ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1361 от 31.12.9999 Миасского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Миасский городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Миасский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

1361/2011 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г.Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Гонибесова Д.А.

при секретаре Федоровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Миасса в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению органов внутренних дел по Миасскому городскому округу о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению закона, приостановлении деятельности изолятора временного содержания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор АДРЕС в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению органов внутренних дел по Миасскому городскому округу (далее – УВД по МГО) о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению закона, приостановлении деятельности изолятора временного содержания (далее – ИВС), в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой АДРЕС проверкой деятельности ИВС были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и требований санитарных норм и правил. Нарушения указанных правил в ИВС УВД по МГО, непринятия ответчиком мер по обеспечению безопасных условий пребывания в изоляторе подозреваемых и обвиняемых, лиц, подвергнутых административному аресту, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Просит приостановить деятельность ИВС УВД по МГО до устранения выявленных нарушений норм пожарной безопасности и санитарных норм, признать бездействие УВД по МГО, выразившееся в неработоспособности системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; отсутствии в камерах ИВС автоматической установки пожарной сигнализации; отсутствии в аппаратуре автоматической установки пожарной сигнализации, расположенной в помещениях изолятора временного содержания, команды на отключение систем механической приточной, вытяжкой вентиляций; необеспечении сотрудников изолятора временного содержания индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания; необеспечении уровня освещенности в камерах для временного содержания задержанных на столиках требованиям п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России»; возложить на УВД по МГО обязанность в срок до ДАТА устранить указанные нарушения.

Определением суда от ДАТА принят отказ прокурора АДРЕС от исковых требований к УВД по МГО в части признания бездействия УВД по МГО, выразившееся в неработоспособности системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; отсутствии в аппаратуре автоматической установки пожарной сигнализации, расположенной в помещениях изолятора временного содержания, команды на отключение систем механической приточной, вытяжкой вентиляций; необеспечении сотрудников изолятора временного содержания индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания; возложения обязанности на УВД по МГО в срок до ДАТА: привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; обеспечить наличие в аппаратуре автоматической установки пожарной сигнализации, расположенной в помещениях изолятора временного содержания, команды на отключением систем механической приточной, вытяжной вентиляций; обеспечить сотрудников изолятора временного содержания индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, в связи с добровольным устранением указанных нарушений. Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержал, оп основаниям, указанным в иске.

Представители ответчика УВД по МГО ФИО4, ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали, представили письменный отзыв (л.д. 68-73).

Представитель третьего лица ГУВД по АДРЕС ФИО6 исковые требования посчитала необоснованными.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности НОМЕР управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по АДРЕС в судебное заседание не явился, извещен, причина неявки суду не известна.

Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетеля, исследовав все материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Установлено, что помещение ИВС УВД по МГО передано в безвозмездное пользование УВД по МГО на основании распоряжения Главы АДРЕС от ДАТА НОМЕР-р-1 (л.д. 43), договора безвозмездного пользования нежилым зданием, находящимся в муниципальной собственности от ДАТА НОМЕР (л.д. 45-46).

Прокуратурой АДРЕС в период с ДАТА по ДАТА совместно со специалистами ОНАДРЕС УНД ГУ МЧС России по АДРЕС, специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по АДРЕС в АДРЕС и АДРЕС проведена проверка соблюдения в ИВС УВД по МГО требований законодательства в сфере пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) В нарушение п.п. 1, 3, 10, 34, 98 Приказа МЧС РФ от ДАТА N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее – ППБ 01-03) смонтированная в помещениях ИВС УВД по Миасскому городскому округу система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре находится в неработоспособном состоянии.

2) В нарушение п.4 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)», утвержденного Приказом МЧС РФ от ДАТА N 315 (далее - НПБ 110-03), п.1, 3, 10 ППБ 01-03, п.404 Приказа МВД РФ НОМЕР ДСП от ДАТА помещения камер ИВС УВД по МГО не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

3) В нарушение п.13.1 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования (НПБ 88-2001*)», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от ДАТА N 3, п.п. 1, 3, 10 ППБ 01-03 аппаратура автоматической установки пожарной сигнализации не формирует команду на отключение систем механической приточной, вытяжной вентиляций в помещениях ИВС УВД по МГО.

4) В нарушение п.п. 1, 3, 10, 89 ППБ 01-03 в ИВС УВД по МГО не проведена проверка исправности внутреннего противопожарного водопровода и его способности обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

5) В нарушение п.п. 1, 3, 10, 129 ППБ 01-03 обслуживающий персонал ИВС УВД по Миасскому городскому округу не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.

6) В нарушение п. 1.1., п.6.28 Государственных строительных норм и правил СНиП 23-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п.1, 3, 10 ППБ 01-03 в помещении коридора ИВС УВД по МГО на участке пола расположенном в районе камер НОМЕР,10 в месте перепада высоты пола менее 45 см., не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6.

7) В нарушение п. 108, приложение НОМЕР п. 19 ППБ 01-03 в помещении коридора ИВС УВД по Миасскому городскому округу первичные средства пожаротушения размещаются на высоте более 1,5 м.

8) В нарушение п.п. 1.1, 7.1, 7.4, 5.14 Государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» помещение кладовой ИВС УВД по МГО не имеет противопожарной двери с требуемым пределом огнестойкости, в противопожарной преграде (перегородке) отделяющей кладовую от других помещений ИВС УВД по МГО, с иным классом функциональной пожарной опасности.

9) В нарушение п.ДАТА Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтех управлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДАТА (далее - ПЭУ) соединение жил электрических проводов в месте подсоединения светильника, расположенного в помещении кладовой ИВС УВД по МГО, выполнены скруткой, жилы проводов не заизолированы; соединение жил электрических проводов подводящих электроэнергию к приборам освещения камер НОМЕР, 15 ИВС УВД по Миасскому городскому округу, в месте расположения вилки, выполнены скруткой, провода не закреплены к строительным конструкциям; соединение жил электрических проводов в электрической распределительной коробке, у расположенной в коридоре ИВС УВД по Миасскому городскому округу, в районе камеры НОМЕР, выполнены скруткой.

10) В нарушение п.503 ППБ 01-03 расстояние от светильника кладовой ИВС УВД по МГО до предметов в ней хранящихся менее 0,5 м.

11) В нарушение п. 60 ППБ 01-03 отсутствует крышка, предусмотренная конструкцией, на электрической распределительной коробке, расположенной в коридоре ИВС УВД по МГО, в районе камеры НОМЕР.

12) В нарушение п. 4.1.3 ПЭУ в электрическом распределительном устройстве, расположенном в холле ИВС УВД по Миасскому городскому округу, отсутствуют четкие надписи, указывающие назначение отдельных цепей и панелей.

Кроме того, в ИВС УВД по Миасскому городскому округу ДАТА выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части несоответствия уровней освещенности в камерах для временного содержания задержанных, на столиках требованиям п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России».

Указанные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста ОНАДРЕС УНД ГУ МЧС России по АДРЕС (л.д. 13), протоколом измерений физических факторов среды от ДАТА (л.д. 14) и представителями ответчиков не оспаривались.

На момент рассмотрения дела ответчиком устранена часть нарушений требований пожарной безопасности ответчиком устранена, за исключением нарушений, выразившихся отсутствии в камерах ИВС автоматической установки пожарной сигнализации; необеспечении уровня освещенности в камерах для временного содержания задержанных на столиках требованиям п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России», что подтверждается планом устранения недостатков (л.д. 105), договором НОМЕР от ДАТА (л.д. 106-107), актами выполненных работ (л.д. 108, 111-112, 113), договором НОМЕР от ДАТА (л.д. 109-110), телеграммой об итогах служебной деятельности ИВС (л.д. 104), журналом регистрации работ ПО ТО и ППР Систем пожарной автоматики (л.д. 89-90), актом от ДАТА проверки работоспособности АПС, аппаратуры автоматической установки пожарной сигнализации для формирования команды на отключение систем механической приточной, вытяжной вентиляции, речевого оповещении о пожаре в помещениях ИВС (л.д. 91), заявками и планами на проведение работ (л.д. 92-102), договором НОМЕР от ДАТА и акты выполненных работы по монтажу и пуско-наладке пожарной сигнализации (л.д. 74-76), государственным контрактом НОМЕР от ДАТА и актами выполненных работ по монтажу и пуско-наладке пожарной сигнализации (л.д. 77-88), журналом заявок на текущий ремонт помещений УВД по МГО (л.д. 150-151), накладной от ДАТА НОМЕР на отпуск фильтрующих средств (л.д. 170), арматурной карточкой (л.д. 171), сертификатом и паспортом пожарной безопасности металлической двери (л.д. 164, 165-167), журналом регистрации работ ПО ТО и ППР систем пожарной автоматики УВД по МГО (л.д. 169), журналом учета заявок плотника (л.д.161-162), журналом учета заявок электрика (л.д. 141-142), фотографиями (л.д. 144-149, 152-160, 163). Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Согласно ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДАТА №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДАТА №69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.23 Федерального закона от ДАТА N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В силу п.1 ППБ 01-03 правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:

- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);

- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

- категории В4 и Д по пожарной опасности;

- лестничных клеток.

