено в статье 3 Федерального Закона «Об экологической экспертизе».

Отопление производственных и бытовых помещений также является хозяйственной деятельностью, что представляет потенциальную опасность для экологии.

Вина юридического лица в совершение данного административного правонарушения установлена и подтверждается:

- актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( территориальным органом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки было установлено, что двух котлах КВр-1000У было произведено сжигание отходов; сотрудниками испытательной станции Серпуховского отдела ФБУ « ЦЛАТИ по ЦФО» были отобраны пробы золошлаков от печи ( котла КВр-1000У) и по результатам исследования было установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с обезвреживанием

(сжиганием) отходов III- IV классов опасности, при этом не получив положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- протоколом об административном правонарушении , согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ общество производило в печах «ОС У» в тестовом режиме сжигание древесных опилок, перемешанных с отходом IV класса опасности «резинотканевые отходы

( кордный наполнитель), что подтверждается протоколами количественного химического анализа выбросов в атмосферу аккредитованной испытательной лабораторией Клязьминского отдела ФБУ « ЦЛАТА по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,
также было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в котлах КВр-1000У произведено сжигание отхода IV класса опасности; и другими доказательствами, имеющими в материалах дела об административном правонарушении.

Доводы юридического лица о том, что получение проб из печей было некорректным, опровергается представленными в суд доказательствами: актами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, которые производились специалистами ИЛ Серпуховского отдела ведущим инженером ФИО3, ведущим инженером ФИО4, в соответствие с нормативными документами, ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3.2-03 « Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков, сточных вод, шламов промышленных и сточных вод, отходов производства и потребления» и на основании других актов в присутствии представителя предприятия – зав. лабораторией ФИО7. При этом от представителя предприятия возражений, замечаний не поступило.

Таким образом, представители юридического лица имели возможность контролировать ход проверки, принимать участие в отобрании проб из печей.

Согласно пункту 6 статьи 49 Федерального Закона от 30.12.2008 года № 309-ФЗ ( ред от 05.04.2016 года) «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона « Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, отопительные системы были разработаны до введения в действие вышеуказанного закона, но <данные изъяты>» отопительные системы приобретены и введены в эксплуатацию уже в период действия подпункта 7.2 статьи 11 ФЗ « Об экологической экспертизе»: общество приобрело одну ОС-1000У в ДД.ММ.ГГГГ, три ОС в ДД.ММ.ГГГГ, и в ДД.ММ.ГГГГ две ОС.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

<данные изъяты>» не были представлены доказательства того, что Общество не имело возможности провести экологическую экспертизу.

Суд полагает, что постановление о назначении административного наказания вынесено законно и обоснованно, нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом допущено не было.

Вместе с тем, учитывая, что <данные изъяты>» ранее к административной ответственности за данные правонарушения не привлекалось, что материальное положение общества находится в бедственном положении: согласно финансовой отчетности ( имеется в свободном доступе) убытки предприятия на ДД.ММ.ГГГГ составляют 14 миллионов рублей, суд считает возможным снизить размер административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 2 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношение <данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу ФИО2 – изменить: снизить административный штраф до 50 тысяч рублей, в остальной части постановление оставить без изменения..

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Чеховский суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Чеховского городского суда: подпись Блинова А.Г.