Дело № 12-303/2021
УИД № 13RS0023-01-2021-004576-39
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
рассмотрев жалобу ФИО8 на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 сентября 2021 года, вынесенное в отношении ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее Мордовское УФАС России, антимонопольный орган) от 22 сентября 2021 г. ФИО8, занимавший на момент вменённого деяния должность заместителя начальника отдела по техническому содержанию объектов внешнего благоустройства казенного учреждения городского округа Саранска «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, ФИО8 просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, приводя доводы о том, что он не являлся должностным лицом, ответственным за размещение информации в ЕИС, т.е. субъектом вменённого правонарушения.
В судебном заседании ФИО8 жалобу поддержал.
Необходимости в допросе должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, иных лиц не усматриваю. Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учётом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО8 к административной ответственности) ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1). Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч. 2). Информация, предусмотренная названным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3).
В силу ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 данной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с названным Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 данной статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 данной статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно части 2 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в реестр контрактов включается, в том числе информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены (пункт 8); информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) (пункт 10); документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (пункт 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" утверждены Правила, которыми установлен порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил в реестр контрактов включается информация и документы, определенные в части 2 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, в том числе - информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены (подпункт "з"); информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении гарантийных обязательств, предусмотренных частью 4 статьи 33 названного Федерального закона, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций), наименование страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) с учетом положений подпункта "р" данного пункта, информация о производителе товара в отношении исполненного контракта (подпункт "к"); документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) (подпункт "н").
В соответствии с пунктом 12 Правил заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 Правил.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 29 июня 2020 года по результатам проведенного электронного аукциона КУ го Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (заказчик) заключен муниципальный контракт N 82-р/20 (реестровый номер контракта N 31325127361 20 000100) с акционерным обществом "Транс-Севера" (подрядчик) на благоустройство территории под размещение парка культуры и отдыха Ленинского района г. Саранска в районе ул. Пионерской
В соответствии с пунктом 3.1 указанного контракта календарные сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 31 декабря 2020 года, в соответствии с графиком производства работ, указанном в приложении №1. Днем окончания работ является день приемки комиссией, назначенной заказчиком, выполненных подрядчиком работ и подписания последнего акта о приемке выполненных работ по форме КС-2. Срок действия контракта с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Акт-приемки выполненных работ по форме КС-2 № 7.1 от 22.09.2020 на сумму 382234 рубля, подписанный сторонами 24.09.2020, размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в разделе «Реестр контрактов» с нарушением сроков размещения документов в ЕИС – 5 октября 2020 г., тогда как указанная информация в соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ подлежала размещению заказчиком в срок до 1 октября 2020 включительно.
Письмом от 1 июля 2021 г., направленного и.о. директора КУ го Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" в антимонопольный орган, сообщено, что на основании приказа №105/1-од от 30.06.2020 «О назначении ответственных лиц» ответственным лицом по муниципальному контракту N 82-р/20 от 29.06.2020 являлся сотрудник контрактной службы заместитель начальника отдела по техническому содержанию объектов внешнего благоустройства КУ го Саранска "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" ФИО8, своевременно не представивший в отдел по организации торгов и маркетингу информацию об исполнении муниципального контракта.
Данные обстоятельства явились основанием для составления 10 сентября 2021 г. специалистом-экспертом Мордовского УФАС России в отношении ФИО8 протокола по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации и последующего его привлечения постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
С указанным выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако, по данному делу, административным органом не представлены доказательства того обстоятельства, что ФИО8 не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности.
То обстоятельство, что заместитель начальника отдела по техническому содержанию объектов внешнего благоустройства ФИО8 являлся работником контрактной службы КУ го Саранска "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" установлено судом и подтверждено материалами административного дела.
Вместе с тем, пунктом 4.2 Положения о контрактной службе осуществление размещения в ЕИС информации об исполнении (расторжении) контрактов, представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов отнесено к полномочиям должностных лиц отдела по организации торгов и маркетингу, входящих в состав контрактной службы - к таковым ФИО8 не относился.
Организация направления в уполномоченный орган информации и документов, которые необходимы для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информации о заключенных контрактах входит в круг должностных обязанностей начальника отдела по организации торгов и маркетингу – п. 3.18 должностной инструкции.
При этом приказ №105/1-од от 30.06.2020 «О назначении ответственных лиц», на который как на обвинительное доказательство ссылался антимонопольный орган при вынесении постановления от 22 сентября 2021 г., не подтверждает изложенные в нём обстоятельства вины ФИО8 Так, согласно тексту приказа, в Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства ответственными лицами за контроль над проведением работ по муниципальному контракту N 82-р/20 от 29.06.2020 по своему направлению помимо ФИО8 были назначены: ФИО5, ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО6, ФИО7 с выполнением функций по подготовке для размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения контракта. Контроль над исполнением был возложен на начальников отделов (5 лиц).
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о недоказанности факта ненадлежащего исполнения заместителем начальника отдела по техническому содержанию объектов внешнего благоустройства ФИО8 своих должностных обязанностей.
Довод обжалуемого постановления о том, что ФИО8 подлежит административной ответственности в связи с тем, что согласно его должностной инструкции в его обязанности входит размещение информации в сети Интернет об исполнении (расторжении) контракта, является необоснованным в силу требований положений ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, указывающей на необходимость проверки именно факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей, что в данном случае не подтверждается достаточными доказательствами.
Кроме того, направление в установленный законом срок со дня исполнения контракта (этапа исполнения контракта) указанных сведений для размещения в ЕИС является типовым условием должностных инструкций в Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства и входит в обязанности не только привлеченного лица (см., например, должностную инструкцию начальника отдела по техническому содержанию объектов внешнего благоустройства – п.2.29), но и иных работников контрактной службы.
Согласно ст. 1.5 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП Российской Федерации должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление врио руководителя Мордовского УФАС России от 22 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации, вынесенное в отношении ФИО8 нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
жалобу ФИО8 удовлетворить.
Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 сентября 2021 года, вынесенное в отношении ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин
1версия для печатиДело № 12-303/2021 (Решение)