Согласно п.404 Приказа МВД РФ НОМЕР ДСП от ДАТА «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» при строительстве (реконструкции и ремонте) комплекса ИВС необходимо оборудовать его средствами охранно-тревожной сигнализацией.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДАТА N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Пунктом 413 Приказа МВД РФ НОМЕР ДСП от ДАТА предусмотрено, что камеры ИВС должны иметь естественное освещение, а также искусственное с использованием электроламАДРЕС лампочки устанавливаются, как правило, на потолке либо в нише над дверным проемом (или на потолке и в нише одновременно), изолируются плафоном и ограждением из пропускающего свет антивандального материала.

Освещенность помещений ИВС должна соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В силу п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России», допустимая искусственная освещенность помещений должна составлять 50 лк.

Поскольку указанные требования пожарной безопасности и санитарных норм и правил ответчиком не исполнены, то суд считает, что исковые требования прокурора о признании бездействия УВД по МГО, выразившееся в отсутствии в камерах изолятора временного содержания автоматической установки пожарной сигнализации, необеспечении уровня освещенности в камерах для временного содержания задержанных на столиках требованиям п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» незаконным и о возложении обязанности на ответчика устранить указанные нарушения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд также полагает возможным установить срок для исполнения указанной обязанности – в течение одного года со дня вступления решения суда в силу, поскольку указанный срок суд считает разумным и достаточным для проведения работ по устранению указанных нарушений, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Не влияют на выводы суда доводы представителей ответчика о том, что в помещении ИВС УВД по МГО произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации за исключением камер содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых, а установка указанной сигнализации в камерах ИВС не является целесообразной, поскольку НПБ 110-03 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения без исключения.

В соответствии с п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно п.2 ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд полагает, что прокурором не представлено убедительных доказательств тому, что отсутствии в камерах изолятора временного содержания автоматической установки пожарной сигнализации и необеспечение уровня освещенности в камерах для временного содержания задержанных на столиках является достаточным основанием для приостановления деятельности ИВС УВД по МГО.

Само по себе нарушение ответчиком выявленных и неустраненных нарушений требований пожарной безопасности и санитарных норм, не может служить достаточным основанием для вывода о наличии опасности причинения вреда жизни и здоровью гражданам в будущем.

Судом учитывается то обстоятельство, что в настоящее время ответчиком направлены письма в ГУ МВД России по АДРЕС о выделении денежных средств в сумме ... рублей для оборудования охранно-пожарной сигнализацией камер ИВС УВД по МГО (л.д. 174), и в сумме ... рублей для проведения текущего ремонта освещения (л.д. 172), выделение которых возможно в случае дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.

Не влияют на выводы суда и показания свидетеля ФИО7, поскольку из них прямо не следует, что при отсутствии в камерах изолятора временного содержания автоматической установки пожарной сигнализации может быть причинен вред здоровью содержащимся в них лицам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать бездействие Управление внутренних дел по Миасскому городскому округу, выразившееся в отсутствии в камерах изолятора временного содержания автоматической установки пожарной сигнализации, необеспечении уровня освещенности в камерах для временного содержания задержанных на столиках требованиям п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» незаконным.

Обязать Управление внутренних дел по Миасскому городскому округу в течение года со дня вступления решения суда в силу установить в камерах изолятора временного содержания автоматической установки пожарной сигнализации, обеспечить уровень освещенности в камерах для временного содержания задержанных на столиках требованиям п.20 Свода Правил МВД России СП 12-95 «Свод правил. Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России».

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора АДРЕС в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению органов внутренних дел Миасского городского округа о приостановлении деятельности изолятора временного содержания и устранении нарушений требований пожарной безопасности и санитарных норм в срок до ДАТА отказать

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Миасский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий