Дело № 2-2228/2019 (УИД № 13RS0023-01-2019-002748-59)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 10 июля 2019 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи - Бурлакова И.И.,
секретаря – Юрченковой Е.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И. М.,
истца – ФИО6,
представителя истца – адвоката Крючковой С. П., действующей на основании ордера № 2371 от 01 июля 2019 года,
ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Республике Мордовия,
представителя ответчика – ФИО7, действующей на основании доверенности № 8 от 18 января 2019 года,
представителя ответчика - ФИО8, действующей на основании доверенности № 71 от 01 июля 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании приказа о его увольнении № 215-лс от 31 мая 2019 года, незаконным, о возложении обязанности на ответчика отменить приказ № 215-лс от 31 мая 2019 года об увольнении ФИО6, о восстановлении на работе, о взыскании и зачете суммы заработной платы за время вынужденного прогула в размере 64128 рублей 24 копейки в сумму ранее выплаченной компенсации при увольнении, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей,
установил:
ФИО6 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании приказа о его увольнении № 215-лс от 31 мая 2019 года, незаконным, о возложении обязанности на ответчика отменить приказ № 215-лс от 31 мая 2019 года об увольнении ФИО6, о восстановлении на работе, о взыскании и зачете суммы заработной платы за время вынужденного прогула в размере 64128 рублей 24 копейки в сумму ранее выплаченной компенсации при увольнении, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что он до 31 мая 2019 года работал в должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия. Трудовые отношения между ним и Управлением регламентировались служебным контрактом № 63-2018 от 02.10.2018 года.
На основании приказа Управления № 215-лс от 31.05.2019 года действие служебного контракта прекращено, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Считает, что он был уволен с государственной гражданской службы незаконно.
Приказом от 22.02.2019 № П/29 утверждена структура и штатное расписание Управления, которые вводятся в действие с 1 июня 2019 года.
Согласно структуре, с 01.06.2019 на базе ранее существующих отделов государственной регистрации недвижимости № 1 и государственной регистрации недвижимости № 2 создан отдел государственной регистрации недвижимости. При этом какого - либо видоизменения функций вновь созданного отдела по сравнению с ранее выполняемыми не происходит. Должности начальников отдела № 1 и № 2 подлежали сокращению. Вводится должность начальника отдела государственной регистрации недвижимости.
До объединения, отделом государственной регистрации недвижимости № 1, состоящим из 27 государственных гражданских служащих, руководил он. Отделом государственной регистрации недвижимости № 2, состоящим из 16 государственных гражданских служащих, руководила ФИО2. Указанные отделы были созданы 1 сентября 2018 года в результате раздела ранее уже существующего в структуре Управления отдела государственной регистрации недвижимости, начальником которого он являлся с 1 января 2017 года до 1 сентября 2018 года. При этом и с 01.01.2017 данный отдел не был вновь созданным, поскольку с указанной даты произошло лишь переименование с «отдела государственной регистрации прав» в «отдел государственной регистрации недвижимости».
Фактически организационно-штатные мероприятия носили фиктивный характер. Анализ находящихся в материалах дела Положений об отделе государственной регистрации недвижимости в редакции от 01.01.2017 и от 01.06.2019 позволяет утверждать, что никакого изменения в функциях и задачах отдела не происходит, равно как и нет различий в Положениях об отделах государственной регистрации недвижимости № 1 и № 2. Не происходит и сокращение численности сотрудников отделов.
О фиктивности организационно-штатных мероприятий говорит и тот факт, что фактически сокращения штатной численности не произошло, и уволен был только он один в связи с «особым» отношением к нему руководителя Управления.
Исходя из пояснительной записки от 25.01.2019, а также из структуры и штатного расписания Управления введённых в действие с 01.06.2019, следует, что сокращаются три должности: начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1, начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 2 (замещала ФИО2), главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки (замещала ФИО1).
При этом вводились три новых должности, относящиеся к категории «руководители» ведущей группы должностей: начальник отдела государственной регистрации недвижимости; заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных; заместитель начальника отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки.
Показательно, что и ФИО2 и ФИО1, должности которых подлежали сокращению в результате проведения организационно-штатных мероприятий, сохранили работу в Управлении.
Должность начальника отдела государственной регистрации недвижимости руководителем Управления была предложена ФИО2, которая к 01.06.2019 функции начальника структурного подразделения Управления выполняла в течение 9 месяцев (с 01.09.2018 по 01.06.2019), а до этого замещала должности главного специалиста-эксперта и заместителя начальника отдела. На должность заместитель начальника отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки назначена ФИО1
В целях определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы в отношении него и ФИО2 внеочередная аттестация не проводилась, а результаты предыдущих аттестаций не принимались во внимание.
При проведении организационно-штатных мероприятий не был проведен сравнительный анализ, учитывающий уровень квалификации, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Фактически решение о рекомендации руководителю Управления предложить должность начальника отдела государственной регистрации недвижимости ФИО2 было принято на основании предложения заместителя руководителя Управления ФИО3 и ее субъективном мнении о ненадлежащем выполнении им должностных обязанностей, что следует из протокола № 2 от 02.04.2019 заседания комиссии по проведению организационно штатных мероприятий. В протоколе не указаны какие-либо конкретные факты, которые могли бы послужить основанием для подобных утверждений. При этом, у него с указанным государственным служащим с момента поступления ее на государственную гражданскую службу в Управление сложились неприязненные отношения. В октябре 2018 года из-за ее виновных действий он был незаконно привлечен к дисциплинарной ответственности. В последующем, решением Ленинского районного суда города Саранска от 26.02.2019 по делу № 2-351/2019 приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности признан незаконным.
Решение вступило в законную силу 08.05.2019. До поступления на службу в Управление ФИО3 он был членом всех постоянно действующих в Управлении комиссий и групп (аттестационная, конкурсная, жилищная, по осуществлению закупок товаров и услуг для нужд Управления и т.д.). После ее поступления на работу в Управление он был исключен из всех комиссий. Кроме этого, из представленного протокола видно, что комиссией не проводилось исследования и сравнительный анализ характеристик ФИО6 и ФИО2 для определения преимущественного права на оставление на работе. Комиссией не были приняты во внимание то, что в отличие от ФИО2 он с 2006 года по 2019 год выполнял в Управлении функции начальника структурного подразделения осуществляющего регистрационные действия. За время работы он неоднократно поощрялся за добросовестное исполнение служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне, а также безупречную и эффективную гражданскую службу, что подтверждается сведениями о поощрениях в трудовой книжке. В частности: в 2008 году ему объявлена благодарность директора Федеральной регистрационной службы, в 2015 году награжден Почетной грамотой Республики Мордовия, в октябре 2018 награжден Почетной грамотой Росреестра. По результатам всех предшествующих увольнению с гражданской службы аттестаций, которые проводились в отношении него, аттестационной комиссией принимались решения о соответствии его замещаемой должности гражданской службы и рекомендовался к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Он неоднократно повышал квалификацию по направлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также в сфере осуществления государственных закупок, поскольку с 2005 года являлся членом постоянно действующей в Управлении комиссии по осуществлению закупок товаров и услуг для нужд Управления. Комиссией проигнорировано, что в отличие от ФИО2 он имеет больший общий стаж государственной гражданской службы, а также стаж исполнения служебных обязанностей в должности, относящейся к категории «руководители» ведущей группе должностей. Не оценивает комиссия и то обстоятельство, что в период исполнения функций государственного регистратора прав ФИО2 в течение трех лет находилась в отпуске по уходу за ребенком и в последующем в течение одного года в отпуске за свой счет, что, не смотря на сохранение общего стажа, не может положительно влиять на квалификацию гражданского служащего. Комиссия не проводит оценку результатов профессиональной служебной деятельности.
Замещаемая им должность начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 относилась к категории «руководители» и группе «ведущие должности».
Уведомление о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 от 05.03.2019 № 01-03/1556 он получил 07.03.2019.
На указанную дату в Управлении была вакантна должность заместителя начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 2. Должность относилась к категории «руководители», группе «ведущие должности» и не подлежала сокращению в результате организационно-штатных мероприятий. Данная должность в нарушение требований части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представителем нанимателя ему не предлагалась.
На указанную должность приказом Управления от 18.03.2019 № 62-лс назначается ФИО4, ранее замещающая должность главного специалиста эксперта отдела государственной регистрации недвижимости № 2. При этом замещаемая ею должность главного специалиста-эксперта не подлежала сокращению в результате организационно-штатных мероприятий.
Согласно структуры Управления, утвержденного приказом Управления от 22.02.2019 № П/29, с 01.06.2019 в отделе ведения ЕГРД повышения качества данных ЕГРН к ранее существующим двум должностям заместителя начальника отдела дополнительно вводится третья должность заместителя начальника отдела; в отделе государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки вводится должность заместителя начальника отдела.
Исходя из штатного расписания Управления, должности заместителя начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН, а также заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки относятся к категории «руководителю) и группе «ведущие должности».
Данные должности ему предложены не были.
Вместо этого предлагаются должности главного специалиста - эксперта и ведущего специалиста эксперта в отделе государственной регистрации недвижимости, специалиста эксперта в межмуниципальном отделе по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам. Данные должности относятся к категории «специалисты» и группе «старшие должности». Также предлагается должность специалиста 1 разряда Ковылкинского межмуниципального отдела, относящаяся к категории «обеспечивающие специалисты» и группе «младшие должности».
Должность заместителя начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН была предложена для замещения ФИО4 (на 22.02.2019 занимала должность главного специалиста-эксперта в отделе государственной регистрации недвижимости №2 и имела стаж работы в Управлении не более 2 лет), а должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки ФИО1 (на 22.02.2019 занимала должность главного специалиста - эксперта в отделе государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки).
16.05.2019 (за 15 дней до увольнения) руководитель Управления письмом № 01-0313341информирует его о наличии вакантных должностей в Управлении Федерального казначейства по Республике Мордовия. К обращению приложено письмо Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 13.05.2019, содержащее сведения об объявлении в ближайшее время конкурсов на вакантные должности государственной гражданской службы.
Кроме этого, Руководителем Управления при предложении вакантных должностей не было учтено то обстоятельство, что в силу пункта 4 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае, предусмотренном частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, конкурс не проводится.
Считает, что в отношении него совершены действия дискриминационного характера.
Это выразилось в том, что при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 в отличие от других гражданских служащих Управления, имеющих более низкую квалификацию и меньший стаж работы, ему не были предложены должности гражданской службы в Управлении, в то время как он соответствовал квалификационным требованиям предъявляемым к их замещению.
Мероприятия, направленные на определение преимущественного права на оставлении на работе (службе) при сокращении должностей гражданской службы проведены не полно и не объективно.
Кандидатура ФИО9 была одобрена только на основании предложения ФИО3
Должность заместителя начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 2 вакантная до и после передачи ему уведомления о сокращении должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости №1 в нарушение требований части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ представителем нанимателя ему не предлагалась.
Должность заместителя начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН и должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки предложены сотрудникам Управления, ранее замещающие должности категории «специалисты» и группы «старшие должности».
С сентября 2018 года на него оказывалось постоянное административное давление со стороны руководителя Управления ФИО5 и его заместителя ФИО3 Ему неоднократно заявляли, что если он не напишет заявление об увольнении по собственному желанию, его уволят по инициативе работодателя. Не имея каких - либо фактических и правовых оснований, в октябре и декабре 2018 года его незаконно привлекали к дисциплинарной ответственности. С сентября 2018 года ему не выплачивали премию, являющуюся частью денежного содержания государственного гражданского служащего.
На основании вышеизложенного с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным приказ № 215-лс от 31 мая 2019 года «Об увольнении ФИО6»; обязать ответчика отменить приказ № 215-лс от 31 мая 2019 года «Об увольнении ФИО6»; восстановить на работе в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1; в случае удовлетворения исковых требований зачесть неполученную им среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с 01.06.2019 года 10.07.2019 года в размере 64128 рублей 24 копеек в счет полученной им компенсации при увольнении с государственной гражданской службы; взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО6 и его представитель Крючкова С.П. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика ФИО7, ФИО8 исковые требования не признавали, считали их не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в письменных возражения.
Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования ФИО6 подлежат частичному удовлетворению, суд находит исковые требования ФИО6 подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст.3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее ФЗ № 79-ФЗ), государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 ФЗ № 79-ФЗ, регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33, 38 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Исходя из статьи 73 ФЗ № 79-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно статьи 31 ФЗ № 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение срока, указанного вчасти 2настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии состатьей 48настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии спунктом 8.2 части 1 статьи 37настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии спунктом 8.3 части 1 статьи 37настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, приказом от 22.02.2019 № П/29 утверждена структура и штатное расписание Управления, которая вводится в действие с 01.06.2019.
Согласно структуре утвержденного штатного расписания с 01.06.2019 на базе ранее существующих отделов государственной регистрации недвижимости № 1 и государственной регистрации недвижимости № 2 создан отдел государственной регистрации недвижимости с одним начальником объединенного отдела, введены две дополнительные должности заместителей начальников отделов государственной службы и кадров и ведения ЕГРН, которые относятся к категории «руководители» и группе «ведущие должности», при этом сокращались должности начальников отдела государственной регистрации недвижимости 1,2, которые возглавляли ФИО2 и ФИО6, а также должности главного специалиста эксперта отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки (замещала ФИО1). Сотрудники Управления ФИО2., ФИО6 и ФИО1 были предупреждены о предстоящем сокращении их должностей письменно 05.03.2019.
Должность начальника государственной регистрации недвижимости № 1 ФИО6 относилась к категории «руководители» и группе «ведущие должности».
При проведении организационно-штатных мероприятий в Росреестре общая численность работников не изменялась (осталось 165 штатных единиц), изменялась лишь структура и численность отделов путем перераспределения обязанностей и численности, что подтверждается показаниями представителей ответчика, копиями штатных расписаний.
Вновь вводимая с 01.06.2019 должность начальника отдела регистрации недвижимости была предложена ФИО2., занимавшей равнозначную должность с ФИО6
Должность заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, относящаяся к категории «руководители» и группе «ведущие должности» была предложена к замещению ФИО1, которая ранее замещала должность специалиста эксперта, не входящую в категорию «руководители» и группе «ведущие должности».
Должность заместителя начальника отдела ЕГРН была замещена ФИО4, также замещавшей должность специалиста эксперта, но переведенной на должность заместителя начальника отдела регистрации недвижимости № 2 приказом от 24.12.2018 временно, до назначения заместителя начальника отдела в установленном порядке. В отношении ФИО4 процедура сокращения не проводилась. Она была переведена на вышестоящую должность приказом руководителя Росреестра от 23.05.2019 № 165-к без сравнительной оценки деловых и профессиональных качеств, учета стажа государственной службы. При этом должность заместителя начальника отдела регистрации недвижимости № 2 перестала существовать с 01.06.2019, в соответствии с новым штатным расписанием. Единица заместителя начальника отдела регистрации недвижимости № 2 была передана в отдел ведения ЕГРН, что предполагало проведение в установленном законом порядке процедуры сокращения работника и назначения на вновь созданную должность работника с учетом требований ст. 31 ФЗ № 79-ФЗ.
В целях определения преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы – начальника отдела государственной регистрации недвижимости в Управлении в отношении ФИО6 и ФИО2 внеочередная аттестация не проводилась.
Для оценки преимущественного права оставления на службе сотрудников, в частности при сокращении одной штатной должности руководителей отделов № 1 и № 2 регистрации недвижимости из двух было проведено совещание, в ходе которого, как это следует из пояснений представителя ответчика были заслушаны пояснения и характеризующая информация, представленная заместителями начальника Росреестра, а также проанализированы достигнутые каждым из служащих результаты по направлению деятельности, в том числе стаж службы сокращаемых работников, их квалификация. По результатам данного совещания 02.04.2019 сделан вывод о том, что преимущественным правом на оставление при сокращении одной должности начальника отдела, ФИО6 не обладает. Каких либо доказательств, подтверждающих преимущественное право ФИО2 на замещение должности начальника во вновь созданном отделе, по сравнению с ФИО6 суду не представлено.
При этом, сравнительный анализ указанных преимущественных прав оставления на службе ФИО6 и ФИО2 позволяет сделать вывод о том, что ФИО6, имея равную с ФИО2 квалификацию, имеет больший стаж гражданской службы, в том числе по специальности, а именно: у ФИО6 имеется стаж государственной гражданской службы 19 лет, с 03.2000 года, а у ФИО2. имеется стаж государственной гражданской службы 16 лет 11 месяцев, с 04.2002 года, в сравнительных характеристиках также не были учтены награды, отражающие результаты его деятельности как квалифицированного специалиста.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 79-ФЗ должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Замещаемая ФИО6 должность начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 относилась к категории «руководители» и группе «ведущие должности».
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.) разъяснено, что исходя из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что представитель нанимателя обязанпредлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службывсе имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Согласно структуры Управления, утвержденного приказом Управления от 22.02.2019 № П/29, с 01.06.2019. в отделе ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН к ранее существующим двум должностям заместителя начальника отдела дополнительно вводится третья должность заместителя начальника отдела; в отделе государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки вводится должность заместителя начальника отдела. Данные должности относятся к категории «руководители» и группе «ведущие должности» и должны были быть в первую очередь предложены сокращаемому работнику, замещавшему равнозначную должность. Однако ФИО6 для замещения они предложены не были и замещены другими работниками ФИО1 и ФИО4, которые ранее замещали должности специалистов экспертов, не входящие к категории «руководители» и группе «ведущие должности». Сравнительная оценка преимущественного права их замещения указанными сотрудниками и истцом ответчиком не проводилась, несмотря на то, что ФИО1 также проходила процедуру сокращения и была предупреждена об этом, а ФИО4, была просто переведена на вышестоящую должность, образованную с 01.06.2019. без какой-либо оценки ее деловых и профессиональных качеств и учета стажа работы.
Таким образом, проводя организационно-штатные мероприятия, предупредив ФИО6 о предстоящем увольнении по сокращению штата, имея достоверные сведения об образовании равнозначных для ФИО6 с 01.06.2019 должностей заместителя начальника отдела государственной службы и кадров, правового обеспечения и мобилизационной подготовки и отдела ведения ЕГРН, которые он мог заместить в соответствии со своей квалификацией образованием, опытом работы, ответчик не предложив ее предупрежденному об увольнении работнику, принял решение о переводе на указанные должности работников, замещавших нижестоящие должности и также сокращаемую должности без оценки их деловых и профессиональных качеств, учета стажа и опыта работы.
В нарушение выше приведенного законодательства ФИО6 были предложены должности главного специалиста – эксперта и ведущего специалиста эксперта в отделе государственной регистрации недвижимости, специалиста – эксперта в межмуниципальном отделе по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам, которые относятся к категории «специалисты» и группе «старшие должности» и не обязательны для предложения сокращаемому с вышестоящей должности работнику.
