Дело № 2а-2638/2023
УИД № 13RS0023-01-2023-003735-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 29 ноября 2023 г.
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малкиной А.К.,
при секретаре судебного заседания Бамбуркиной Д.В.,
с участии в деле:
административного истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия,
административного ответчика Мяльдзина Рината Хусниевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия к Мяльдзину Ринату Хусниевичу о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
установил:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Мордовия (далее – ОСФР по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о взыскании с должника Мяльдзина Р.Х. финансовых санкций в размере 1000 рублей за непредставление в установленный срок сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») за июнь 2020 года, указав, что административный ответчик состоял на учете в качестве страхователя -индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу по трудовому договору, а также заключающий договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы «исходная») за отчетный месяц июнь 2020 года на 9 застрахованных лиц, работающих у него, своевременно. Исходные сведения по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») за июнь 2020 года на 2 застрахованных лица представлены лишь 23.07.2020, то есть позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», срока (по 15.07.2020).
Решением Пенсионного органа о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 011S019200003869 от 02.11.2020 Мяльдзин Р.Х., будучи страхователем, привлечен к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный месяц июнь 2020 года в отношении двух застрахованных лиц в размере 1000 рублей, которое направлено в адрес страхователя заказным письмом 04.12.2020.
Поскольку выставленное в адрес административного ответчика требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.12.2020 № 011S012000003266 (направлено в адрес страхователя по почтовым отправлением 04.12.2020) в добровольном порядке в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования не исполнено, ОСФР по Республике Мордовия в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание представитель административного истца ОСФР по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В заявлении от 29.11.2023 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебное заседание административный ответчик Мяльдзин Р.Х. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (преамбула Закона). В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица применяются к страхователям за непредставление им в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученными от налоговых органов, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом Фонда, до момента их обнаружения территориальным органом Фонда вправе представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Из представленных в материалы дела доказательств установлено, что административный ответчик Мяльдзин Р.Х. состоял на учете в качестве страхователя - индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу по трудовому договору, а также заключающий договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно сведениям ЕГРИП на сайте ФНС России Мяльдзин Р.Х. (ОГРНИП:№, ИНН:№) прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 01.06.2023.
Мяльдзин Р.Х., будучи страхователем – индивидуальным предпринимателем, своевременно представил в Пенсионный орган сведения по форме СЗВ-М (тип «исходная») за июнь 2020 года в отношении девяти застрахованных лиц.
Страхователь, самостоятельно выявив ошибку в представленных исходных сведениях за июнь 2020 года, 23.07.2020 представил сведения по форме СЗВ-М (тип – «дополняющая») за июнь 2020 года на двоих застрахованных лиц (ФИО1 и ФИО2), сведения о которых в первоначальных сведениях отсутствовали.
Тем самым, заявитель считает, что страхователем Мяльдзиным Р.Х. были нарушены установленные Федеральным законом №27-ФЗ сроки представления отчетности по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») за июнь 2020 года.
При этом доказательства обнаружения Пенсионным органом несоответствий в представленных сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2020 года и направления в адрес страхователя уведомления в материалы дела не представлено.
Напротив, как следует из представленных материалов дела акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен пенсионным фондом 23.09.2020, то есть после представления Мяльдзиным Р.Х. дополнительных сведений, что свидетельствует о самостоятельном исправлении им ошибки.
В пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Минтрудом России от 22.04.2020 № 211н. (далее – Инструкция №211н от 22.04.2020) прямо указано, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Сформированная Верховным Судом Российской Федерации судебная практика исходит из того, что в соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять (направлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В связи с этим вышеназванная мера публичной ответственности не применяется, если страхователь самостоятельно исправил ошибку первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлении Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, а именно представил в Пенсионный фонд соответствующие дополнительные сведения. Данная правовая позиция закреплена в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, и определяет судебную практику в настоящее время.
Кроме того, Закон № 27-ФЗ не содержит положений, прямо определяющих особые условия привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 данного закона, в частности, критерии определения виновности лица, состав смягчающих и отягчающих обстоятельств, основания освобождения от ответственности.
В данном случае необходимо учитывать, что статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Закон № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Норма статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности (штрафа) добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П).
Принимая во внимание, что Закон № 27-ФЗ предусматривает право страхователей представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях, и не содержит исключений из этого права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены Пенсионному фонду (абзац пятый статьи 17), то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки Пенсионными фондом или до истечения срока, указанного в уведомлении Пенсионного фонда, влечет за собой освобождение от ответственности в форме взимания страховых взносов.
Учитывая установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к административному ответчику финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем, настоящее административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия к Мяльдзину Ринату Хусниевичу о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья А.К. Малкина