ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 130023-01-2020-004734-34 от 29.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-709/2021 (УИД № 13RS0023-01-2020-004734-34)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 29 марта 2021 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Бурлаков И.И.,

при секретаре Пшеничниковой Е.В.,

с участием в деле:

истца ФИО1,

представителя истца Пазухина К. А., действующего на основании ордера от 10 ноября 2020 года № 2574,

ответчика Администрация городского округа Саранск,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 15 марта 2021 года № 34-Д,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительство Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемым жилым помещениям,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемым жилым помещениям.

В обосновании требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение (комната) общей площадью 14,5 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый , право собственности возникло на основании договора купли-продажи комнаты в общежитии от 02.06.2018, и жилое помещение (комната) обшей площадью 12,2 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности возникло на основании договора купли-продажи жилого помещения от 05.02.2019.

Данные жилые помещения расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года в соответствии с п. 328 и п. 329 Приложения 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 № 53«Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканской целевой программы "Жилище" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия».

Заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10.09.2014 № 12, постановлением Администрации городского округа Саранск от 29.12.2018 № 3088«О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округе Саранск, аварийным и подлежащие сносу» жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10.09.2014 № 13, постановлением Администрации городского округа Саранск от 29.12.2018 № 3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащие сносу» жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.

15.11.2019 Ответчиком в ее адрес направлено уведомление № 8176-ОГ об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занимаемого указанным домом, а также об изъятии объектов недвижимости в данном доме (жилое помещение (комната) общей площадью 14,5 кв.м. по адресу: <адрес>).

18.11.2019 Ответчиком в ее адрес направлено уведомление № 8186-ОГ об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занимаемого указанным домом, а также об изъятии объектов недвижимости в данном доме (жилое помещение (комната) общей площадью 12,2 кв.м по адресу: <адрес>).

26.11.2019 обращением в адрес Ответчика она сообщила, что согласна получить другое жилое помещение за изымаемое жилое помещение общей площадью 14,5 кв.м по адресу: <адрес> и жилое помещение общей площадью 12,2 кв.м по адресу: <адрес>, выразила несогласие на получение выкупной стоимости.

Истец известила Администрацию городского округа Саранск о выборе ею способа реализации жилищных прав в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу, путем предоставления другого жилого помещения.

На основании вышеизложенного просит обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить, в собственность истца благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемых жилых помещений - комнаты общей площадью 14,5 кв.м, в доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, без возмещения разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением; обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить в собственность истца благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемого жилого помещения – комнаты общей площадью 12,2 кв.м в доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, без возмещения разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще и своевременно. Направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца – адвокат Пазухин К.А. считал, что исковые требования истца обоснованные, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что требования истца, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений, не основаны на законе.

В судебное заседание представители третьих лиц не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще и своевременно, о причинах неявки суд не известили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН (л.д.15-19), договору купли-продажи комнаты в общежитии от 02.06.2018 (л.д.6), ФИО1 является собственницей комнаты в общежитии дома по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.12-13), договору купли-продажи комнаты в общежитии от 05.02.2019 (л.д.7), ФИО1 является собственником комнаты в общежитии <адрес>

Жилые помещения, принадлежащие истцу, расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года в соответствии с п. 328 и п. 329 Приложения 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 № 53«Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканской целевой программы "Жилище" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия».

Заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10.09.2014 № 12, постановлением Администрации городского округа Саранск от 29.12.2018 № 3088«О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округе Саранск, аварийным и подлежащие сносу» жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10.09.2014 № 13, постановлением Администрации городского округа Саранск от 29.12.2018 № 3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащие сносу» жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.

15.11.2019 Ответчиком в ее адрес направлено уведомление № 8176-ОГ об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занимаемого указанным домом, а также об изъятии объектов недвижимости в данном доме (жилое помещение (комната) общей площадью 14,5 кв.м. по адресу: <адрес>).

Письмами от 15.11.2019 № 8176-ОГ и 18.11.2019 № 8186-ОГ Ответчиком в адрес ФИО1 были направлены уведомления об изъятии для муниципальных нужд земельных участков занимаемых жилыми домами и по <адрес>, а также об изъятии объектов недвижимости в данных домах (жилых помещений принадлежащих ей на праве собственности).

26.11.2019 ФИО1 сообщила Ответчику, что согласна получить другое жилое помещение за изымаемые жилые помещения общей площадью 14,5 кв.м по адресу: <адрес>, и жилое помещение общей площадью 12,2 кв.м по адресу: <адрес>, выразила несогласие на получение выкупной стоимости.

Письмом от 13.02.2020 № 451-ОГ Администрация го Саранск повторно известила ФИО1 о реализации его жилищных прав путем заключения соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения по адресу: <адрес>, в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4 июня 2020 г. Администрацией го Саранск принято постановление № 813 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , а также жилых помещений, расположенных по тому же адресу согласно приложению. В данном приложении указано жилое помещение: <адрес> кадастровый , общей площадью 14,5 кв.м.

Письмом от 14.02.2020 № 502-ОГ Администрация го Саранск повторно известила ФИО1 о реализации его жилищных прав путем заключения соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения по адресу: <адрес> в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

25.02.2020 Администрацией го Саранск принято постановление № 309 и в последующем постановление от 29.06.2020 № 945, об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, а также жилых помещений, расположенных по тому же адресу согласно приложению. В данном приложении указано жилое помещение: <адрес>, кадастровый , общей площадью 12, кв.м. (л.д.102-104).

Постановлением Администрации го Саранск от 29 декабря 2018 г. № 3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными постановлением от 29 декабря 2018 г. № 3100) жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», где в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» включены многоквартирные дома, расположенный по адресу: <адрес>, планируемая дата переселения 31 декабря 2020 г.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно части первой статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

На основании пункта 11 части первой статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть шестая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

При этом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, собственник ФИО1 по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

ФИО1 известила Администрацию го Саранск о выборе ею способа реализации жилищных прав в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность, по каждому жилому помещению.

При таких обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у Администрации го Саранск имеется обязанность предоставить ФИО1 в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение за каждое изымаемое жилое помещение в отдельности.

Доводы представителя ответчика ФИО2 о праве истца на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права.

Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена новой частью 8.2 (вступила в силу 28 декабря 2019 г.).

Правоотношения сторон по данному делу возникли до принятия вышеуказанной нормы и соответственно на них не может распространяться действие данной статьи.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск об обязании предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемым жилым помещениям, подлежит удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемым жилым помещениям, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО1, в собственность благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемого жилого помещения - комнаты общей площадью 14,5 кв.м, в <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, без возмещения разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 года № 53.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить в собственность истца благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен изымаемого жилого помещения – комнаты общей площадью 12,2 кв.м. в <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, без возмещения разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 года № 53.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья И.И. Бурлаков

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2021 г.

Судья И.И. Бурлаков

Дело № 2-709/2021 (УИД № 13RS0023-01-2020-004734-34)