УИД №13RS0017-01-2021-000213-60
Дело №2-191/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Лямбирь 03 марта 2021 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Фроловой Н.В.,
при секретаре Карякиной Т.А.,
с участием в деле:
истца –прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации;
представителя истца –помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кисняшкиной Анны Ивановны;
ответчика –Общества с ограниченной ответственностью «Стройтемп», его директора –ФИО1 Ивановны;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройтемп» о возложении обязанности произвести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности,
установил:
Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройтемп» (далее –ООО «Стройтемп») о возложении обязанности произвести раздельный учет результатов финансового-хозяйственной деятельности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о государственном оборонном заказе ООО «Стройтемп», в ходе которой установлено, что 25.02.2020 года ответчиком с ООО «Строительная компания Триумф» заключен договор №10/20 на поставку продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа (далее –Договор). Согласно п.1.4 Договора, настоящий договор заключается в целях выполнения Контракта №1820187379212554164000000 от 05.12.2018 года. Установлено, что на момент проведения проверки раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по Договору в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не осуществлялся. Анализ учетной политики Общества показал, что в ней не содержится положений о порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственным контрактам в рамках исполнения государственного оборонного заказа. В регистрах аналитического учета, в оборотно-сальдовых ведомостях идентификации и иных дополнительных реквизитов, позволяющих идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей затрат к Договору не установлены. Кроме того, отсутствуют справки о распределении накладных и административно-управленческих расходов по каждому государственному контракту. При исследовании финансово-хозяйственных документов выявлено, что раздельный учет доходов и расходов по представленному договору поставки не ведется, учет ведется в общем порядке. По вышеуказанным фактам нарушений законодательства 12.08.2020 года прокуратурой района в адрес ответчика внесено Представление об устранении нарушений законодательства. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 28.09.2020 года директор ООО «Стройтемп» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.37 КоАП РФ. Однако, до настоящего времени надлежащие меры по устранению выявленных нарушений законодательства ответчиком не приняты. Просит обязать ответчика произвести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством по договору №10/20 от 25.02.2020 года на поставку продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа заключенного с ООО «Строительная компания Триумф»; взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Кисняшкина А.И. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Стройтемп» -директор ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что признаёт тот факт, что раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности должен был быть ими произведен, однако они не имеют технической возможности произвести указанный учет, поскольку отсутствует программное обеспечение, необходимое для этого. Указанное программное обеспечение отсутствует и в других регионах, где вместо раздельного учета организациями предоставляются разъяснительные письма.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения и.о.прокурора Лямбирского района Республики Мордовия №92 от 03.08.2020 года, в период с 05.08.2020 года по 14.08.2020 года прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия, с привлечением специалиста МИФНС России №4 по Республике Мордовия проведена проверка исполнения ООО «Стройтемп» законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса (л.д.11).
В ходе указанной проверки установлено, что между ООО «Стройтемп» и ООО «Строительная компания Триумф» заключен договор поставки №10/20 от 25.02.2020 года, по условиям которого ООО «Стройтемп» обязуется передать ООО «Строительная компания Триумф» строительные материалы, количество и ассортимент которых указывается в счете и товарной накладной, согласованные на основании заявки покупателя (л.д.15-18).
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее –Федеральный закон №275-ФЗ») контракт –договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
По смыслу пункта 4 статьи 3 Федерального закона №275-ФЗ ООО «Стройтемп» является исполнителем по государственному заказу.
В силу пункта 4 статьи 3, пункта 1 части 2 статьи 8 Федерального закона №275-ФЗ исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу –лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 8 Федерального закона №275-ФЗ исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Порядок ведения раздельного учета результатов финансового-хозяйственной деятельности при осуществлении казначейского сопровождения средств утвержден Приказом Минфина России от 10.01.2019 года №4н «О порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальным органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 года №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Пунктом 1 указанного Порядка установлены правила ведения юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства, указанные в части 2 (с учетом положений частей 3-6), части 7 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 года №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, №49, ст.7531), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также определяет правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверок, определенных подпунктом «б» пункта 1, что подпункта 24 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года №1702, в отноше7ии целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона.
Согласно пункту 2 Порядка, получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, договору (контракту), контракту по выполнению государственного оборонного заказа в соответствии с учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 3-9 Порядка, аналитический учет расходов осуществляется по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с Учетной политикой получателя целевых средств обособленно по каждому Договору.
Фактические затраты, отнесенные на исполнение Договора, группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых получателем целевых средств) в соответствии с Учетной политикой.
Накладные расходы (включая административно-управленческие расходы) включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с Учетной политикой.
Распределение накладных расходов на каждый Договор осуществляется пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по нему (если Договором предусмотрена выплата аванса), и оформляется справкой, сформированной в соответствии с Учетной политикой.
Основанием для осуществления записей в регистрах аналитического учета являются первичные (сводные) учетные документы, фиксирующие факты хозяйственной жизни, в том числе первичные (сводные) учетные документы, разработанные самостоятельно получателем целевых средств в соответствии с Учетной политикой.
Первичные (сводные) учетные документы должны содержать, кроме обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом №402-ФЗ, идентификатор Договора и иные дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к Договору.
Приходные ордеры на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов), требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты, наряды, ведомости, выдачи материалов на нужды учреждения, расчетные ведомости, иные первичные (сводные) учетные документы оформляются на изделие, группу изделий, работу, услугу, предусмотренные Договором, в соответствии с Учетной политикой.
В случае, если товарно-материальные ценности, необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения Договора, приобретались до даты заключения Договора или с целью исполнения обязательств по нескольким Договорам, требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты и иные первичные (сводные) учетные документы на получение указанных ценностей формируются обособленно по каждому Договору.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, раскрытие структуры цены Договора осуществляется путем формирования информации: в части плановых показателей –по укрупненным водам перечня направлений расходования целевых средств, отраженных в Сведениях об операциях с целевыми средствами, представленных в соответствии с порядком санкционирования целевых средств, установленным Министерством финансов Российской Федерации, утвержденных государственным (муниципальным) заказчиком, заказчиком на общую сумму и срок действия; в части фактических показателей –на основании фактических кассовых выплат получателя целевых средств по детализированным кодам Перечня, отраженным в платежных документах, представленных получателем целевых средств в соответствии с порядком санкционирования.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 года №106т «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (приложение №1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, её изменения и раскрытия.
Пунктами 8,10, 25 и др. указанного приложения №1 предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.).
Таким образом, организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии устанавливается в соответствии с принятой учетной политикой.
Согласно Приказу Минфина России от 06.05.1999 года №33н (в редакции от 06.04.2015 года) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.
Единые подходы учета финансово-хозяйственной деятельности организаций установлены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года №94н (в редакции от 08.11.2010 года) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Из Справки по результатам проверки соблюдения ООО «Стройтемп» исполнения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса №02-04/003646, составленной 06.08.2020 года Межрайонной инспекцией Федерльной налоговой службы №4 по Республике Мордовия, следует, что в положении об учетной политике для бухгалтерского учета на 2020 год отсутствует информация о ведении организацией, выполняющей государственный заказ, раздельного учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Отсутствуют регистры налогового и бухгалтерского учета по ведению раздельного учета доходов и расходов для определения результатов финансово-хозяйственной деятельности.
При исследовании оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 90 «Продажи», 90.01 «Выручка» и 90.02 «Себестоимость продаж», анализа счета 44 «Расходы на продажу», выявлено, что раздельный учет доходов и расходов по представленному договору поставки не ведется. Учет ведется в общем порядке.
При исследовании счета 90 «Продажи» установлено, что расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по договору, не учитываются отдельно и при расчете финансового результата по договору.
При исследовании счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», установлено, что раздельный учет по государственным контрактам не ведется, учет ведется в общем порядке (л.д.12-14).
По результатам прокурорской проверки, 28.09.2020 года постановлением заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области директор ООО «Стройтемп» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.50-61).
Кроме этого, по результатам прокурорской проверки, 10.08.2020 года и.о.прокурора Лямбирского района Республики Мордовия в адрес директора ООО «Стройтемп» ФИО1 вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о государственном оборонном заказе (л.д.7-8).
Поскольку, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени какие-либо действия по устранению выявленных нарушений ООО «Стройтемп» не приняты, у суда имеются основания для удовлетворения требований прокурора района и возложении обязанности на ответчика произвести раздельный учет результатов финансового-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством по договору №10/20 от 25.02.2020 года.
Доводы представителя ответчика о том, что для осуществления раздельного учета в организации отсутствует техническая возможность, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в бюджет Лямбирского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройтемп» о возложении обязанности произвести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности–удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Стройтемп» произвести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством по договору №10/20 от 25.02.2020 года на поставку продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания Триумф».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройтемп» государственную пошлину в бюджет Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия Н.В.Фролова
Справка: В окончательной форме решение принято -09 марта 2021 года
Судья Н.В.Фролова
УИД №13RS0017-01-2021-000213-60
Дело №2-191/2021