Таким образом, ответчиком была нарушена процедура сокращения, предусмотренная ст. 31 ФЗ № 79-ФЗ, выразившаяся в не проведении надлежащей оценке деловых, профессиональных качеств и стажа государственной службы ФИО6 и ФИО2 при оценке возможности замещения должности руководителя преобразованного путем слияния двух отделов № 1 и № 2 регистрации недвижимости нового отдела регистрации недвижимости, а также в нарушении процедуры замещения вновь образованных должностей заместителей начальников отделов ведения ЕРГН и кадровой работы минуя рассмотрение вопроса возможности замещения их истцом.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что требования истца о признании приказа № 215-лс от 31.05.2019 незаконным и восстановлении на работе подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств суду ответчиком в опровержение установленных обстоятельств не представлено. В связи с чем, ФИО6 подлежит восстановлению на работе в должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Согласно ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В силу ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В соответствии с ч. 4 ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
Согласно сведениям, содержащимся в справе от 03.07.2019 г. № 03-27/4531 за период с 01.06.2018 г. по 31.05.2019 года ФИО6 начислено 453648 руб. 58 коп. За указанный период им был отработан 191 день. Средний заработок составил 2375 руб. 12 коп. в день (453648 руб. 58 коп. : 191 = 2375 руб. 12 коп.).
Количество дней вынужденного прогула с 01.06.2019 г. по 10.07.2019 г. составляет 27 дней.
Размер платы за время вынужденного прогула составляет 64128 руб. 24 коп. (2375 руб. 12 коп. х 27 дней = 64128 руб. 24 коп.).
Данный расчет суд считает законным и обоснованным, иного сторонами не представлено.
Вместе с тем судом установлено, что при увольнении ФИО6 были выплачены компенсационные выплаты, связанные с увольнением по основанию сокращения должности в размере 166165 рублей.
Учитывая обоснованность требований истца о признании приказа об увольнении незаконным, суд считает, что подлежат удовлетворению требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере 64128 рублей 24 копейки с зачетом указанной суммы в сумму выплаченной ФИО6 компенсации при увольнении в размере 166165 рублей 16 копеек, при её возврате.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в судебном заседании установлен факт незаконного увольнения работника, с работодателя подлежит взысканию сумма компенсации морального вреда.
Вместе с тем, суд полагает, что заявленная истцом к взысканию сумма компенсации морального вреда 50000 руб. является завышенной, не отвечает требованиям разумности и справедливости, не соответствует степени тяжести понесенных моральных страданий и обстоятельствам дела.
С учетом установленных, требований разумности и справедливости суд полагает, что обоснованной является сумма компенсации морального вреда в размере до 10000 рублей.
Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе.
Учитывая, что судом удовлетворены требования истца о восстановление на работе, решение суда в указанной части подлежи немедленному исполнению.
С учетом требований части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Саранск государственная пошлина в размере 2424 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, и руководствуясь статьями 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании приказа о его увольнении № 215-лс от 31 мая 2019 года, незаконным, о возложении обязанности на ответчика отменить приказ № 215-лс от 31 мая 2019 года об увольнении ФИО6, о восстановлении на работе, о взыскании и зачете суммы заработной платы за время вынужденного прогула в размере 64128 рублей 24 копейки в сумму ранее выплаченной компенсации при увольнении, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, удовлетворить частично.
Признать приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия № 215-лс от 31 мая 2019 года об увольнении ФИО6 незаконным.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия обязанность отменить приказ № 215-лс от 31 мая 2019 года об увольнении ФИО6.
Восстановить ФИО6 в должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в пользу ФИО6 среднюю заработной платы за время вынужденного прогула с 01 июня 2019 года по 10 июля 2019 года в размере 64128 (шестьдесят четыре тысячи сто двадцать восемь) рублей 24 копейки с зачетом указанной суммы в сумму выплаченной ФИО6 компенсации при увольнении в размере 166165 рублей 16 копеек, при её возврате.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в пользу ФИО6 компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Решение в части восстановления ФИО6 в должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия подлежит немедленному исполнению.
В части взыскания компенсации морального вреда в большем размере, истцу отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 2 424 (две тысячи четыреста двадцать четыре) рубля.
На решение суда может быть подача апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Саранска.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда составлено 15 июля 2019 года.
Судья И.И. Бурлаков