ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 13О от 14.02.2022 Новоусманского районного суда (Воронежская область)

УИД: 36RS0022-01-2021-003139-45

№12-75/2022

РЕШЕНИЕ

с. Новая Усмань 30 мая 2022 года

Судья Новоусманского районного суда Воронежской области Гулевская Л.В.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» (далее по тексту - ФГБУ «Воронежский государственный заповедник») ФИО1,

действующей на основании доверенности № 13 от 14.02.2022,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя , гражданина РФ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, по жалобе ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» ФИО3 № 20 от 03.03.2022,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» ФИО3 №20 от 03.03.2022, ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, в связи с тем, что 20.02.2022 в 11 час. 25 мин. он допустил нарушение режима особо охраняемой территории ГПЗФЗ «Воронежский», выразившееся в осуществлении им движения и стоянки вне дорог общего пользования на автомобиле марки Тойота, государственный регистрационный знак в квартале Сомовского лесничества в границах государственного природного заказника федерального значения «» на территории . При этом, земельных участков во владении, пользовании или собственности в указанном месте ФИО2 не имеет, производственную деятельность не осуществляет.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Железнодорожный районный суд г. Воронежа с жалобой, которая на основании определения Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 16.03.2022 по подсудности была направлена в Новоусманский районный суд Воронежской области, в которой просит об отмене названного постановления от 03.03.2022, как незаконного и необоснованного, и прекращении производства по делу. В жалобе указывает, что статус грунтовых дорог и дорог необщего пользования на территории государственного заказника «Воронежский» в настоящее время не определен. Локация дороги размещена на общедоступных картах GOOGL и 2 GIS, которые содержат информацию о возможности проезда по дороге, на которой он находился. Он не обязан предполагать или догадываться о том, что въезд и нахождение на какой-либо дороге запрещен, если нет прямого указания на это (знаки, шлагбаумы), а системы навигации указывают на существование дороги и возможность проезда по ней к местам общего пользования: турбазе. Доводы государственного инспектора о том, что в заданном направлении отсутствуют места общего пользования (турбаза) не соответствует действительности, так как он указал в своих объяснениях туристическую зону – «Мини Кривоборье», информация о которой также существует во всех доступных информационных источниках. Кроме того, с дороги, на которой он находился, возможен проезд на туристическую базу «Веневитино».

В судебное заседание заявитель не явился, о дне, месте, времени слушания дела извещен своевременно и надлежащем образом. От ФИО2 потупило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, заявленные в жалобе требования поддержал в полном объеме.

Представитель ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» по доверенности ФИО1 возражает против удовлетворения жалобы, считает постановление №20 от 03.03.2022 законным и обоснованным. Суду предоставлены письменные возражения на жалобу.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, выслушав представителя ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» ФИО1, судья пришел к следующему выводу.

Статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, на граждан в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее по тексту – Федеральный закон №33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых, среди прочего, относятся государственные природные заказники.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от N33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного Федеральный закон №33-ФЗ создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Как следует из ст. 24 Федерального закона N33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.04.1958 N336 "О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР" образован республиканский государственный природный заказник "Воронежский".

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р государственный природный заказник "Воронежский" приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.05.2009 N 142 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский".

Согласно п.п. 16 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский", утвержденного приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 N 142 на территории заказника запрещаются: проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования (кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по выполнению задач, предусмотренных разделом II настоящего Положения, проездом автотранспортных средств землевладельцев, землепользователей и собственников земель к участкам, находящихся в их владении, пользовании или собственности и расположенных в границах заказника, а также с осуществлением производственной деятельности в соответствии с настоящим Положением);

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д.

Как усматривается из материалов дела, 20.02.2022 в 11 час. 25 мин. ФИО2 допустил нарушение режима особо охраняемой территории ГПЗФЗ «Воронежский», выразившееся в осуществлении им движения и стоянки вне дорог общего пользования на автомобиле марки Тойота, государственный регистрационный знак в квартале Сомовского лесничества в границах государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» на территории , а именно в нарушении ст. 24 Федеральный закон №33-ФЗ, п.п. 16 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский", утвержденного приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 N 142, осуществлял движение и стоянку вне дорог общего пользования. В указанном месте земельных участков во владении, пользовании или собственности не имеет, производственную деятельность не осуществляет.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность ФИО2 в совершении данного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №000338 от 20.02.2022, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №59 от 21.02.2022, планом – схемой размещения аншлагов на территории ГПЗФЗ «Воронежский», фотоматериалом, иными материалами дела.

Оценив указанные выше доказательства, в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к правильному выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в присутствии ФИО2, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие запрещающих знаков, предусмотренных ПДД РФ, основана на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку ПДД РФ, в том числе Приложения N1 и N2 дорожных знаков и разметки к ним, распространяют свое действие на земли либо поверхности искусственных сооружений, специально обустроенные или приспособленные для движения транспортных средств (дороги). Поскольку территория ГПЗФЗ «Воронежский» относится к особо охраняемым природным территориям, и специально не предназначена для движения транспортных средств, действие ПДД РФ на нее не распространяется, а въезд, передвижение и размещение транспортных средств на ней регулируется нормативно-правовыми актами об особо охраняемых природных территориях.

Вопреки доводам жалобы сведения о границах территории заповедника являются общедоступными, указаны в приложении к Положению о государственном природном заказнике федерального значения "Воронежский", в связи с чем, должностное лицо правильно пришло к выводу о доказанности вины ФИО2 в совершении административного правонарушения в особо охраняемой природной территории.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае создание угрозы общественным отношениям, возникающим в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, имеет высокую социальную значимость, так как находится под постоянным особым контролем со стороны государства, направленным на защиту прав и законных интересов граждан и охрану объектов общенационального достояния.

Доводы жалобы о признании правонарушения малозначительным являлись предметом рассмотрения должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления, и обоснованно были признаны несостоятельными.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не является основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Действия ФИО2 правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мера наказания в виде административного штрафа назначена ФИО2 в пределах санкции соответствующей статьи, с учетом обстоятельств, влияющих на степень ответственности правонарушителя, в минимально возможном размере.

Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Порядок привлечения ФИО2 к административной ответственности не нарушен.

На основании изложенного, учитывая, что существенных нарушений норм материального и процессуального права при составлении материалов и рассмотрении дела заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» ФИО3 не усматривается, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания №20 от 03.03.2022. Оснований для удовлетворения жалобы ФИО2 также не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания №20 от 03.03.2022 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: