ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 130023-01-2020-003285-16 от 05.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-262/2020

УИД № 13RS0023-01-2020-003285-16

РЕШЕНИЕ

5 августа 2020 года город Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,

рассмотрев жалобу первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Цыбизовой Р.М. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Яшковой О.А. от 23 июня 2020 г., вынесенное в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 23 июня 2020 г. № 20-21/41-2020 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее также Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, в размере 37141,92 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска, защитник Министерства по доверенности Цыбизова Р.М. выражает несогласие с постановлением от 23 июня 2020 г., вынесенным по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об его незаконности.

Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия уведомлено о подаче жалобы на указанное постановление, в отзыве на которую должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, просит жалобу Министерства оставить без удовлетворения.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.

В судебном заседании защитник Министерства по доверенности Кочергова Е.П. суду пояснила, что предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях ИП ГКФХ ФИО1, осуществлялось согласно Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 Февраля 2013 г. № 59. Целевым назначением федеральных средств, поступивших на основании Соглашения о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, является возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам. Следовательно, представленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ИП ГКФХ ФИО1 субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам являются использованными по целевому назначению.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе и возражениях на нее, выслушав объяснения защитника, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в ред. от 13.12.2017) (далее – Государственная программа), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (приложение № 10 к Государственной программе) (далее – Правила № 10 к Государственной программе), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (приложение № 12 к Государственной программе) (далее – Правила № 12 к Государственной программе) в 2018 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия предоставлены межбюджетные трансферты на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в сумме 323 916 800 рублей 00 копеек.

На основании пункта 6.1.1 Соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 31 января 2018 г. № 082-09-2018-452 органом исполнительной власти, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения со стороны субъекта Российской Федерации определено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Министерством в 2018 году осуществлялось предоставление Индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее – ИП ГКФХ ФИО1) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 26 октября 2010 г. № 102007/0013 на строительство молочной фермы на 100 голов и приобретение оборудования на основании Соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа) в агропромышленном комплексе от 15 февраля 2018 г. (в редакции дополнительного соглашения от 22 октября 2018 г.) (далее – Соглашение с ИП ГКФХ ФИО1).

Министерством в 2018 году платежными поручениями от 25 июня 2018 г. № 1274 в сумме 249 608,00 рублей, от 21 ноября 2018 г. в сумме 221 410,00 рублей, от 13 декабря 2018 г. № 585971 в сумме 228 773,75 рублей, от 19 декабря 2018 г. № 623891 в сумме 228 756,25 рублей перечислено ИП ГКФХ ФИО1 субсидии в общей сумме 928 548,00 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, в сумме 742 838,40 рублей.

Пунктом 2 Правил № 10 к Государственной программе установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31 декабря 2016 г. включительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Государственной программы Правительством Республики Мордовия утвержден Порядок № 59.

Пунктом 8 Порядка № 59 предусмотрено, что целью предоставления субсидий является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 59 уполномоченным органом, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

Согласно пункту 18 Порядка № 59 Минсельхозпрод Республики Мордовия осуществляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления денежных средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в соответствии с условиями их предоставления.

На основании пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 12.1, пункта 18 Порядка № 59, пункта 2.2.4 Соглашения с ИП ГКФХ ФИО1 на Министерство возложена обязанность проведения обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

УФК по Республике Мордовия проведена внеплановая выездная проверка в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия за период с 01.01.2017 по 31.12.2018. 15 августа 2019 г. по результатам проведения вышеуказанной внеплановой выездной проверки составлен акт, в котором установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 8 718 996,07 рублей, а именно Министерством в 2017-2018 годах допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидии по виду расходов 523 «Консолидированные субсидии», 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в сумме 7 516 143,80 рублей, из них в 2017 году – в сумме 4 868 517,00 рублей, в 2018 году – в сумме 2 647 626,8 рублей, и средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выделенных в виде субсидии по виду расходов 814 «Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг», КОСГУ 242 «Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство» в сумме 1 202 852,27 рублей, из них в 2017 году в сумме 540 945,57 рублей, в 2018 году в сумме 661 906,7 рублей, на цели, не соответствующих целям, определенным условиями их предоставления, а именно, предоставлена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в частности главой КФХ ФИО1, который не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, не занимается производством сельскохозяйственной продукции и не осуществляет ее первичную и последующую (промышленную) переработку.

Материалами дела установлено и никем по настоящему делу не оспаривается, что с момента государственной регистрации хозяйственную деятельность ИП ГКФХ ФИО1 не осуществлял, собственного имущества, производственной базы и работников никогда не имел. Молочно-животноводческая ферма на 100 голов в с. Селищи у ИП ГКФХ ФИО1 не пригодна к эксплуатации ввиду того, что объект в настоящий момент не построен, объемы работ по тридцати проверенным позициям, указанным в актах о приемке выполненных работ, фактически не выполнены. Приобретенное технологическое оборудование для семейной молочной фермы на 100 коров с беспривязно-боксовым содержанием отсутствует.

При этом Министерством, в исполнение пункта 18 Порядка № 59, обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями у ИП ГКФХ ФИО1 не проводились, несмотря на то, что в силу указанного пункта 18 именно Министерство несет ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия с нарушением установленных требований.

Таким образом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в результате неосуществления контроля над соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, допущено нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, в сумме 742 838,40 рублей, выразившееся в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному ИП ГКФХ ФИО1 в российской кредитной организации на строительство молочной животноводческой фермы на 100 голов, фактически не осуществлявшим строительство указанной фермы и не осуществлявшим производство сельскохозяйственной продукции и (или) ее первичную и последующую (промышленную) переработку с момента регистрации и по 31 декабря 2018 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 10 июня 2020 г. протокола № 24-16/12 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечении 23 июня 2020 г. Министерства к ответственности, предусмотренной данной нормой.

Доводы жалобы подлежат отклонению.

Предоставление субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, лицам, не осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) ее первичную и последующую (промышленную) переработку, будет являться нарушением пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 Правил № 717. В связи с тем, что деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработкой, получателем субсидии - ИП ГКФХ ФИО1 не велась цель предоставления субсидии, предусмотренная пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 2 Правил № 717 в виде возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг не достигнута.

Деяние Министерства правильно квалифицировано по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Совокупность установленных УФК по Республике Мордовия и судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием УФК по Республике Мордовия норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.

Порядок и срок давности привлечения Министерства к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере - 5% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 июля 2009 года N 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).

Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений, а потому по своему характеру указанное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Из доводов жалобы, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Яшковой О.А. от 23 июня 2020 г., вынесенное в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Цыбизовой Р.М. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья А.К. Чибрикин

Дело № 12-262/2020

УИД № 13RS0023-01-2020-003285-16